Идеологическая борьба в области культуры
Происходившие в Центре репрессивные акции отзывались в республиках еще более масштабными кампаниями. