Основные формы и уровни познания
Уровни познания | |
Чувственное (сенситивное) | Рациональное (абстрактное или логическое) |
Формы познания | |
Ощущение –отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые, обонятельные). | Понятие –форма (вид) мысли, отражающая общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия. |
Восприятие (синтез ощущений) –формирование целостного образа предметов и их свойств, отражающий непосредственно воздействующими органами чувств, основное свойство которого предметный характер,т. е. воспринимаются не отдельные ощущения, а предмет как нечто целое. | Суждение –форма мысли, которая устанавливает связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Формула: понятие + понятие = суждение. |
Продолжение таблицы 9
Представление –форма, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняются в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Это продукт памяти – способность человека воспроизводить образы предметов, явлений, в данный момент на него не действующий. | Умозаключение –получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления. Формула: суждение + суждение = умозаключение. Например: Иван – ученик 9а школы № 1; Петр – ученик 9а школы № 1, значит Иван и Петр – одноклассники. Они бывают дедуктивными (цепь рассуждений от общего к частному) и индуктивными (от частного к общему. |
На первой чувственной ступени человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Роль чувственного познания:
- органы чувств – единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
- без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще, хотя потеря одного из органов не исключает этого, но затрудняет;
- дает минимум первичной информации, который оказывается необходимым и достаточным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.
Кроме указанных в таблице форм чувственного познания существуют и такие, как воображение, интуиция. Воображение –способность к представлению в союзе с творческим началом (например, можно вообразить то, что никогда не видели и не могли бы увидеть). К воображению близка интуиция –непосредственное, не опирающееся на какие-то логические рассуждения, постижение сущности вещей или их отношений, т. е. это интеллектуальное созерцание действительности, которое обычно приходит внезапно. Воображение и интуиция как творческие способности очень важны для познания, т. к. оно не замыкается в сфере чувственно воспринимаемого. Эти способности дают возможность ученым выдвигать гипотезы.
Однако эта ступень познания имеет и некоторые существенные недостатки:
- физиологическая ограниченность органов чувств. Многие объективно существующие предметы не могут непосредственно отражаться в органах чувств;
- недостаточно для глубокого, всестороннего познания мира.
На второй ступени рациональной (абстрактное мышление), опираясь на данные, полученные из первой ступени, с помощью мышления осуществляется их упорядочивание и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание отлично от чувственного тем, что работает не с образом, а с понятиями, суждениями, умозаключениями (См. таблицу), а также в том, что существует не в форме образов, а в знаковых формах (системах) или в языке (речь), способно отражать существенное в предметах, конструирует понятия-идеи, которые воплощаются в действительность. Однако, оно тесно связано с чувственным, которое служит основой. Их дополняет интуиция.
При оценке значения двух ступеней познания в гносеологии возникли два направления.
Эмпиризм,который видит главный источник знания в чувственном опыте, на который опирается все остальное знание (английские мыслители Джон Локк, Фрэнсис Бэкон, немецкий Георг Юм). «Нет ничего в разуме, чего сначала не было бы в чувствах». Рационализм же утверждает, что основа познания – мышление, разум (Декарт, Спиноза, Готфрид Лейбниц). Немецкий философ Иммануил Кант показал необходимость синтезачувственного и рационального познания. Эмпирия (от греч. опыт) дает материал, содержание познанию, а разум придает форму. Содержание невозможно без формы, форма без содержания.
III.В своем познании люди всегда стремятся отличить заблуждения от достоверного знания, стремятся к более полному и точному знанию, т. е. целью познания является истина. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики утверждают, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики,что можно лишь при помощи ощущений, рационалисты,что лишь с помощью разума.
В истории философии существуют различные определения понятия «истина». Классическая теория была сформулирована еще Аристотелем. Согласно этой теории, истина есть соответствие знания действительности. В современной науке – истина– соответствие полученных знаний содержанию объекта познания или подкрепленное практикой (научным экспериментом) утверждение, точно (адекватно) отражающее действительность, она – цель и результат познавательной деятельности. Истина формулируется в виде суждений, умозаключений, теорий. Истина демонстрирует как соответствие человеческих мыслей реальности (бытию), так и ограниченность возможностей практической и теоретической деятельности человека и общества на данном этапе их развития. Этим объясняется относительный характер истины – ограниченность знания об объекте в каждый момент. Абсолютность истины достигается в тех случаях, когда она становится точным, исчерпывающим отображением объекта. Таким образом, характерная черта истины – наличие в ней объективной и субъективной стороны.Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, т.к. оно существует в объективной реальности. Объективность связана с конкретностью истины (зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются). Субъективнаяуказывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, т.к. при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание субъекта.
