Общие типы высшей нервной деятельности
Сильный тип (сангвиник)
Спокойный
тип (флегматик)
Уравновешенные процессы
Подвижные процессы
Малоподвижные, процессы
Неуравновешенные процессы
Безудержный
тип (холерик)
Слабый '
тип (меланхолик)
У большинства людей тип высшей нервной деятельности представляет собой промежуточные формы между этими основными типами или их сочетание.
Названные выше типы есть у людей и животных, поэтому они называются общими. У людей есть и так называемые специфические типы высшей нервной деятельности, что связано с наличием у человека второй сигнальной системы. И. П. Павлов дополнительно ввел в классификацию типов высшей нервной деятельности критерий особенностей взаимоотношений у конкретного человека первой и второй сигнальных систем и выделил три специфических типа:
мыслительный — это тип людей с преобладанием роли второй сигнальной системы в их жизни и деятельности, склонности к
отвлеченному, абстрактному мышлению с помощью понятийного аппарата, слова. Нередко это люди прагматики, рационалисты, способные к научному творчеству и прогнозированию. В современной терминологии это так называемый левополушарный психотип человека;
художественный — присущ людям, у которых ведущую роль в жизни и деятельности играет первая сигнальная система. Это выражается в склонности к образно-эмоциональному мышлению, более целостному, чем у мыслителя, восприятию картины мира, окружающей действительности. Для них характерны высокая острота, сила, яркость и полнота, целостность непосредственного восприятия действительности. Это правополушарный психотип человека, у которого ведущую роль в жизнедеятельности играет правое полушарие головного мозга;
средний тип, в котором деятельность первой и второй сигнальных систем более или менее уравновешена и в тех или иных обстоятельствах на первый план может выйти любая из них. Большинство людей принадлежит к этому типу высшей нервной деятельности.
Головной мозг человека устроен асимметрично.
Левое полушарие головного мозга управляет правой частью тела человека, а правое полушарие — левой.
У подавляющего большинства людей (у правшей) левое полушарие выполняет функции анализа, синтеза, сравнения, установления взаимосвязей между предметами и явлениями, отдельными сторонами объективной действительности. Его деятельность связана прежде всего с работой второй сигнальной системы, речи человека, слова, понятийного, категориального аппарата человека. Это рациональное, логическое, мыслительное полушарие. Информация в это полушарие поступает дискретно, дискретна и его аналитическая деятельность. В таком случае актуальной становится проблема диалектики мышления, его логичности.
Правое полушарие у большинства людей наглядно-образное, эмоциональное. Информация поступает сюда через непосредственное восприятие человеком действительности с помощью первой сигнальной системы (зрение, слух, обоняние, осязание и другие органы чувств) целостно и во всей воспринимаемой совокупности внешних связей и проявлений окружающего человека мира. Объем информации, идущей в правое полушарие через органы чувств человека, несравненно больший, чем объем информации, поступающий в левое полушарие. При этом значительное количество информации поступает в правое полушарие, минуя сознание человека, на неосознаваемом уровне восприятия. Когда происходит накопление в этом полушарии той или иной информации об окружающей человека действительности и о нем самом, человек может осуществлять неосознанно правиль-
ное ориентирование в соответствующих обстоятельствах, на интуитивном уровне.
В целом у большинства людей правое полушарие обеспечивает целостное и системное восприятие внешних предметов, явлений, событий и связей действительности, понимание правды жизни, всего того, что существует, возникает как факт, как реальная ситуация. И если органы чувств утрачивают в той или иной степени способность адекватного реагирования на реальные обстоятельства ситуации, происходит искажение в ее восприятии и понимании. Это возможно и при нарушениях в работе самого правого полушария и головного мозга в целом.
Левое полушарие у большинства людей способно осуществлять аналитическую деятельность и выявлять, устанавливать внутренние, устойчивые связи и отношения в объективной реальности. Оно функционально сориентировано преимущественно на познание истины, на приобретение человеком объективного знания.
Соотношения в степени развитости правого и левого полушарий головного мозга человека, а потому и роли того или иного полушария головного мозга в жизнедеятельности конкретного человека могут быть разными.
Есть люди с более развитым и определяющим своеобразие их жизни, поведения и деятельности левым полушарием головного мозга по сравнению с правым. Это «левополушарники», лево-полушарный психотип человека. У И. П. Павлова этот тип ВИД назван мыслительным. «Левополушарники» успешнее осуществляют деятельность, связанную с разработкой научных теорий, конструированием технических устройств и систем, деятельностью в области политики, военно-оперативного искусства, юриспруденции, руководства и т. п. «Левополушарники» — врожденные материалисты, атеисты. Английский ученый Г. Уолтер в книге «Живой мозг» высказывает предположение, что революционеры, политики, лидеры партий, государственные деятели выходят из «лево-полушарников». У них абстрактно-логическое мышление преобладает над чувственным пониманием жизни.
Тех, у кого более развито и играет ведущую роль в жизнедеятельности правое полушарие головного мозга по сравнению с левым, называют «правополушарниками», правополушарным психотипом человека. В терминологии И. П. Павлова это художественный тип ВИД. Для представителей этого типа более успешной является деятельность в области различных видов искусства в зависимости от их задатков и способностей. «Правополушарни-ки» больше верят не словам, а своим глазам и чувствам. О другом человеке больше судят по его делам, а не красивым словам. Они воспринимают мир вначале на эмоциональном уровне, в его системном и целостном виде, а уж потом его осмысливают. Они бо-
лее по сравнению с «левополушарниками» подвержены сомнениям, колебаниям, мукам совести, этическим переживаниям. «Пра-вополушарники» имеют врожденную богатую интуицию, способны на неосознаваемом уровне почувствовать появляющийся дискомфорт среды, и потому именно их лучше всего использовать как респнодентов при проведении социологических опросов и изучении общественного мнения. Правополушарные дети хуже учатся, труднее поддаются программированию, принятию социальных норм, правил. А вот левополушарный ребенок легко подчиняется дисциплине, быстро усваивает правила поведения (как хорошего, так и дурного).
Людей с достаточно выраженной степенью функционального развития правого или левого полушария головного мозга не так много (примерно по 13—15 %). Последние исследования выявили предрасположенность к право- или левополушарному развитию у 46 % новорожденных детей (у 54 % детей такой предрасположенности не выявлено).
Большинство людей имеют смешанный тип ВНД: у них функционально деятельность обоих полушарий находится в своеобразном равновесном состоянии. При этом в той или иной ситуации доминантную роль может играть любое из полушарий.
