Творческое мышление: оценка, развитие

“Клёпаные соединения”

 

1. К разряду каких соединений относятся клёпаные соединения?

2. Чем отличаются технологические процессы горячей и холодной клёпки?

3. Как классифицируют клёпаные соединения?

4. По какому принципу выбирают материал заклепки для соединения деталей из однотипных материалов?

5. По какому принципу выбирают материал заклепки для соединения деталей из различных материалов?

6. Каково основное требование, предъявляемое к материалу заклёпок?

7. По каким причинам может произойти разрушение клёпаного соединения?

8. Как повысить прочность клёпаного соединения?

9. Какова последовательность прочностного расчета клёпаного соединения?

10. Какой шов прочнее: с параллельным или шахматным расположением заклепок?

11. Каково максимально допустимое значение диаметра заклепки в функции толщины соединяемых листов?

12. При каком диаметре заклёпки возможна холодная клепка со­единения?

13. При какой толщине деталей диаметр заклёпки и диаметр от­верстия в деталях равны?

14. Как выбирают допускаемые напряжения для расчета клёпаного соединения?

15. Как влияет вид цикла внешней нагрузки на величину допускаемых напряжений при расчете клёпаного соединения?

16. Как изготовляют отверстия в деталях под заклёпки при холодной клёпке соединения?

17. В чем состоит особенность напряженного состояния деталей клёпаного соединения, полученного горячей клёпкой?

18. Почему современная инженерная методика расчета клёпа­ных соединений несовершенна?

19. Как можно конструктивно защитить наиболее точные поверх­ности деталей от повреждения при клёпке соединения?

20. В каком сечении заклёпка испытывает напряжения среза?

21. В чём условность расчета заклёпки на смятие?

22. По каким сечениям может быть разрушена деталь клёпаного соединения в случае перегрузки по напряжениям среза?

23. По какому сечению рассчитывают соединяемые листы на растяжение?

24. Что такое «стыковое клёпаное соединение листового материала»?

25. Что такое «прочноплотное клёпаное соединение»?

26. Что значит «двухсрезное клёпаное соединение»?

27. Что такое «трёхсрезное клёпаное соединение»?

Творческое мышление: оценка, развитие

Любая личность является субъектом труда в какой-то производственной среде и субъектом жизнедеятельности в быту. Перед ней постоянно возникает проблемы, которые характеризуются высоким уровнем сложности и неопределенности. Кроме этого на личность почти постоянно действуют стрессовые факторы. Для того, чтобы решить эти проблемы личность должна обладать творческим мышлением, которое само по себе не формируется. Такая база знаний, на основе которой, формируется творческое мышление должна, как правило, приобретаться и осваиваться в Вузе. Причем этот процесс должен происходить в образовательной среде на любых факультетах, как гуманитарных, так и технических.

Творческое мышление присуще личностям, которые имеют высокий уровень таких общих способностей, как интеллект, креативность и рефлексивность. Если к ним добавить обучаемость, то указанные 4 способности образуют взаимосвязную систему, лежащую в основе когнитивной подструктуры личности [1]. При этом каждая способность является «самостоятельной» по отношению к трем другим и базовой по отношению к более частным способностям. Проблема формирования творческого мышления входит в круг более глобальной проблемы-проблемы творчества, которое издавна волновало человечество[5].

Проблема творчества издавна волновала человечество. Она является актуальной и в настоящее время в силу своей таинственности, нераскрытости, гносеологической трудности. Истоки и пути человеческого творчества неисповедимы. Творчество обладает качеством эзотерического знания, то есть знания тай­ного, внутреннего, личностного, непонятного для дру­гих, скрытого, не имеющего вербальных форм выра­жения на уровне его процессуального исполнения. Среди многообразных качеств человеческого созна­ния наиболее интригующей и загадочной является его способность к творчеству — к приобретению принци­пиально нового знания о человеке, окружающем его мире и способах его преобразования, знании, которым не располагали предшествующие поколения, которое надо добыть, а не получить в готовом виде от своих предшественников и современников.

Именно неутоми­мая жажда творчества ведет к развитию не только ин­дивидуальной личности, но и способствует прогрессу общества в целом, становлению человеческой культуры. В свою очередь продукты эвристической деятельности в виде произведений культуры или высоко художественной окристаллизованной духовности снабжают людей новой силой, освещающей путь человечества к новым горизонтам, к истине и совершенству.

В отечественной и зарубежной психологии существуют различные мнения относительно качеств, присущих творческой личности. Творческую личность изучали отечественные и зарубежные психологи: С. Л. Рубинштейн, В. И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, Н. И. Кругликов, А. Н. Лук , И. М. Розет, М. Арнаудов, П. Вайнцвайг, К. Тейлор, Э. Торренс, Л. Холл и др.