Человек в своем познании сложных явлений не может сразу получить окончательную истину. В его знании истинные элементы переплетены с заблуждениями.Это непреднамеренное несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту; это ложное знание, принимаемое за истинное. Роль заблуждения в познании неоднозначна. С одной стороны, заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию, с другой – может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности. Поэтому, как указывалось выше, выделяют истину абсолютную(полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении) и относительную(неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек, человечество на данном этапе своего развития). Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме – относительна. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной. Философы выделяют несколько видов истины: обыденную (повседневную), научную, которая в свою очередь подразделяется на истину в области математики, физики, биологии и т. п. Т. о. виды истины соответствуютвидам знания.
Существуют различные методы и способы, которыми проверяется истинность знания. Они называютсякритериями истины(оценочные характеристики степени соответствия человеческих знаний действительности и «совпадения» содержания мысли с ее объектом). Главными являются – экспериментальная проверка знания и возможность его применения на практике. Экспериментальная проверка характерна, прежде всего, для науки. Эксперимент –целесообразно сконструированная ситуация, в которой предположительное знание (гипотеза) подтверждается или опровергается опытом. Используют часто точные методы измерения и сложные приборы, чтобы максимально точно проверять знания.
Оценка истинности знания может осуществляться также и с помощью практики (движущая сила познания, активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром). Для нее характерно: целенаправленность; предметно-чувственный характер; преобразование окружающей действительности. Различают много видов практики: общественно-производственная, врачебная, социально-политическая и т. д. На каждом историческом этапе она ставит перед познанием конкретные проблемы, требующие неотложного решения.
Ее один важный критерий – логическая непротиворечивость, что означает, что полученные знания не должны быть путанными и внутренне противоречивыми, логически согласовываться с хорошо проверенными и достоверными теориями.
Таким образом, современная теория познания считает, что нет универсальных и однозначных критериев истины. Эксперимент не может полностью точным, практика изменяется и развивается, а логическая непротиворечивость связана с отношениями внутри знания, а не с отношениям знания и реальности. Поэтому процесс открытия истины – долгий процесс. Истины могут формироваться десятилетиями, столетиями, т. е. фактически истина есть процесс и находится в постоянном развитии.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подготовить сообщение на тему: «Истина: позиция Аристотеля и Протагора».Рассмотреть проблему поиска истины, носит ли она объективный и абсолютный характер. Всегда ли важно знать истину?
ТЕМА №3.2 ВИДЫ ПОЗНАНИЯ (НАУЧНОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ, ЖИТЕЙСКОЕ, МИФОЛОГИЧЕСКОЕ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ, САМОПОЗНАНИЕ)
I.Существуют различные источники знаний о мире и человеке (мифы, искусство, религия). Однако существует специальный, существенно отличающийся от остальных вид познавательной деятельности – наука.Для ученых познание – это их главная форма деятельности, их профессия. Научное познание дает наиболее объективное и обоснованное знание о природе, обществе и человеке. Наука –систематизированное познание действительности, опирающееся на наблюдение и изучение фактов и стремящееся установить закономерности исследуемых вещей и явлений. Цель науки – получение истинного знанияо мире (теория относительности, всемирного тяготения и др.). Такие теории формируют научную картину мира, которая играет важную роль в мировоззрении людей. Особое развитие экспериментальная наука получила в Новое время, начиная с 17 века. Современная цивилизация во многом опирается на достижения и практические приложения науки.
Научное познание отличается от других форм познания тем, что ученые используют в познании многочисленные и хорошо разработанные методы. Также ученые тщательно проверяют результаты познания на практике, в эксперименте.
Различают основные методы научного познания (два уровня).
Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 2103;