Режиссерский сценарий и раскадровка
Литературный сценарий рекламы не является финальным произведением. На основе литературного сценария пишется режиссерский сценарий. Это делает режиссер-постановщик рекламного фильма.
Сценарий телевизионной рекламы — это письменная версия ролика с полным текстом, диалогами, стихами и инструкциями. Сценарий включает в себя визуальный план ролика плюс все описания, необходимые директору или продюсеру для поиска места съемки или создания декораций, актерскому агентству — для подбора актеров, композитору или аранжировщику — для написания музыки, продюсеру — для разработки бюджета, а также графика выполнения всего проекта.
Разработать режиссерский сценарий — это значит найти телевизионный эквивалент литературному сценарию, перевести литературный язык на язык телеэкрана, где «словами» являются монтажные фразы, комбинации из трех склеенных планов: крупного, среднего и общего.
Например, вместо простой литературной фразы «Он читает много хороших книг» мы получаем монтажную конструкцию:
• «у него много книг» (общий план стеллажей);
• «это книги Пушкина, Гоголя, Маркеса» (крупный план обложек);
• «он их читает» (ряд характерных деталей, на которых видно, что
эти книги не только украшают интерьер, но и читаются).
Режиссерский сценарий рекламного ролика пишется в двух колонках: в левой колонке пишется описание кадров, а в правой — текст, музыка, шумы, звуки. Проще говоря, левая колонка — визуальная, правая — аудиальная.
Основой структуры режиссерского сценария телевизионной рекламы является взаимосвязь текста и кадров. Напротив описания каждого кадра напечатан его текст. Текст обычно нумеруется, чтобы показать связь с соответствующими кадрами. В сценарии нет философских рассуждений и описаний чувств героя. Описываются лишь события и места действия.
Раскадровка — это визуальный план, макет рекламного ролика. Часто говорят, что раскадровка напоминает комикс по мотивам произведения. Считается, что практика раскадровки пришла из студии Уолта Диснея, из мультфильмов.
На этапе разработки визуального решения ролика основная роль принадлежит художнику. Он должен составить конкретное, вещественное представление об изобразительном ряде фильма и сделать раскадровку рекламного ролика, или, как ее называют рекламные художники, — сториборд.
Раскадровка — это серия эскизов, основанная на режиссерском сценарии и замечаниях оператора, с изображением ключевых планов фильма. Число рисунков варьируется от ролика к ролику. Это зависит не столько от продолжительности рекламы, сколько от необходимости выделить ту или иную деталь. Раскадровка состоит из серии отобранных кадров, показывающих развитие сюжетной линии, и отражает как композицию и крупность кадров, так и взаимосвязь видеоряда с текстом. Из раскадровки видны необходимые элементы оформления, реквизит, костюмы, актерские типажи, схема света.
Кадры раскадровки — это фотографии, они не показывают действие, а только иллюстрируют развитие событий. Художественный директор рекламного агентства определяет, какие изображения содержат больше информации. Напротив каждого кадра записывается версия текста, звучащего в нем, входные и выходные точки сценария и основные действия, которые надо выполнить актерам.
Сториборд — это практический шаг от сырого сценария к настоящему производству, промежуточный пункт между рождением оригинальной идеи и завершенным фильмом.
Покадровый план дает наглядное представление о замысле рекламодателя и становится основой дискуссии между агентством, клиентом и студией, осуществляющей съемку. Иногда, для того чтобы убедить клиента принять сценарий, вся творческая группа поет, танцует и изображает действие вместо актеров.
И все же конечный продукт, готовый к выходу на экран, не всегда оказывается похожим на сториборд, как бы хорош тот ни был. Сложные дорогостоящие ролики невозможно точно передать в покадровом плане: они изобилуют быстро сменяющими друг друга кадрами, техническими ухищрениями. Здесь сториборд, как и сценарий, способен лишь передать идею в самом общем виде, дать подсказку, все остальное зависит от режиссера.
