Общественные отношения и социальная деятельность людей.
Экономическиё, социальные, идеологические и, политические отношения людей каждой данной общественно-экономической формации существуют объективно, независимо от воли и сознания человека. В то же время только человек является реальным носителем общественных отношений.
В сознании и поведении людей экономические, социальные, идеологические и политические отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, опрёделяя социальное качество каждого человека, характер его социальной деятельности. Социальное качество и, следовательно, социальная деятельность человека зависят от ряда объективных и субъективных факторов и их различных сочетаний в конкретных условиях. Среди этих: факторов следующие:
общие и специфические условия и формы жизнедеятельности человека так как человек является продуктом, с одной стороны, его природной организации, а с, другой – условий, окружающих его в течение всей жизни
классы, социальные и социально-психологические группы и отдельные индивиды, с которыми человек находится в прямом или косвенном общении и которые опосредуют его связь с общими и специфическими условиями и формами жизнедеятельности и обществом в целом
разделение труда, как между основными сферами общественной жизни (производство, политика, идеология), так и внутри этих сфер (промышленность; сельское хозяйство, наука, искусство и т.д.). Люди, которые осуществляют свою деятельность в различных сферах общественной жизни, принадлежат к особым областям разделения труда, и им кажется, что они разрабатывают независимую область. И поскольку они образуют самостоятельную группу внутри общественного разделения труда, постольку их произведения, включая и их ошибки, оказывают влияние на все общественное развитие, даже на экономическое14;
физиологические и психологические особенности человека. Процесс социальной деятельности человека включает производство материальных условий его жизнедеятельности, формирование я реализацию потребностей, присущих человеку, воспроизводство на этой, основе общественных отношений людей, т.е. объективизацию субъективного. Причем и первое и второе и третье оказывают обратное воздействие на людей, но при всем том они сами опять-таки находятся под господствующим влиянием экономического развития15. Отсюда следует необходимый вывод, что общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития, сознают ли они это или нет16.
Исторический материализм предполагает внутреннее единство теоретического и эмпирического подходов к познанию, социальной деятельности, а исходным пунктом социального познания – человека и его социальную деятельность. Эту деятельность, осуществляют люди, взятые в своем действительном, эмпирически наблюдаемом процессе развития, протекающем в определенных условиях и формах.
Социологическое исследование начинается с тщательного изучения состояния производительных сил и экономических отношений данной страны. Но это только одна сторона дела. Главная и более сложная задача – показать, как сухой остов экономики покрывается живой плотью социально-политических форм, а затем – и это самая интересная; самая увлекательная сторона задачи – человеческих идей, стремлений, идеалов. В руки исследователя поступает, можно сказать, мертвая материя, из его рук должен выйти полный жизни организм17.
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 565;