Таковы основные положения физиологии высшей нервной деятельности человека, знание и понимание которых помогает полнее уяснить особенности психической деятельности индивида, материальные основы психики.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Каково строение и функциональное предназначение нервной системы человека?
2. Дайте характеристику основных отделов, структур головного мозга и их функционального предназначения.
3. Раскройте строение и функциональное предназначение коры головного мозга человека и ее отдельных полей.
4. Проанализируйте основные уровни функциональной активности нервной системы человека.
5. Дайте характеристику основных законов функционирования высшей нервной деятельности человека.
6. Раскройте понимание рефлекса как основного механизма высшей нервной деятельности.
7. Дайте сравнительный анализ первой и второй сигнальных систем человека.
8. Раскройте понятие и особенности основных общих типов высшей нервной деятельности.
9. Дайте характеристику специфическим типам высшей нервной Деятельности человека.
10. Что вы понимаете под функциональной асимметрией мозга?
11. В чем состоят особенности лево- и правополушарных психотипов человека?
12. Раскройте нейрофизиологические основы потребностей и эмоций человека (по П. В. Симонову).
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Принципы психологии — это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и законы, действующие в сфере психического, и поэтому чрезвычайно важно уяснить их содержание, основные требования. При этом необходимо понимать, что принципы — это не исходный пункт исследования, а его конечный результат (Ф. Энгельс). Выявление и формулирование принципов — результат специальных и нередко длительных исследований специалистами психического, духовного.
Большой вклад в разработку принципов психологии внесли философские науки, и прежде всего разработка основного вопроса философии, общих законов диалектики, ведущих категорий философии (количества, качества, меры, необходимости и случайности, причины и следствия, истины и ее критериев, развития, движения, взаимосвязи, категории материи, материального и идеального), теории познания и т.д. В этом смысле плюрализм подходов к пониманию психического, многообразие психологических школ в значительной степени объясняются своеобразием философских позиций, пристрастий психолога-исследователя.
Большое влияние на понимание психического и разработку принципов психологии оказали физиологические науки, и прежде всего физиология мозга, физиология высшей нервной деятельности.
К числу других наук, оказавших влияние на понимание психического, его истоков и своеобразия, в первую очередь относятся педагогика, экономика, социология, политология, этика, эстетика, юриспруденция. Все эти науки изучают относительно самостоятельные сферы жизни и деятельности людей, оказывающие влияние на формирование и развитие их психики.
Законы, действующие в этих сферах, обладают относительной самостоятельностью, хотя и испытывают взаимовлияние на особенности своего проявления. Это важно понимать при учете взаимодействия законов психологии и социальной сферы жизнедеятельности людей, законов их биологии. Так, по поводу взаи-
модействия законов социальной жизни и биологии человека А. Н.Леонтьев заметил: то, какая пища попадает в желудок человека, обусловлено социальными обстоятельствами, условиями его жизни и т.п., но процесс пищеварения, ее переработки в желудке происходит по законам физиологии пищеварения. И понятно, что качество, состав и количество того, что попадает в желудок человека, может существенно повлиять на проявление законов физиологии пищеварения, привести к нарушениям в организме, в нервной системе человека, к своеобразию формирования и проявления его психики.
Опираясь на философские, естественно-научные и другие научные основы, отечественная психология сформулировала следующие основные ведущие методологические принципы, определяющие ее позиции в понимании психики и подходы к ее изучению и формированию.
Принцип отражения,раскрывающий понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. По мнению А. Н. Леонтьева, в психике нет ни грана того, что не было бы отражением. Очевидно, что своеобразие психики человека, этой особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами, среди которых ведущую роль играют следующие: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как с помощью органов чувств человека (через первую сигнальную систему, в том числе и через экстрасенсорику), так и с помощью языка, речи (через вторую сигнальную систему); состояние головного мозга, физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.
Особенности психического отражения более подробно рассмотрены в одной из предыдущих глав данного учебника.
Принцип детерминизма,объясняющий причины развития психики, ее истоки. Здесь важно видеть и уяснить два обстоятельства.
Первое — психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия многих факторов и обстоятельств биологического, природного и социального характера. При этом ведущую роль в формировании и развитии человеческой психики как у отдельных индивидов, так и у различных форм общностей людей играют социальные условия их жизни и деятельности. Содержание психики человека определяется образом и уровнем жизни и деятельности людей и изменяется с изменением жизненных обстоятельств. Ее происхождение, формирование и развитие решающим образом зависят от способа производства, распределения и потребления материальных и духовных средств, общественного, группового и индивидуального бытия человека. Своеобразие в первую очередь этих обстоятельств, а также доминирующих в обществе нравственных, эстетических, политических, правовых и других
социальных норм, правил, ценностей и обусловливает то или иное содержание, уровень функционирования и направленность психики людей.
Вместе с тем психика человека не простой продукт обстоятельств. Через деятельность людей она может изменять эти обстоятельства (К. Маркс).
Второе обстоятельство состоит в том, что психика человека не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов, обстоятельств. С.Л.Рубинштейн отмечал, что «психические явления выступают в жизни человека не только как обусловленные, но вместе с тем и как обусловливающие; определяемые условиями жизни человека, психические явления обусловливают его поведение, его деятельность» (Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959. — С. 19), посредством которых человек видоизменяет окружающий его социальный и природный мир и самого себя.
Психика человека, таким образом, обладает способностью изменять, развивать себя.
Принцип активностипсихического, сознания ориентирует исследователя при изучении психики, психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека в виде тех или иных образов избирательно, целенаправленно, а не только зеркально. Это обусловлено и определяется имеющимся у человека жизненным, профессиональным и другим опытом, его потребностями и интересами, тем, что в каждом акте психического присутствует и отношенческий аспект. Психика человека, ее содержание и состояние выступают своеобразным трансформатором, призмой всяких внешних и других воздействий. Одни обстоятельства, факты, события, воспринимаясь неадекватно, заметно усиливают свое воздействие на человека, его психику; степень влияния других событий, наоборот, ослабляется. К ряду жизненных обстоятельств в тот или иной момент, отрезок времени у человека складывается нейтральное отношение, он как бы безразличен к ним. Многое же из окружающей действительности и того, что происходит в организме человека, отражается на неосознаваемом уровне, минуя сознание. Однако все, что так или иначе влияет на человека, оставляет «следы» в головном мозге, рано или поздно может активизироваться и создавать своеобразие функционирования и настроя психики по восприятию и оценке объективной реальности.