Режиссерам комфортнее работать с теми художниками, которые понимают рекламную специфику, а не просто формально иллюстрируют. Это касается уровня профессионализма рекламного художника, где важна не только техника рисования, но и понимание задачи. При создании раскадровки важны такие моменты, как понятное краткое отображение действия в кадре, точное отображение крупности планов, монтажное мышление и т.д. Но, как правило, режиссеры очень редко снимают точно по сторибордам, часто раскадровка и конечный результат сильно отличаются.
Таким образом, к литературному и режиссерскому сценариям добавляется раскадровка, которую можно назвать изобразительным сценарием ролика.
Чтобы сделать раскадровку более реалистичной, кадры снимают на слайды. Если кадры записаны на видеопленку вместе с черновым вариантом звуковой дорожки, то такая раскадровка будет называться анимационной или аниматикой.
Анимационная раскадровка (аниматика) — предварительная версия рекламного ролика с фрагментами из раскадровки, записанными на видеопленку вместе с черновым вариантом звуковой дорожки.
Если кадры являются фотографиями реального места действия, то такой вид раскадровки называется фотораскадровкой.
Фотораскадровка — черновая версия рекламного ролика, аналогичная анимационной, за исключением того, что кадры являются фотографиями реального места действия.
Аниматика или фотораскадровка являются промежуточным этапом между «бумажной» и реальной версией рекламного ролика. Делается она не только для того, чтобы продемонстрировать заказчику
предварительную версию ролика, но и для того, чтобы убедиться, что
визуально и аудиально рекламная история понятна. На этом этапе вносятся последние коррективы.
Пример рабочей раскадровки рекламного ролика «Журналист» торговой марки «Спрайт» (рис. 22.1). Художник — Антон Берг.
Описание видеоряда | Зарисовка | Аудио | |||
1.Общий план. Душная аудитория, Тихо, слышен только скрип мела. | |||||
2. Средне-общий план. Панорама: студенты, изнывающие от жары. Кто-то спит, кто-то обмахивается тетрадкой. | |||||
3. Крупно: верхняя точка, показывающая сексапиль-ность преподавательницы. Она ставит точку. | |||||
4. Крупно. Преподавательница окидывает аудиторию строгим взглядом | |||||
5. Общий план | Преподавательница: «На этом все. И без конспектов на экзамен не приходить!» | ||||
6. Средний план: Одна из девушек отпивает из бутылки «Спрайт». | Преподавательница: «Вопросы?» | ||||
7. Крупно: на лице девушки мы видим некое озарение... | |||||
8. Она поднимает руку... | Студентка: «Есть!» | ||||
9. Крупно: девушка задает вопрос. | Студентка: «Что за молодой человек подвозил вас..,» | ||||
10. Верхняя точка. Девушка продолжает задавать вопрос, все студенты оборачиваются к ней. | Студентка: «... вчера на джипе?» | ||||
11. Преподаватель в замешательстве. | |||||
12. Общий план: девушка продолжает задавать вопросы. | Студентка: «Правда ли, что вас видели вместе...» | ||||
13.Лицо девушки, продолжающей задавать вопрос. | Студентка: «...в магазине дорогого нижнего белья?» | ||||
14 Крупный план, Вопросы не заканчиваются | |||||
5. Средний план героини. |
Рис. 22.1. Раскадровка ролика «Журналист»
При подборе актеров — кастинге— для рекламного ролика необходимо учитывать специфику рекламного фильма. В рекламе нет эпизодических ролей, персонаж может не быть главным действующим лицом, но роль, которую он играет, равна по значимости любой другой. Это парадоксальное с точки зрения игрового кино положение требует подбора типажных актеров на все без исключения роли. Это вызвано еще и тем, что в рекламном фильме актер должен суметь обозначить образ в считанные секунды и заинтересовать своим персонажем зрителя.
После написания сценария, создания раскадровки и подбора актеров, создается постановочный проект. В него входят: сценарий, раскадровка, фото или видео места съемки, эскизы декораций, костюмов, варианты грима, список технического оборудования и реквизита. Над
постановочным проектом режиссер рекламного ролика работает вместе с художником, оператором и продюсером.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 8828;