Портрет и статуя Нерона
Когда Клавдий взошел на трон, он был последним из своего поколения Юлиев-Клавдиев, способным взять под контроль империю. Только его законные наследники могли легитимно наследовать ему. Единственному ребенку Клавдия и Мессалины, Британнику, было семь лет, когда его мать была убита в 48 г. в результате интриг Агриппины Младшей. Агриппина, внучка Юлии и Агриппы и правнучка Августа, планировала сделать Нерона, своего сына от первого брака, преемником Клавдия. Она вышла замуж за Клавдия в 48 г. и сумела убедить его усыновить Нерона два года спустя. После смерти Клавдия в 54 г. Нерон стал императором Тиберием Клавдием Нероном. Только год спустя Агриппина отравила Британника. Нерону тогда было восемнадцать лет.
Усыновление Нерона Клавдием произошло за год до того, как Нерон достиг совершеннолетия в возрасте 14 лет и надел мужскую тогу (toga virilis). Усыновление сделало Нерона его предполагаемым наследником, и изображения Нерона были быстро распространены по всей империи. Лувр и Национальный археологический музей Пармы располагают почти идентичными портретами юного мальчика, носящего тогу-претексту (тога с пурпурной каймой) и буллу (украшение, которое дети носили на шее). Статуя в Парме происходит из базилики в Веллейе, где она была найдена вместе с другими портретами Юлиев-Клавдиев, включая изображение Клавдия.
Сравнение с монетами с изображением Британника исключает возможность того, что это портрет родного сына Клавдия. Прическа очень похожа на прическу последних портретных изображений Клавдия, известных как «Туринский тип», особенностью которого являются волосы, расчесанные очень прямо надо лбом и разделенные небольшой «вилкой» над носом или над внутренним углом правого глаза. Эта прическа была у Клавдия в Себастейоне (храм, посвященный культу императоров) в Афродисии. Подобие причесок подчеркивало близкое родство Клавдия и Нерона, хотя фактически их не связывали никакие кровные узы.
Хотя здесь рот Нерона уже довольно маленький и мясистый и его глаза кажутся утонувшими под слегка изогнутыми бровями, его лицо все еще обладает искренней притягательностью. Однако тенденция к большому реализму в имперских портретах, возникшая при Клавдии, продолжилась во время четырнадцатилетнего правления Нерона; таким образом, модель лица в четырех портретных типах значительно изменялась по мере того, как молодой человек физически взрослел: прическа получила больший объем, становясь более сложной и даже экстравагантной, вероятно, при помощи щипцов для завивки. Черты лица огрубели, а выражение стало мрачным и враждебным1.
Эти изменения означают больше, чем просто поиски точного изображения. Последние портреты Нерона поразительны, потому что они демонстрируют такой подход к искусству, который нацелен на оказание определенного эффекта. Эти портреты отражают эстетические предубеждения Нерона и его стремление к вызывающему противостоянию веристскому стилю эпохи Республики, так же как и августовской имперской идеологии, основанной на равновесии, сдержанности и уважении к традиционным формам. В 69 г. Нерон заплатил за эту позицию своей жизнью.
Неро́н (Nero) (15 декабря 37, Антий — 9 июня 68, Рим), римский император, правил в 54-68; полное имя при рождении — Луций Домиций Агенобарб (Lucius Domitius Ahenobarbus), полное имя после воцарения — Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик (Nero Claudius Caesar Drusus Germanicus). Два предварительных обстоятельства существенны для понимания исторической роли Нерона и общего характера его власти — его происхождение и его связь с греческой культурой.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 2578;