Принцип развитияпсихики, сознания человека в деятельности и во взаимодействии с миром, общении с другими людьми, в процессе взаимодействия его с социальной и природной средой раскрывает истоки человеческой психики. Психика человека, его сознание могут быть правильно поняты и объяснены при усло-
вии, если рассматриваются как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания. В качестве специфической для человека формы психического развития выступает его социализация как процесс усвоения им общественного опыта. Именно через социализацию формируется и развивается сознание и осознание личности, складывается система ее ценностей. А потому каковы социальные обстоятельства жизни и деятельности людей, таковы и люди: их сознание, интересы и потребности, устремления, способности и т.п. Изменение жизненных обстоятельств, и прежде всего характера и условий деятельности, отношений между людьми ведет к изменениям их психики, сознания. С. Л. Рубинштейн отмечал, что, проявляясь в деятельности, сознание в деятельности и формируется.
Принцип взаимосвязи, единствасознания, психического и деятельности, поведения показывает, что человеческая психика формируется, функционирует, развивается и проявляется только в процессе общественно-трудовой деятельности, взаимодействия человека с другими людьми. Единство (но не тождество) сознания, психического и деятельности, поведения человека состоит в следующем: сознание, психическое побуждают человека к действию, образуют внутренний план деятельности, поведения, их программу, модель, с помощью которых и происходит ориентация человека в окружающей среде. Этот принцип ориентирует специалиста, практика при изучении и анализе поведения, деятельности людей не только учитывать внешнюю картину, рисунок поведения, внешние обстоятельства, но и выяснять те внутренние психологические механизмы (цели, мотивы, ценностные ориентации, знания, умения, навыки и т.п.) личности, которые обеспечили соответствующее поведение, действие, поступок, а также и их результаты.
В связи с этим выделяют две грани проявления психики людей, две группы форм существования психического:
субъективные — что и как мыслит, оценивает, переживает человек, его отношения и оценочные суждения и т.п.;
объективные — реальное поведение, действия, поступки человека, материализованные и объективированные результаты его де-, яний (продукты его производственной, творческой, спортивной, бытовой и другой деятельности и т.п.).
Все это дает основание утверждать, что наиболее полное и адек-атное понимание психики человека возможно лишь на основе Систем объективных и субъективных ее проявлений, оценки no-сазателей и признаков таких проявлений.
Принцип целостного, системного подходак пониманию и изу-1ению психических феноменов ориентирует специалиста на
В А Сластенин
понимание того, что психика формируется, функционирует и проявляется как целостное, интегральное явление. Все индивидуальные и групповые (общественные) психические феномены взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их вычленение и отдельное рассмотрение в психологии как учебной дисциплине (да и в науке) носят условный характер и имеют целью показать особенности, свойства этих явлений. При этом количественные и качественные изменения, происходящие в отдельных психических явлениях, процессах, механизмах, тут же приводят к изменениям в функционировании и проявлениях всей психики как системы. Психика человека как индивида, так и различных форм общностей людей является целостным, системным, иерархически организованным образованием, и потому любая коррекция отдельных характеристик психики видоизменяет ее всю.
Важно также подчеркнуть, что психика человека, функционируя системно в многообразии взаимосвязей ее различных феноменов, обладает компенсаторными свойствами: недостаточная развитость одних психических функций может быть компенсирована соответствующим развитием других. Например, отсутствие интереса к учебному предмету, к той или иной деятельности может компенсировать высокая волевая подготовленность, собранность человека, недостаточные способности — трудолюбие и т.д.
Принцип относительной самостоятельностипсихических феноменов не противоречит предыдущему принципу, а лишь указывает на то, что каждое психическое явление у человека может иметь не только своеобразие своих физиологических основ (см. подробнее раздел о физиологии головного мозга и физиологии высшей нервной деятельности), но и свои закономерности формирования, функционирования, развития (например, память, воля, эмоции, способности и т.п.). К тому же как отдельные индивидуальные, так и групповые, массовые психические феномены могут функционировать (формироваться) достаточно выраженно независимо от других явлений психики, детерминируя, обеспечивая соответствующее поведение и действия людей (например, та или иная акцентуация личности, доминирующая потребность, традиция, ценность и т.п.).
Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов,ценностей, установок в понимании своеобразия, при формировании и изучении психических явлений, фактов, механизмов.
С учетом требований этого принципа изучение психики человека и ее отдельных феноменов может быть правильным лишь при учете, прежде всего в совокупности, единстве, основных, ведущих, коренных личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опы-
та, способностей и других особенностей в целом, учета своеобразия как психотипических, так и индивидуально-психологических особенностей людей.
Принцип единстваконкретно-исторического подхода и содержательного анализа явлений как индивидуальной, так и групповой, общественной, массовой психики. Этот принцип ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретно-исторических условий их жизни и деятельности. Психика человека не может быть правильно и полно понята при условии игнорирования требований этого принципа. Только содержательно-ценностного или, наоборот, конкретно-исторического анализа психики, ее отдельных феноменов недостаточно для их правильного понимания.
Все названные основные принципы психологии представляют собой систему, в которой каждый элемент раскрывает ту или иную грань психического. И поэтому игнорирование требований хотя бы одного из принципов снижает возможность в познании и изменении психики человека, социальной группы.
Важно уяснить основные требования ведущих принципов отечественной психологии, своеобразие и пути реализации этих требований в профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность специалиста любого профиля будет более успешной, если он постоянно изучает и понимает своеобразие психики человека и учитывает ее особенности при решении профессиональных задач. Для этого он может использовать соответствующие средства и методы изучения личности, психических явлений и процессов в трудовом коллективе.
Методы психологии— это способы изучения психических особенностей людей, сбора, обработки и анализа психологической информации, получения выводного знания. Это способы использования тех или иных средств для решения исследовательских и других психологических задач.
В познании психических феноменов используются следующие основные средства: интеллектуально-познавательная деятельность исследователя, специалиста, первая и вторая сигнальные системы, компьютерная, видео- и аудиозаписывающая техника, тестовые и другие опросные бланки и средства.
Методы психологии имеют своей целью раскрыть особенности, закономерности, механизмы индивидуальной и групповой психики, отдельных психических явлений и процессов. При этом каждый метод имеет свои возможности и ограничения, знание и Учет которых необходимы на практике, в профессиональной и других видах деятельности. Психологическое изучение людей должно быть направлено на получение максимально объективного, истинного знания об особенностях их психики. Этому в значительной степени помогает овладение специалистами методами психоло-
гии, методикой профессионально-психологического изучения человека. Все многообразие методов, используемых в психологии, можно свести в четыре группы.
1. Эмпирическиеметоды — сбора информации о психических особенностях как отдельного человека, так и социальной группы.
