ТЕМА №2.1 ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
I.Происхождение и сущность человека отражают такие процессы, как:
· антропогенез– процесс становления и развития человека,
· социогенез – процесс становления и развития общества,
· антропосоциогенез - процесс становления и развития человека и общества, который длится более 3 миллионов лет.
Вопрос о том, что составляет сущность человека, является одним из центральных в философии, социальных и гуманитарных науках.
Размышления начались с древности. Для философских учений Востока (Индия, Китай) характерно понимание человека и окружающего мира как одно целое, как единый живой организм, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено.
Дальнейшее развитие философская антропология получила в Древней Греции (Сократ, Платон). Человеку отводилась высшее место во всем мире, во Вселенной. «Познай самого себя» - девиз Сократа – говорил о том, что у человека есть как бы две природы. Первая дается с рождением, вторая создается им самим. Только уяснив, что такое истина, красота, добро и зло, рождается подлинно человеческая личность. Платон разработал фундаментальную идею «человека разумного». Хотя человек принадлежит двум мирам (природно-телесный и разумный), главное в нем – высшее разумное начало. Именно разум отличает человека от иных живых существ.
Следующее представление о человеке сформировалось под влиянием христианской религии. В его основе – учение о сотворении человека (душа и тело) Богом. Сам человек – образ и подобие Бога-творца.
Новый взгляд на человека характерен для эпохи Возрождения. В эту эпоху человек был поставлен в центр мировоззрения в единстве его духовных и чувственно-телесных проявлений, его творческой индивидуальности.
В эпоху Просвещения специфика человека выражалась также в его разуме.
В 19 веке Карл Маркс создал концепцию, согласно которой человек – прежде всего существо общественное, социально-историческое и деятельное. Сущность человека он видел в совокупности общественных отношений, т. е. человека нельзя понимать как отдельного индивида. Немецкая классическая философия продолжила развитие позиции, согласно которой человек понимался как «мера всех вещей». Это означает, что человек не пассивный, а активный субъект, наделенный разумом и свободой и должен играть активную роль в окружающем его мире и в его познании, считал Иммануил Кант. Георг Гегель же считал, что главная способность человека – это способность познавать себя, способность к самопознанию.
В первой половине 20 века возникла философская антропология – область философии, которая стремится синтезировать достижения различных наук о человеке, чтобы дать философскую картину человека и его места в природе. В ней выделяются 4 направления: психоаналитическое (Зигмунд Фрейд), философская антропология (А. Гелен), экзистенциальное (Жорж Сартр, Анри Камю), католическое (Тейяр де-Шарден, Иоанн Павел П).
Таким образом, разнообразие существующих подходов обусловлено тем, что у человека нет одной доминирующей характеристики и тем, что развивалось и само общество.
Человек – биопсихосоциальное существо, представитель особого биологического вида homo sapiens, главный участник исторического процесса. Биологическое и социальное начала в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности. Биологическиобусловлены многие характеристики человека, которые проявляются в его анатомии, физиологии (продолжение жизни, деление на мужской и женский род, расы, типы темперамента, наличие систем в организме: нервная, кровеносная и др.). Однако свойства жестко не запрограммированы, что позволяет приспосабливаться к различным условиям существования, как и у животного. Человек является своеобразным биологическим видом –в отличие от животных, поведение которых основано лишь на инстинктах, человек кроме инстинктов, осваивает социальные способы поведения. Биологическая природа человека сама по себе не может создать личность, т. к. социальный опыт и культура не передаются биологическим путем. Они передаются от поколения к поколению через социальные и культурные механизмы. Человек рождается биологическим существом, но становится личностью в процессе социализации, в ходе которой усваивает социальные и культурные нормы, осваивает различные социальные роли. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими людьми. Социальная сущность проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно-полезному труду, сознании, разума, свободе, ответственности и др. При этом социальное как бы накладывается на биологическое. Поэтому человек не только биологически уникален, но и социально, т. к. становится личностью. Духовная сторона проявляется через духовный мир человека, развитие форм духовной культуры (религия, мораль, искусство, познание), удовлетворение духовных потребностей (знание о мире, самом себе, смысл жизни). Духовный мир личности (микрокосм человека) –целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются: духовные потребности в познании окружающего мира; убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие деятельность человека во всех ее проявлениях; знания о природе , человеке, обществе, себе самом; способность к тем или иным формам социальной деятельности; чувства и эмоции; цели; ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы. Ценности – предмет устремлений человека. Различают социальные ценности – общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни и личностные– идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Кроме того, различают общечеловеческие ценности, групповые, индивидуальные.В основе общечеловеческих лежит гуманизм, это универсальные потребности людей, присущие им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых и иных различий. Важным элементом духовного мира является его мировоззрение –система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.
Таким образом, человек существо, в котором неразрывно связаны природно-биологические, социальные и духовные факторы. Предпосылки развития человека – наследственность, источник развития – социальная среда. Его отличительная особенность – способность воздействовать на окружающий мир, создавать то, чего в природе не существует, строить т. н. «вторую природу», создавать материальную и духовную культуру общества.
II.Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные отличия. Понятие индивидвыражает то, что каждый человек есть отдельно взятый уникальный представитель общего рода людей, homo sapiens, индивидуальностьвыражает наличие у человека особенных, неповторимых социальных и культурных свойств и способностей (характер и др.). Однако человек, обладая яркой индивидуальностью, не всегда может быть личностью. Личность (от лат. persona, маска, которую актер надевал в театральном представлении) –человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми и др.). Становление личности происходит в процессе социализации, воспитания.
Социализация –усвоение индивидом социальных и культурных норм ценностей общества, а также освоение им различных социальных ролей. Это специфическая черта человеческого общества. Это то, как усваивается человеком культура. Это одновременно и механизм, и процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. Он протекает всю жизнь – с самого рождения и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его «Я». Человек становится социальным существом. Она происходит как в результате стихийного, ненамеренного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воздействия целенаправленного, в том числе педагогически организованного. Но в отличие от обучения и взросления социализация ускоренная невозможна. Проводники этого процесса – люди и институты (учреждения), именуемые агентами социализации.Выделяют первичную (сфера межличностных отношений) и вторичную(сферасоциальных отношений) социализацию. Соответственно этому выделяют и первичных(семья, сверстники, друзья, учителя, тренеры и т.д., которые оказывают непосредственное и действенное влияние на процесс социализации)и вторичных (представители администрации, СМИ и др., кто оказывает менее важное влияние) агентов социализации. Агенты первичной социализации оказывают на начальном этапе (первая половина жизни) большую помощь, второй – на продолженном (вторая половина жизни). Одно и то же понятие может выступать и агентом, и институтом социализации. Например, если о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом, если упоминают конкретно членов семьи – то это агенты.
В социализации выделяют две стороны. Десоциализация –отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения, ресоциализация –этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых. В результате социализации человек приспосабливается к окружающей среде, осваивает принятые в обществе правила и нормы поведения. Это приспособление называется социальной адаптацией,которая важна особенное в детском и юношеском возрасте – на этапах первоначальной социализации. Воспитание отличается от социализации тем, что воспитание – это процесс целенаправленный.
Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 6693;