Композиция изображения
Каждый кадр, появившись на экране, длится секунды, поэтому должен мгновенно обнаруживать свой смысл и производить впечатление
Проведем аналогию с литературой: кадр — это то же самое, что фраза. Например: «Яркое полуденное солнце освещает башни и шпили старинного города». Эту картинку легко представить.
Существует одно общее правило для съемки общего плана: следует держать линию горизонта, ориентируясь при этом на вертикаль. Это значит, что горизонтальные линии в кадре не должны быть «завалены». Правда, самой линии горизонта обычно не видно. Положение камеры следует выверять по вертикальным линиям, которые обязательно найдутся в любом кадре: фонарный столб, угол стены здания, дверь и т.д.
Линия горизонта (реальная или воображаемая) должна находиться несколько выше середины кадра, это соответствует тому, как человек обычно смотрит на окружающий мир: в его поле зрения попадает несколько больше того, что на земле, чем того, что над головой.
Привлекательность любого плана зависит от того, что в нем показано, о чем в нем идет речь, и частично от того, насколько удалось заинтересовать им зрителя.
Если в кадре слишком много достойных внимания объектов, зритель не будет знать, на чем остановиться. Если объектов мало — интерес быстро падает. Главный объект должен выделяться из окружающей обстановки.
Любой кадр рассказывает (по аналогии с литературой) об одном или нескольких объектах съемки: как они выглядят, как соотносятся друг с другом и с остальными, второстепенными объектами. Если в кадре все это «читается», то кадр правильно скомпонован. Следовательно, прежде чем нажать REC, следует определить объект съемки, иначе снимать не стоит.
Объект съемки — это «главный герой» кадра, он должен привлечь внимание зрителя в первую очередь. Как этого добиться? Прежде всего, зритель должен иметь возможность как следует его разглядеть, поэтому объект обязательно должен быть в фокусе и хорошо освещен. Если объектов в кадре несколько, то нужно определить, на каком из них взгляд останавливается в первую очередь. Главный объект съемки может располагаться в центре кадра, так как именно на центр зритель обращает внимание прежде всего.
По закону зрительного восприятия человек подсознательно делит предметы на «главные» и «неглавные», исходя из их крупности. Внимание зрителей будут привлекать в первую очередь крупные, движущиеся, ярко окрашенные и освещенные объекты.
Соответственно этим параметрам и следует располагать объекты в кадре и взаимно их уравновешивать, смещая от центра.
Глубина композиции — это распределение зрительного внимания к объектам по степени их удаленности от наблюдателя.
Самый главный объект — ближе всего к камере, второстепенные — подальше, а остальные, малозначительные, будут играть роль фона на дальних планах. Бывает и так, что именно дальний план, то есть фон, играет в кадре главную роль. Например, закат над морем — это фон.
Возьмем такой кадр: «Закат, пылающий над морем, тлел огненным бликом в хрустале бокала, стоящего на подоконнике».
Нужно сместить бокал подальше от центра кадра и чуть-чуть убрать с него резкость. Такая композиция заставит зрителя воспринимать содержание кадра в последовательности: закат — блик — бокал, а не наоборот, и зритель обнаружит бокал в кадре не сразу, а через несколько десятых долей секунды.
Эта «микропауза восприятия» — очень важный результат правильной композиции кадра. Именно в течение этих долей секунд зритель получает удовольствие от зрелища, а все остальное время он получает и переваривает видеоинформацию.
Чем сложнее композиция кадра, тем больше времени нужно человеку для ее полноценного восприятия. Человеческий мозг устроен так, что воспринимает буквально все, что видит глаз, но большая часть увиденного запоминается не в форме образов, которые можно впоследствии сознательно проанализировать, а в форме эмоций, которые и оставляют ощущение.
Каждый кадр, который появляется на экране, состоит из тысячи мелочей, и зритель не в состоянии оценить их все разом. Внимание фиксируется на главных объектах кадра, а второстепенные и малозначительные объекты — тот самый фон — оценивает второе «я» — подсознание.
Любой кадр, в котором присутствует человек, строится по несколько иным законам композиции. Человек в кадре всегда композиционно важнее любого неодушевленного предмета.
Следует избегать показа человеческой фигуры в кадре так, чтобы границы кадра обрезали ее точно «по суставам». Кадр выглядит лучше, если его границы проходят где-то в промежутках. Старайтесь также не допускать, чтобы человек прислонялся или садился на рамку кадра. Если вы снимаете объект слишком крупно, ему будет тесно в кадре — не останется места для жестов и движения и существенная информация может в кадр не попасть.