2. Методы обработкиполученной информации, в том числе и с использованием методов математической статистики и электронно-вычислительной техники.
3. Теоретическиеметоды — анализа и интерпретации результатов — исследования и получения нового знания о психических особенностях изучаемого человека или социальной группы.
4. Методы практического характера,к числу которых относят:
а) методы оказания различных форм психической помощи;
б) методы социально-психологического научения (тренинг группы, методы индивидуального обучения методике регуляции психических состояний и т.п.).
Наибольший практический смысл в деятельности специалиста имеют методы первой группы — сбора психологической информации. К их числу относятся следующие методы:
наблюдения;
познавательной беседы (индивидуальной и групповой);
опроса (письменного и устного), разновидностью которого
являются анкетирование и интервью;
экспертной оценки;
оценки полярных профилей;
эксперимента (естественного и лабораторного);
тестирования;
анализа документов;
анализа результатов деятельности;
самонаблюдения и самоотчетов и др.
Все это общие методы психологии (см. подробнее: Немое Р. С. Психология. — М., 1994. — Кн. 1.; Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1977).
В отдельных отраслях психологии могут использоваться и другие специальные методы: например социометрии, контент-анализа, ролевых игр, брейн-сторминга (мозговой атаки) в социальной психологии.
Обычно ни один из эмпирических методов не дает полного представления об изучаемом психическом явлении. Для получения такого знания целесообразно использовать систему методов.
Совокупность методов и процедура их использования для изучения психических особенностей человека и социальной группы принято называть методикой исследования. Понятие методики в психологии используется и в узком смысле слова — как технология использования того или иного метода: методика наблюдения, беседы, опроса и т.д.
При решении любой исследовательской задачи, готовясь к этому, необходимо ответить на ряд вопросов.
1. Какойили какие психические феномены у отдельного человека или у социальной группы нужно изучить?
2. Какпонимается этот феномен и в каких формах он проявляется?
3. Кто,в каких условиях и с использованием каких средств и методов будет изучать этот феномен?
4. Ктовыступает объектом изучения?
5. Каковацель изучения психического феномена?
В зависимости от ответов на эти вопросы избирается, разрабатывается соответствующая методика исследования.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте понимание и дайте общую характеристику принципов психологии.
2. Как соотносятся законы психологии и других наук?
3. Раскройте содержание и требования основных методологических принципов психологии.
4. Как соотносятся такие категории, как «средство», «метод», «методика», «программа психологического исследования»?
5. Какие средства могут быть использованы для решения исследовательских и других психологических задач?
6. Проанализируйте основные группы методов, используемых в психологии.
7. Дайте характеристику специальных методов социальной психологии.
8. Что, по вашему мнению, необходимо учитывать при разработке методики изучения психических феноменов?
ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
С древнейших времен потребности в совместной жизни и жизнеобеспечении заставляли людей вступать в различные виды контактного взаимодействия, учитывать в своих действиях, поведении особенности психики окружающих, а также и свои возможности.
В течение многих тысячелетий малопонятные психические явления люди обозначали общим понятием — душа. В этом смысле психологические знания и представления выступают непременным спутником человеческого общества. Однако возникновение учений о душе относится к VI в. до н.э.
Издревле существовало верование, что человек состоит из плоти (тела) и бесплотной души. В представлениях первобытных людей
душа и тело составляли единое целое. При этом душа понималась как независимое от тела явление, способное управлять телом. Люди считали, что душа периодически покидает тело (например, во сне, в других состояниях: в трансе, при отключении сознания) и, если не возвращается в него, наступает смерть. Души умерших людей по верованиям того времени составляют такие же сообщества, как и у живых людей. А потому у первобытного человека отсутствовало представление о смерти как конечном этапе жизненного пути.
Уже на заре человечества существовали представления о духах, сверхъестественных силах, которые можно попросить о помощи, делая им приношения и поклоняясь им. Было разделение на добрых и на злых духов.
У людей создавались определенные табу, складывались обряды, ритуалы (например, ритуальные танцы перед охотой, перед пиршеством и т.п. как своеобразные способы психологического настроя), возникло знахарство, шаманство. Появились культовые отношения к душе как первоначальные формы религии. Постепенно накапливались знания о духовной жизни людей. Эти знания становились кастовыми, передавались по наследству, внутри определенных групп людей (колдуны, знахари, а позднее — жрецы, волхвы, гуру, церковная элита).
В древних представлениях о душе она присутствует везде в природе, где есть движение и теплота, а в ряде случаев душой наделялись любые предметы вообще. Первое учение о душе основывалось на понимании внематериальной природы души и вере во всеобщую одухотворенность мира. Такое понимание получило название анимизм (от лат. «анима» — дух, душа).
В дальнейшем такое представление о душе начинает уступать место наивно-материалистическим представлениям о душе (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций: VII—I вв. до н.э.). Суть их в том, что душа (греки называли ее «псюхе», что и дало название нашей науке) рассматривается как материальный орган тела, руководимый также материальным началом — духом, разумом. Дух, душа считаются телесными и образуются из мельчайших, неделимых и подвижных частиц — атомов.
Однако с позиции такого подхода нельзя было объяснить возникновение у человека абстрактного логического мышления, воображения, целеполагания, воли и ряда других психических особенностей.
Это создало предпосылки для развития идеалистических взглядов на психику человека.
Наиболее ярким представителем этого направления является Платон (427—347 гг. до н.э.). Он выделил в душе три части: разум, мужество, вожделение, которые разместил в различных частях тела (голове, груди, брюшной полости). Он считал, что эти части распределены у людей неравномерно, а преобладание той или иной
части души связывал с принадлежностью человека к социальной группе и даже к соответствующему этносу. По его мнению, разумная, высшая часть души господствует у аристократов, философов, элитной части общества; мужество — у воинов; вожделение (низшая часть души) — у простых тружеников, ремесленников, рабов. Он считал, что у греков преобладает разум, у северных варваров — мужество, а вожделение в большей степени свойственно южанам.
Платон создал учение об «идеях» как вечных и неизменных сущностях, образующих высший, лежащий по ту сторону природы незримый мир. Разумная часть души вселяется в бренное тело при рождении и оказывает влияние на формирование души человека в целом. По сути, Платон является родоначальником дуализма в психологии.
Особый вклад в развитие учения о душе внес ученик Платона выдающийся древнегреческий философ Аристотель(384—322 гг. до н.э.). В своих трудах «О душе», «О памяти», «О сновидениях» он преодолевает дуализм Платона и выдвигает идею неразделимости души и живого тела. В этом единстве душа выступает движителем живого тела путем принимаемых решений. По мнению Аристотеля, душа не может существовать без тела, но и не является телом. Аристотель выдвинул идею принципа развития психики от низших форм к высшим. В развитии психических функций он отдавал приоритет социальным условиям, а в развитии характера ведущую роль отводил реальной деятельности человека.
