Кафедра земледелия
ХVІІ в. – сложный, бурный и противоречивый период в истории России. Современники недаром называли его «бунташным временем». Развитие социально-экономических отношений привело к необычайному росту классовых противоречий, взрывов классовой борьбы, кульминацией которой явились крестьянские войны Ивана Болотникова и Степана Разина. Ломка традиционного мировоззрения, сильно возросший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней премудрости” – наукам, а также накопление разнообразных знаний отразились на характере культуры ХVІІ в. Искусство этого столетия, особенно второй его половины, отличается небывалым разнообразием форм, обилием сюжетов, порой совершенно новых, и оригинальностью их трактовок.
В это время постепенно рушатся иконографические каноны, достигает апогея любовь к декоративной проработке деталей и нарядной полихромии в архитектуре, становящейся всё более светской. Происходит сближение культового и гражданского каменного зодчества, приобретшего невиданный размах.
В ХVІІ в. необычайно расширяются культурные связи России с Западной Европой, а также украинскими и белорусскими землями. Украинские и белорусские художники, мастера монументально-декоративной резьбы и «ценинной хитрости» (многоцветных поливных изразцов) оставили свой след в русском искусстве.
Искусство ХVІІ в. достаточно чётко отличается как от искусства предшествующих эпох, так и от художественного творчества Нового времени. Вместе с тем оно закономерно завершает историю древнерусского искусства и открывает пути грядущему.
Фресковая живопись ХVІІ в. переживала последний взлет. После завершения длительной «смуты», окончательного освобождения страны от интервентов и авантюристов и политической консолидации, работы по росписи храмов начинают вестись всё с большей интенсивностью. Один за другим расписываются стены Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, Архангельского и Успенского соборов. Стенописные работы в это время осуществлялись очень большими артелями. В 1643 г. по указу Михаила Романова 150 лучших русских живописцев под руководством Ивана Пасеина выполнили новую стенопись Успенского собора Московского Кремля, сохранившуюся до наших дней. В системе росписей был соблюден церковный канон, в соответствии с которым в православном храме каждой композиции отводилось определенное место. Главные сюжеты всегда находились наверху, согласно христианскому представлению о храме как символе Вселенной, где нижняя часть храма – земля, верхняя – обитель Бога. На своде центрального купола изображали Христа – Панкратора, главу христианской церкви. Далее – главные церковные праздники, в которые входит композиция «Преображение».
Основную часть стенописи посвящали святому, в честь которого назван храм. Ведущей темой росписей северной и южной стен собора является прославление Богородицы. Успенский собор был воздвигнут в честь богородичного праздника «Успения». По церковной легенде, мать Христа не умерла, а уснула, душа её была взята Христом на небо, где она стала первой заступницей людей перед своим божественным сыном.
Характерной чертой фресковой живописи второй половины ХVІІ в. является её «бытовизм», огромный интерес к человеку в его повседневной жизни. Человек в росписях этого времени обычно очень деятелен, мечется, жестикулирует. Он торгует, веет, строит, жнет и пашет, ездит в каретах и верхом…
Мастера фресковой живописи вышли на новые рубежи в видении и изображении мира. Они постепенно высвобождаются из плена иконописных канонов, становятся настоящими творцами художественных композиций.
В иконописи конца ХVІ – начала ХVІІ в. получило распространение своеобразное направление, так называемая строгановская школа (некоторые художники работали по заказу Строгановых). К этой школе принадлежали многие иконописцы, среди которых были Прокопий Чирин, Истома Савин. «Строгановские иконы», обычно небольшие по размерам, характеризуются тонкой манерой письма, почти ювелирной выписанностью деталей. Изысканная красочная гамма обильно включает золото и серебро. Фигуры святых на этих иконах имеют сильно вытянутые пропорции.
Представители «годуновской школы» (иконы выполнялись по заказам Б. Годунова и членов его семьи) тяготели к традициям прошлого. Годуновский стиль отличают тяготение к повествовательности, перегруженность деталями, сдержанность цветовой палитры.
Русская иконопись второй половины ХVІІ в. связана с именем художника, который в своем творчестве сочетал старые традиции с новыми исканиями. Симон Ушаков (1626 – 1686) был человеком разносторонних интересов. Вместе со своим другом Иосифом Владимировым художник смело вводил в изображения элементы реальной жизни, многочисленные бытовые подробности. В иконах он последовательно применял светотеневую моделировку, придавая почти скульптурную объемность ликам святых. Среди его лучших работ «Богоматерь Владимирская» из Флорищевой пустыни, «Спас в силах», икона Владимирской Божией Матери «Насаждение древа государства Российского». В иконе «Троица» иконописец стремится передать красоту не духовную, а земную, материальную, изобразив ангелов цветущими, полными здоровья. Сохранились сведения о ряде портретов, написанных Симоном Ушаковым.
Ушаков был одним из главных художников Оружейной палаты, которая в ХVІІ в. становится основным художественным центром страны. Она приобретает исключительное значение как школа, занимающаяся подготовкой высококвалифицированных мастеров живописи и прикладного искусства. При Оружейной палате состоял целый цех «знаменщиков», то есть рисовальщиков, которые создавали рисунки для икон, церковных хоругвей, полковых знамен, шитья, ювелирных изделий. Оружейная палата служила чем-то вроде высшей художественной школы.
Для русских художников этого времени характерен интерес к изображению реального человека, его индивидуальных черт. Портрет – первый светский жанр в древнерусской живописи. Ему суждено было стать основным уже в следующем, ХVІІІ в. В портретах, называемых в то время парсунами (видоизмененное слово «персона»), живописцы стремятся к тому, чтобы как можно точнее воспроизвести внешнее сходство. Однако в общих принципах композиции, в некоторой идеализации образов явно ощутимо влияние иконописного канона.