В числе свойств, отличающих творческую личности выделяют следующие[2]:

1.Перцептивные особенности (необыкновенная напряженностъ внимания, восприимчивость, впечатлительность), интеллектуальные особенности (интуиция, фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний), характерологические особенности (уклонение от шаблона, оригинальность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность) (Я. А. Пономарев);

2. Доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, выражающаяся в способности к обнаружению нового, в постановке и решении проблем; возможности достижения оригинальных решений, возможности прогнозирования и предвосхищения, способности к созданию идеаль­ных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки (А. М. Матюшкин);

3. Интеллектуальная активность, интегрирующая в себе умственные и мотивационные факторы (Д. Б. Богоявленская);

4. Зоркость в поисках проблем, способность к свертыванию длинной цепи рассуждений, «боковое» мышление, цельность восприятия, готовностъ памяти, гиб­кость мышления, способность к оценочным действиям, легкость генерирования идей, беглость речи, способ­ность к доработке, легкость ассоциирования, наличие чувства юмора (А. Н. Лук);

5. Мотивационно-творческая активность в органи­ческом единстве с высоким уровнем творческих способностей (В.И. Андреев);

6.Способность совершать действия, выходящие за рамки обычных явлений, но не противоречащие зако­нам природы, наличие чувства грядущего, богатство фантазии и интуиция, интерес к новому и необычному (П. Торренс);

7.Независимость и самостоятельность, склонность к риску, активность, любознательность, неудовлетворенность существующим, нестандартность мышления, готовность принимать решения, стремление к признанию, внутренняя мотивация, готовность к росту (К. Тейлор. Э. Роу);

8. Способность замечать и формулировать альтернативы, проявлять фантазию, умение ставить вопросы и избегать поверхностных формулировок, упорство, независимая позиция, готовность к риску, хорошее чувство юмора, активный интерес к изучаемой проблеме (А. Матейко);

9. Стремление к самореализации, поглощенность делом как призванием, аутентичность личности, уверенность в своих силах, инициативность и гибкость, критичность и высокая степень рефлексии (А. Маслоу);

В трактовке психолога Я. А. Пономарева творче­ство предстает как «взаимодействие, ведущее к развитию» [3]. Творческий акт, включенный в кон­текст интеллектуальной деятельности, рассматрива­ется им через призму соотношения осознанных и неосознаваемых механизмов по следующей схеме: на начальном этапе постановки проблемы проявляет актив­ность сознание, затем - на этапе решения - бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения на третьем этапе занимается сознание.

Еще Л.С. Выготский (1997), писал, что «кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении че­ловека заметить и другой род этой деятельности, а имен­но - деятельность комбинирующую или творческую..».

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность осо­бого рода — порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью) (Туник, 1997). Креа­тивность проявляется в быстроте, гибкости, оригинальности мышления, в богатом воображении, чув­стве юмора, приверженности высоким эстетическим ценностям, умении детализировать образ проблемы. Существенным условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность и себе.

Традиционно понятием «творчество» («креативность) обозначают создание нового и культурно-значимого продукта, обнаружение нового в постановке и решении проблем (Гилфорд, 1967; Торренс 1966; Матюшкин, 1972).

В российской психологии общепринятым является определение творчества как деятельности, порождающей нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Неважно, в каком виде творчества это проявляется: научном, техническом, художественном и др.

В нашем учебном пособии рассматривается творческий интеллект как продукт полнополушарного мышления, ркекомендации по развитию полнополушарного мышления, основные составляющие творческого интеллекта и их развитие креативность и её взаимосвязь с творческим мышлением и интеллектом, рефлексивность и её взаимосвязь с креативностью (1 раздел).

Во 2 разделе выделены особенности творческого мышления, а именно основные составляющие и характеристики, основные этапы становления, а также такая характеристика педагога, как абнотивность, которая необходима ему для развития креативности обучаемых.

В 3 разделе рассматриваются эвристические методы решения сложных проблем в условиях неопределенности, в том числе иррациональности и рациональные методы, основные положения системного анализа сложных проблем, функционально – системный анализ процесса обоснования путей создания высокоэргономичных человеко-машинных комплексов.

В 4 разделе приводятся психологические методы повышения эффективности деятельности специалистов, к которым отнесены психотехнологии нейролингвистического программирования, психогеометрия, технологические оценки «стиля мышления», организационной культуры, готовности к риску при принятии рискованных решений.

Пятый раздел посвящен известным методам психодиагностики характеристик интеллекта, творческого мышления, креативности (вербальной и невербальной), ассертивности (уверенности в себе), творческой активности, творческого потенциала, развитие рефлексивности, абнотивности преподавателя. Шестой и седьмой разделы содержат упражнения и рекомендации для оценки и развития творческого мышления, креативности, рефлексивности, лидерства.








Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 1068;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.