Аристотель сделал попытку вернуть психологическую мысль на естественно-научную, биологическую почву. Ему принадлежит заслуга разработки таких проблем психологии, как ощущения, представления, активность психики, психический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Идеи Аристотеля заложили фундамент развития научной психологии. Постепенно в понимании души складывается представление не только о том, что человек способен воспринимать действительность, мыслить, совершать произвольные действия, но и о том, что это свойственно ему лично. Он в отличие от животных сам осознает и произвольно видоизменяет свои действия по своему пониманию и желанию. Зарождается понятие о сознании человека.
Дальнейшее развитие естествознания, биологии, проведение опытных исследований строения и функций организма человека способствовали расширению и утверждению представлений о естественной основе психического. Заметный вклад в это внесли врачи Древнего мира.
Уже в VI в. до н. э. древнегреческий врач Алкмеонвыявил наличие глазных нервов и пришел к выводу, что органом души является мозг. Основоположник научной медицины древнегреческий
врач Гиппократ (460—370 гг. до н.э.) разработал учение о темпераментах и показал зависимость особенностей темпераментов людей от материальных, физиологических основ. В IIIв. до н. э. александрийские врачи Герофили Эразистратотделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга.
Во IIв. до н. э. римский врач Галенобобщил достижения физиологов и медицины и существенно обогатил физиологические основы психики. По его мнению, нервы располагаются во всех частях тела, а ведущую роль в обеспечении психических проявлений, особенно разума, играет задний желудочек мозга. Гален расширил представление о сознании человека и разделил движения человека на произвольные и непроизвольные. Расширить свои анатомические познания ему позволила хирургическая практика у гладиаторов.
Зависимость психики от работы мозга и от деятельности тела обосновывает в своих трудах арабский мыслитель Ибн-Сина(Ави-цена) (980-1037).
С усилением роли религии (христианства католического) в общественной жизни Европейского континента понимание сознания, психики человека начинает приобретать все более идеалистическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средневековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции.
В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к буржуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться и успешно решать задачи естественные, биологические и медицинские науки, возрождаются и преобразовываются различные виды искусств. Однако учение о душе продолжает оставаться церковно-богословским.
С возникновением мануфактурного производства, совершенствованием и усложнением орудий труда на первый план выдвинулась механика. Появляется механистическая концепция миропонимания. Происходят великие географические открытия. Обостряется политическая борьба нарождающейся буржуазии за власть. Все это меняет реальное положение человека в обществе и на этой основе его представления о мире и о себе, происходят глубинные изменения в мировоззрении человечества.
Английский мыслитель Френсис Бэкон(1561—1626) обосновывает идею о решающей роли в научном познании эксперимента, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обобщения. Бэкон утверждает роль индукции в познании действительности. Все это переносится и на изучение человека.
Выдающийся французский ученый Рене Декарт(1596—1650) исследует природу человека («Страсти души», трактат «О челове-
ке») и вводит понятие о рефлексе (отражении) как закономерном ответе организма на внешние воздействия. Это понятие впоследствии стало базовым для физиологии и психологии. Декарт считал, что душа определяется не собственной, изначально присущей ей активностью, а воздействием внешних явлений, обстоятельств на «машину тела». С помощью рефлекса он объяснил психические проявления как материально обусловленные рефлекторные регуляционные процессы. Психику он трактовал как внешне детерминированный внутренний регуляционный механизм. Это положение сыграло большую роль в последующем развитии научных представлений о психике человека.
Декарт ввел в науку и понятие сознания (как знания души о себе). Он понимал человека как «нервную машину», реагирующую соответствующим образом на внешние воздействия. На основе этого подхода Декарт сделал попытку объяснить возникновение ощущений, ассоциаций, эмоциональных реакций. Однако всю психическую деятельность с позиции своей рефлекторной схемы он объяснить не сумел. Декарт продолжал считать, что наряду с рефлекторной природой психического у человека продолжает существовать душа как независимая от тела самостоятельная сущность.
Попытку преодолеть дуализм и механистические представления Р.Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза(1632—1716). Он отстаивал идею единства мира и считал, что сознание является такой же реальностью, как и материальный мир. Спиноза утверждал, что «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он убедительно обосновывал один из ведущих принципов научной психологии — принцип детерминизма.
Крупнейший немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц(1646— 1716) впервые в истории науки выдвигает идею о бессознательной психике, выделяя в ней два уровня: сознание и подсознание. Он высказал идею о сложных взаимосвязях сознательного и бессознательного и об активной природе и непрерывном развитии психического. Лейбниц был идеалистом и считал, что вселенная состоит из множества душ — «монад» (от нем. «монада» — неделимое).
В XVII в. характерным для развития науки и жизни в целом было господство рационализма, согласно которому только разум Дает истинное знание.
Глубокие перемены экономического характера под влиянием индустриальной революции в передовых странах способствовали актуализации потребности в практическом использовании научных знаний. Это привело к возникновению учений, надолго определивших развитие психологии как науки: эмпиризма и сенсуализма — учений о приоритете опыта и чувственного познания
перед «чистым» разумом, о том, что в уме не может быть никаких врожденных идей и принципов. Эмпиризм представлял собой учение о внутреннем опыте и законах его приобретения человеком, о приоритете опыта над разумом. Сенсуализм отстаивал идею приоритета чувственного познания над рациональным.
Родоначальником эмпирической (опытной) психологии становится английский философ и педагог Джон Локк(1632—1704). Он утверждал, что от рождения человек представляет собой «чистую доску, на которой время может написать любые письмена». По существу, Локк отрицал наличие у человека врожденных особенностей, задатков, оказывающих влияние на его психическое развитие.
Отстаивая идею опытного происхождения психики, сознания человека, Локк выделял два источника такого опыта: деятельность внешних органов чувств, ощущения (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума по восприятию и пониманию собственной работы, рефлексию (внутренний опыт). По мнению Локка, человек познает психологические факты (в отличие от познания физических) интроспективно, путем самоанализа на основе внутреннего восприятия. Это утверждение Локка стало базовой основой длительного господства в психологии парадигмы интроспек-ционизма. Вместе с тем, отстаивая идею двух опытов, двух источников психического и противопоставляя сознание и внешний мир на основе того, что они познаются принципиально разными способами, Локк выступает как дуалист.