Также следует следить за дистанцией от верхнего края кадра до макушки снимаемого человека. Если свободное пространство будет недостаточным, возникнет ощущение, что рамка кадра давит на людей сверху, а на экране телевизора макушку вообще может отрезать. Слишком большое пустое пространство над головой нарушит баланс плана и может отвлечь на себя внимание зрителя.
Как правило, кадры должны быть скомпонованы так, чтобы они выглядели сбалансированными и законченными.
Несбалансированную композицию в кадре можно уравновесить, поместив в противоположном углу объект равновеликой массой или передвинув объект в центр кадра. Но если объект будет постоянно находиться в центре — это сделает изображение монотонным. Уравновешивая кадр другими объектами, следите, чтобы внимание зрителя не разделялось.
Секрет удачного баланса и изображения в кадре в том, чтобы избегать монотонных и повторяющихся композиций, помещающих объект съемки в центр. Надо стремиться к равновесию всех объектов, попавших в кадр, учитывая их взаиморасположение, пропорции и яркость.
Неуравновешенный план создает ощущение непрочности, неопределенности, увеличивает напряжение и драматизм.
Если в кадре много разных объектов, то их обязательно нужно сгруппировать. Группировка создает впечатление единства и собранности изображения. Часто эффекта группировки удается добиться за счет правильного выбора места съемки. Нет плана — ищи ракурс
Телевизионный экран имеет прямоугольную форму, вытянутую по горизонтали, и многие предметы очень хорошо вписываются в этот формат. Но иногда кромки плана на экране пропадают из-за того, что кинескоп телевизора осуществляет развертку с небольшим перебором (за исключением абсолютно плоских кинескопов). Чтобы существенный момент действия или титры не оказались за пределами экрана старайтесь, чтобы они не находились в опасных зонах. Следует помнить, что:
• наружные 10% площади экрана — опасная зона для любых важных деталей;
• наружные 20% площади кадра — безопасная зона для действия, но опасна для показа титров;
• 80% внутренней площади кадра — безопасная зона для титров.
Каждый раз, при подготовке к съемке следует вспоминать о предстоящем монтаже.
Самые распространенные ошибки при съемке:
• не выставлен баланс белого (голубой или желтый оттенок);
• нерезкая фокусировка;
• камера сфокусирована не на тот объект;
• линия горизонта наклонена;
• слишком много или мало пространства над головой человека в кадре;
• ноги или макушка человека в кадре оказались отрезанными;
• человек прислонился или сидит на рамке кадра;
• сменяющие друг друга планы слишком похожи один на другое;
• сменился ракурс, а план остался прежней величины;
• камера установлена на неподходящей высоте;
• непропорционально много общих или крупных планов;
• все объекты располагаются в центре кадра;
• много места в кадре занимает небо;
• объект съемки чем-то заслонен (вторжение переднего плана);
• отвлекает внимание задний план (фон);
• планы слишком короткие или длинные;
• много отъездов и наездов;
• при панорамировании камера «проезжает» мимо нужного объекта;
• пропущено начало действия;
• несовпадение действия на планах, снятых с разных точек;
• движущийся объект выходит за кадр, а потом появляется в следующем кадре с той же стороны;
• на последовательных планах заметны различия, нарушающие
непрерывность действия.
При съемке под монтаж следует придерживаться следующих правил:
• не ограничиваться съемкой только самого момента действия, всегда снимать начало и конец действия с запасом;
• при игровой съемке начинать каждый новый фрагмент со слов и действия, которым заканчивался предыдущий фрагмент;
• всегда снимать материал для перебивок, показывающих окружающую обстановку, общий вид места действия, реакцию свидетелей события;
• никогда не стирать неудачные кадры, отдельные фрагменты всегда могут пригодиться при монтаже;
• если последовательность действия оказалась нарушенной, лучше отснять всю сцену заново;
• всегда начинать съемку с общего (адресного) плана, даже если, в конечном счете, он вам не пригодится.
Для эффективной и эффектной съемки не существует каких-либо абсолютных правил. Но следует усвоить законы композиции, чтобы знать, на что смотреть, к чему стремиться и каким образом строить максимально эффективный кадр. Стоит лишь однажды понять причину, по которой отснятые кадры оказались неудачными, и она станет очевидной во всех остальных случаях. Разве что иногда правила можно нарушать для выполнения определенной задачи и достижения определенной художественной цели.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1209;