Передача портретных черт персонажей, внимание к реальному пейзажу, к бытовым деталям, к элементам светотеневой моделировки, обращение к прямой перспективе – всё это черты нового, которые ещё соседствуют со старыми традиционными формами.
С 20-х гг. ХVІІ в. начинается активное строительство. Возводится шатер над Спасской башней Кремля. В 30-е г. сооружается крупнейшее светское здание на территории Московского Кремля – Теремной дворец. Дворец выстроен на подклети ХVІ в., имеет верхнее гульбище, «чердак» – теремок и золоченую четырёхскатную крышу. Теремной дворец, созданный для царских детей, всей своей «многообъемностью» жилых и служебных помещений, многоцветностью декора напоминал деревянные хоромы.
В 40-х гг. складывается типичный для ХVІІ в. стиль с живописной, асимметричной группировкой масс. Архитектурные формы усложняются, конструкция здания с трудом читается сквозь покрывающий сплошь всю стену декор, чаще всего полихромный. Шатровые церкви запрещаются. Распространяется новый тип храма – бесстолпного, обычно пятиглавого, с глухими боковыми барабанами (световой лишь центральный), с подчеркнутой асимметрией общей композиции благодаря разномасштабным приделам, трапезной, крыльцам, шатровой колокольне. Примером может служить церковь Троицы в Никитниках.
В последние десятилетия ХVІІ в. в русской архитектуре появляется новый стиль, новое направление, которое условно именуется «московским» или «нарышкинским барокко», видимо потому, что большинство храмов этого стиля было построено в Москве по заказу знатных бояр Нарышкиных.
Центричность и ярусность, симметрия и равновесие масс сложились в этом стиле в определенную систему – вполне самобытную, но близкую к стилю европейского барокко. Наиболее яркий пример – церковь Покрова в Филях.
Подлинным шедевром деревянной архитектуры, одной из самых затейливо-причудливых дворцовых построек был царский дворец в Коломенском под Москвой, построенный плотником Семёном Петровым и плотником-стрельцом Иваном Михайловичем напротив знаменитой церкви Вознесения. Высокие шатры, скирды, бочки, гребни, маковки, кровли, купола – все мотивы, встречавшиеся в крестьянских избах и деревенских церквах, были использованы в нем в истинно сказочном многообразии. Над этой беспримерной архитектурной декорацией с её ажурной резьбой работали под руководством старца Арсения мастера-резчики Клим Михайлов, Давыд Павлов, Андрей Иванов и Герасим Акулов. Цвет играл важную роль, ибо резьба и все кровли были ярко раскрашены, а отдельные детали позолочены.
Коломенский дворец был разобран «за ветхостью» в конце ХVІІІ в. Симеон Полоцкий воспел красоту дворца, называя его восьмым чудом света
«Седьм дивных вещей древний мир читашь,
Осьмый див сей дом время имать наше».
«Множество цветов живонаписанных
И острым хитро длатом изваянных»…
Всё в огромном дворце было так нарядно и тонко сработано, что он показался чужеземцу Рейтенфельдсу «игрушечкой, только что вынутой из шкатулки».
Исключительным по своеобразной красоте памятником русского деревянного зодчества справедливо считается двадцатидвухглавая церковь Преображения в Кижах. Деревянный храм построен без единого гвоздя.
И.Э.Грабарь писал: «Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народа».
В ХVІІ в. происходят изменения и в русской музыкальной культуре. Начиная с 50-х гг., в русском церковном пении утверждается стиль партесного многоголосия, постепенно оттеснявший старую одноголосную певческую традицию. В 1668 г. восточные патриархи признали партесное пение не противоречащим устоям православия.
На рубеже 70 – 80-х гг. началась творческая деятельность одного из самых выдающихся мастеров партесного многоголосия Василия Титова, оставившего огромное по объёму наследие в различных жанрах многоголосной хоровой музыки того времени
Биография Титова может быть восстановлена только в самых общих чертах. Имя его впервые упоминается в документах 1682 г., когда он был зачислен в хор государевых певчих дьяков. Уже тогда он, по-видимому, обратил на себя внимание как талантливый композитор, чем и объясняется то, что ему было поручено ответственное задание – написание музыки к «Псалтири рифмотворной» Симеона Полоцкого. Кто был его учителем неизвестно, но вполне вероятно, что он обучался у Дилецкого.
С конца 90-х гг. сведения о служебном положении Титова исчезают, но тот факт, что ему было поручено в 1709 году написать концерт по поводу победы под Полтавой, свидетельствует о его по-прежнему высоком музыкальном авторитете. Этот концерт был, очевидно, одним из последних его крупных произведений. Общее количество произведений Титова достигает 200.
О Николае Дилецком также сохранилось очень мало сведений. Композитор, теоретик, педагог, в своем теоретическом труде «Идея грамматики мусикийской», ставшем основой для воспитания мастеров партесного пения, он дал систематический свод правил многоголосного хорового письма. В 1675 г., когда было издано его сочинение «Тога злата», в посвящении к нему он именует себя «академиком виленским». Этот титул присуждался окончившим Виленскую иезуитскую академию, однако когда Дилецкий там учился и чем занимался после окончания учебы, не известно.
Русское искусство ХVІІ в. создало значительные духовные ценности. Без них было бы невозможно последующее блестящее развитие отечественной художественной культуры.
Кафедра земледелия
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1030;