Учение Локка дало толчок развитию как материалистических [Д.Гартли (1705—1757) — в Англии, Д.Дидро(1713—1784) — во Франции, А.Н.Радищев(1749—1802) — в России], так и идеалистических [Д.Беркли (1684—1753) — в Англии] учений о психике.
Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия ассоциация, под которым понимались сочетание, связь идей. После Локка в психологии утверждается всеобщий объяснительный принцип человеческой психики — принцип ассоциации (связи) идей, образов. Понятие об ассоциации становится наиболее простым и универсальным объяснительным механизмом формирования и приобретения человеком опыта.
Ассоцианизм становится господствующим направлением в психологии, как в материалистической, так и в идеалистической. Ограниченность этого направления состояла в том, что при объяснении особенностей и механизма формирования психики путем организации соответствующего воздействия на нервную систему человека сама нервная система воспринималась как лишенная каких-либо прирожденных качеств и предрасположений.
В XVIII в. возникает другое направление в психологии — учение о способностях души [Х.Вольф(1705—1757) — в Германии]. В от-
личие от ассоцианизма, который утверждает, что вся психика есть ассоциации, новое учение проводит мысль о том, что душа располагает имманентно присущими ей свойствами — способностями, не выступающими следствием ассоциаций. X. Вольф вводит в научный оборот термин психология.
Крупные достижения в психологии в XVIIIв. связаны с развитием естествознания, изменениями в мировоззрении, философском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как закономерного исторического процесса. Появляется представление о культурно-исторической обусловленности индивидуальной психики. Психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, с внешней средой, но и с культурно-историческим развитием общества.
Конец XVIII — начало XIX в. характеризуются крупными достижениями в исследовании нервной системы, физиологии головного мозга (Л. М. Галл ер, Й. Прохазка).
Чешский физиолог Йиржи Прохазка(1749—1820) разрабатывает проблему рефлексов и дает классическое определение рефлекса. Он показывает, что рефлекс возникает лишь на те раздражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Прохазка устанавливает, что по рефлекторному принципу функционируют все отделы нервной системы (как низшие, так и высшие) и все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды. Закладываются основы понимания психики как функции мозга.
С началом XIXстолетия развитие психологического знания стимулировалось в значительной мере достижениями физиологии нервной системы, головного мозга, органов чувств человека (Ф. Мажанди, Ч. Белл, Ф. Мюллер, Ф. Галль, Г. Гельмгольц и др.).
Уже в начале XIX в. английский невролог Ч. Белли независимо от него французский физиолог Ф. Мажандиоткрывают два вида нервных волокон: чувствительные (сенсорные) и двигательные (моторные), которые обеспечивают соответственно афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервные пути.
Огромную популярность приобретает френология (от греч. «френ» — душа, ум), автором которой является австрийский анатом Ф. Галль(1758—1829). Он предложил карту мозга, в соответствии с которой различные способности размещены в соответствующих его участках. Френология побудила к экспериментальному изучению размещения, локализации психических функций в головном мозге. Галль считал, что извилины в коре больших Полушарий головного мозга (а не мозговые желудочки, как счи-
талось раньше) являются местом локализации «умственных сил» человека.
В середине XIX в. появляется теория эволюции Ч. Дарвина(1809— 1882), которая анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В поведении человека и животных в биологическом плане обнаружилось много общего: как у человека, так и у животных существуют общие врожденные программы поведения, основное предназначение которых состоит в обеспечении взаимодействия как внутри вида, так и с окружающей средой. В рамках теории Ч.Дарвина возникла одна из основных категорий психологии — поведение. В работе «Происхождение видов» (1859) он показал роль приспособительных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом развитии.
Ч.Дарвин сделал смелый шаг в признании общности психики животных и человека. В ряде своих работ он анализирует психику человека, делает сравнительный анализ психики животных и человека и приводит убедительные доказательства того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных («Происхождение человека», 1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872).
Под влиянием дарвинизма возникают новые отрасли психологии: зоопсихология, генетическая, сравнительная.
Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественно-научными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной отрасли знаний.
Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, языковед, физиологи психолог Вильгельм Вундт(1832— 1920). Вундт признан однишз основателей и социальной психологии.
В 1879 г. В. Вундт создаетв Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии для изучения структуры сознания и других психических функций человека. Разработки лаборатории публиковались в жрнале «Философские исследования», созданном Вундтом в 1881 г Лаборатория вскоре преобразуется в институт, который превращается в большую интернациональную психологическую школу. Поданным М. Г. Ярошевского, эту школу прошли 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза.
Благодаря исследованиям Вундта к концу XIX в. экспериментальная психология получка развитие во многих странах мира.
В 1884 г. Ф. Гальтонорганизует в Лондоне первую антропометрическую лабораторию. Егосотрудник Р. Кеттелразрабатывает и осуществляет первые тестовые обследования (1890).
После стажировки у Вундта известный невролог и врач-психиатр В. М. Бехтеревсоздает в 1885 г. в Казани первую в России психофизиологическую лабораторию.
Основатель французской психологической школы Альфред Бине(1857—1911) в 1889 г. основывает первую во Франции психологическую лабораторию. Он закладывает основы патопсихологии, педагогической психологии, дефектологии, разрабатывает методы экспериментального изучения высших психических функций — мышления и речи, разрабатывает тест интеллектуального развития, предлагает метод естественного эксперимента.
Разработку методологии метода естественного эксперимента осуществили русские психологи А. Ф. Лазурский(психология личности) и В.М.Бехтерев(психология малых групп).
В 1889 г. в Париже проходит первый психологический конгресс.
В конце XIX столетия немецкий психолог Герман Эббингауз(1850—1909) создает лабораторию изучения памяти, открывает ряд закономерностей памяти (кривая забывания Эббингауза). Американский психолог Эдуард Торндайк(1874—1949) разрабатывает объективные методы исследования процесса формирования навыков у животных и человека, закладывает основы для возникновения бихевиоризма.
В начале XX в. ученик Вундта Освальд Кюльпе(1862—1915) создает Вюрцбургскую психологическую школу (г. Вюрцбург — Бавария). На основе проведенных исследований интеллектуальной сферы психики человека в этой школе было установлено наличие в мышлении несенсорных компонентов — умственных действий и наличие в сознании несенсорных системообразующих компонентов — смыслов и значений.
На рубеже веков большую известность приобретает американский психолог и философ Уильям Джемс(1842—1910). Вотличие от Вундта, выделявшего в сознании отдельные структурные элементы (ощущение, образ, чувство), Джемс исходил из идеи целостности и динамичности сознания, ввел термин поток сознания, объясняя его направленность нуждами индивида. В человеке Джемс различал три сферы: материальную, социальную и духовную, предложил поуровневую трактовку личности и систему ее анализа с позиций внешних и внутренних проявлений. Джемсу принадлежит заслуга разработки теории эмоций (одновременно с датским анатомом К. Ланге) как функции физиологических изменений в организме, положившей начало учению о телесных механизмах эмоций.
Под влиянием эмоциональной теории Джемса дальнейшее осмысление этой проблемы содержится в работах профессора Гарвардской медицинской школы Уолтера Кеннона(1871—1945). Он выявил роль адреналинового фактора в повышении энергетики человека в эмоционально напряженных ситуациях. Кеннон создает нейрогуморальную теорию эмоций. Он установил, что эмоции
являются функцией подкоркового центра — таламуса и сформулировал основной принцип саморегуляции организма — принцип гомеостаза, объясняющий механизм поддержания постоянства, устойчивого равновесия внутренней среды организма («Мудрость тела», 1932).
В первой половине XX столетия в Европе и США возникает ряд самостоятельных психологических школ со своим пониманием предмета психологии, методов исследования, имеющих свои системы основных понятий.
Наибольшую известность в Европе получили психоанализ [3. Фрейд (1856-1939), А.Адлер (1870-1937), К. Юнг(1875-1961), Э.Фромм (1900—1980)]; гештальтпсихология [М. Вертгеймер (1880—1943), В. Келер (1887-1967), К.Кофка (1886-1941)]; в США - бихевиоризм [Дж.Уотсон (1878-1958), Э.Торндайк (1874-1949), Э.Тол-мен (1886-1959), К.Халл (1884-1952)]; школа К.Левина (1890— 1947).
В начале XX в. формируется новая отрасль психологии — социальная психология [В.Вундт (1832—1920), Г.Тард (1843—1904), Г.Лебон (1841—1931), Э.Дюркгейм (1858—1917), У. Мак-Даугалл (1871-1938), Дж.Мид (1863-1931), В.М.Бехтерев (1857-1927)].
В конце XIX — начале XX в. психология выделяется в самостоятельную отрасль в России. В своем идейном и содержательном отношении она не была единым образованием и включала ряд самостоятельных течений, направлений.
Первое направление было идеалистическим, описательным и представляло собой психологическую науку, развивающуюся преимущественно на историко-философских и филологических факультетах университетов, а также в духовных академиях (Г. В. Фло-ровский, Н.А.Бердяев, С.Ф.Франк, С.Н.Трубецкой и др.).
Развитие естествознания, успехи в развитии физиологической мысли в России создали научную базу для второго направления — опытного и объективного изучения психологии, становления экспериментальной психологии.
Третье, эмпирическое направление в понимании психического ориентировалось на идеи В. Вундта, Дж. Локка и других представителей эмпиризма в мировой психологии. Оно было представлено такими известными учеными, как М. И. Владимиров, М.М.Троицкий, Н.Я.Грот, Г.И.Челпанов, А.П.Нечаев и др.
Формирование научной психологии в Россиибыло связано со становлением и развитием отечественной нейрофизиологической школы, с научными работами И.М.Сеченова (1829—1905), И.П.Павлова (1849-1936), А.И.Введенского (1856-1925), А.А.Ухтомского (1875-1942), В.М.Бехтерева (1857-1927).
Основы естественно-научного (опытного), материалистического направления в отечественной психологии заложил выдающийся русский ученый И. М. Сеченов. В1863 г. он публикует свой фунда-
ментальный труд «Рефлексы головного мозга», а затем и ряд других работ: «Кому и как разрабатывать психологию?» (1872), «Психологические этюды» (1873), «Элементы мысли» (1878).
И. М. Сеченов делает сенсационное открытие центрального торможения (до этого физиологам был известен лишь процесс возбуждения). Возникает ряд проблем нейрофизиологии, связанных с отношением возбуждения и торможения. И.М.Сеченов стремится разобраться в механизме протекания психического процесса. И он вновь обращается к проблеме рефлекса. И. М. Сеченов рассматривает любое психическое явление как процесс, имеющий свою структуру: начало, течение и конец. Начало процесса определяется внешними влияниями, и потому, по мнению Сеченова, внутреннее психическое детерминируется внешними воздействиями. Внешнее влияние превращается в чувствование. При этом психика избирательно относится к сигналам внешней среды, вычленяя в ней значимое и второстепенное — и это стало рассматриваться в качестве одной из основных функций психики.
Заключительный акт психического процесса состоит в двигательном ответе на воздействие внешнего раздражителя — приспособительное действие. Сеченов считал, что мозг получает и обрабатывает два ряда сигналов: идущих от значимых предметов, событий через те или иные средства чувств и от результатов действий.
Психическое, по мнению И. М. Сеченова, включает в себя не только то, что выступает в сознании человека в виде образов, представлений, мыслей (как это было принято в психологии). Он считал большим заблуждением мнение о том, что психические процессы начинаются и заканчиваются в сознании. Наряду с отражательной функцией психики И. М. Сеченов выделяет и обосновывает ее регулятивную функцию. Психика выступает и как регулятор деятельности, возникающей в ответ на раздражения, действующие и в данный момент (ощущения, восприятия), и в прошлом (память, представления). Она производит анализ и обобщение этих воздействий и предвидение результатов их последствий (мышление, воображение), на основе чего происходит активизация или, наоборот, торможение деятельности (чувства, воля), выявляются различия в поведении и деятельности людей (темперамент, опыт, характер).
И. М. Сеченов пришел к выводу, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы», а психические явления — это регуляторы деятельности, возникающие и срабатывающие на сигнальные воздействия внешней среды. Сеченов стал основателем одного из направлений экспериментальной психологии — рефлексологии.
Дальнейшее развитие учения И. М. Сеченова осуществил выдающийся русский физиолог И.П.Павлов,которому принадле-
жит заслуга создания целостного учения о высшей нервной деятельности как основы деятельности психической. Он открыл основные закономерности высшей нервной деятельности, определяющие механизмы уравновешивания организма со средой. И. П. Павлов рассматривал поведение как систему условных рефлексов, открыл и сформулировал закономерности их формирования. Он использовал рефлекс не только как концепцию понимания высшей нервной деятельности, но и как метод нейрофизиологического исследования.
И. П. Павлову принадлежит заслуга в создании учения об анализаторах. Он исследовал и показал связи органов чувств с соответствующими корковыми центрами, осуществляющими анализ и синтез поступающей туда информации.
И. П. Павлов показывает, что под влиянием стабильных условий жизни и деятельности человека у него складывается достаточно устойчивая система условных (и безусловных) рефлексов, обеспечивающих устойчивую систему реакций — динамический стереотип.
Опираясь на данные проведенных исследований, И. П. Павлов создает учение о двух сигнальных системах человека: сенсорные сигналы — первая сигнальная система и речевые сигналы — основанная на первой вторая сигнальная система.
Животные в своем поведении руководствуются сигналами первой сигнальной системы. У человека эта сигнальная система также играет большую роль. При этом управляют поведением не сами по себе сигнальные раздражители, а их образы-сигналы в мозгу, которые возникают как следствие условно-рефлекторных связей, содержат в себе определенный смысл и, сигнализируя о ситуации вне человека, регулируют его поведение.
У человека в отличие от животных есть еще и вторая сигнальная система, сигналы которой — слова (произносимые, услышанные, прочитанные) выполняют сигнальную, регулятивную функцию. Слово может замещать, обобщать сигналы первой сигнальной системы и выступает как «сигнал сигналов». Важно различать слова-сигналы как раздражители, идущие извне, и сигналы как представленность этих раздражителей в мозгу в виде смысла и значения этих слов. Регулятивную функцию выполняют те воспринимаемые человеком слова-сигналы, смысл которых он понимает.
Учение И. П. Павлова дает основания рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в головном мозге, как функционально предназначенную для осуществления регуляции взаимодействия человека с окружающим миром.
Дальнейшее развитие научно-естественных основ психологии содержится в исследованиях и трудах А.А.Ухтомского. В 1923 г. в «Русском физиологическом журнале» публикуется его работа «До-
минанта как рабочий принцип нервных центров». Он выдвинул идею преобразования и упорядочения системы регуляции поведения человека под влиянием доминанты — устойчивого и господствующего очага возбуждения, организующего регуляционные процессы до тех пор, пока поведение человека не завершится соответствующим необходимым или ожидаемым результатом.
Большую роль в развитии психологических знаний в России в первых десятилетиях XX столетия сыграли отечественные ученые А.Ф.Лазурский, Г.И.Челпанов, К.Н.Корнилов, А.П.Нечаев и др.
Исключительно большой вклад в развитие отечественной и мировой психологии внес В. М. Бехтерев.Он является основателем первой в России психофизиологической лаборатории (Казань, 1885), Санк-Петербургской психологической лаборатории (1894), переименованной вскоре в первый в мире человековедческий институт — Психоневрологический институт. Бехтерев является основателем ряда научных обществ и научных журналов. Всемирную известность получили его фундаментальные труды: «Основы учения о функциях мозга», «Объективная психология», «Психика и жизнь», «Внушение и его роль в общественной жизни» и др. В 1922 г. В. М. Бехтерев издает труд «Коллективная рефлексология», в котором представлены проблемы социальной психологии и их объяснение с позиции рефлексологии. Особую роль в утверждении рефлексологии как отрасли знаний сыграла публикация работы В. М. Бехтерева «Основы общей рефлексологии» (1923, 1926). Рефлексология, возникнув в сфере психологии, проникает в педагогику, психиатрию, социологию, военное дело.
В дальнейшем в развитие отечественной, советской психологии большой вклад внесли Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, П. К. Анохин, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева и др.
Л.С.Выготский(1896—1934) разработал теорию происхождения и развития высших психических функций, с позиции которой он объясняет возникновение сознания человека. Выготский утверждал, что развитие человеческой психики, сознания осуществляется через усвоение общечеловеческого опыта. По мнению Выготского, сознание является динамической смысловой системой, функционирующей в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов.
Фундаментальная идея Выготского — представление об опосредованном характере психической деятельности человека. Особое внимание Выготский уделял второй сигнальной системе как знаковой системе, выступающей орудием формирования психики. По его мнению, психическое отражение действительности чело-
веком детерминируется социальным опытом людей, закрепленным в слове. Он подчеркивал, что сознание человека в своем развитии обусловлено социальным взаимодействием. Выготский создал новое направление в детской психологии, выдвинув и обосновав концепцию о зонах ближайшего развития ребенка.
Л. С. Выготский создает одно из направлений (школу) в отечественной психологии. Его идеи сыграли большую роль в формировании советской теории психического развития (А.Н.Леонтьев) и педагогической психологии (П.Я.Гальперин, Д.Б.Элько-нин, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя и др.).
Одно из направлений советской психологии возникло в Грузии. Под руководством Д.Н.Узнадзегрузинские психологи успешно разрабатывали проблему установки. В 1979 г. в Тбилиси проходил первый в СССР Международный симпозиум по проблемам бессознательного, на котором школа Узнадзе получила высокую оценку.
Относительно самостоятельное направление (школу) создает С.Л.Рубинштейн,осуществлявший в свое время руководство научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Он произвел систематизацию и концептуализацию категорий психологии в своем фундаментальном труде «Основы общей психологии» (1935, 1940, 1947, 1989), в который вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической теории. Одной из центральных идей его работы является деятельностная концепция психики: отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека. При этом С.Л.Рубинштейн показывает, что внешние воздействия проявляют себя через внутренние, психологические факторы: содержание и состояние психики индивида. Рубинштейн утверждал, что психика и деятельность едины и что психика формируется только в деятельности. В работе «Бытие и сознание» (1957) он раскрывает идею психологического детерминизма и показывает, что внешние причины действуют через внутренние условия, среди которых наряду с психическими образами, мышлением, системами операций особую роль играют личностная мотивация, цели и способности индивида.
Большой вклад в разработку деятельностного подхода к пониманию и исследованию психики человека внес советский психолог А. Н.Леонтьев(1903— 1979). В его фундаментальных трудах («Проблемы развития психики», 1959; «Деятельность, сознание, личность», 1975) раскрывается психологическая структура деятельности, показано взаимодействие ее основных компонентов: мотивов, целей и условий. В структуре сознания А.Н.Леонтьев выделяет его системообразующие компоненты — систему значений и смыслов. Иерархию мотивационно-смысловых образований Леонтьев рассматривает как базовое структурное образование лич-
ности. Им была разработана теория, названная психологической теорией деятельности.
С. Л. Рубинштейн и А. Н.Леонтьев сыграли большую организаторскую роль в создании отделения и факультета психологии (1964) в Московском государственном университете.
Аналогичную роль в создании факультета психологии в Ленинградском государственном университете (1964) сыграл Б.Г.Ананьев(1907—1972). Его заслуга и в том, что под его руководством подготовлена плеяда известных
Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 3248;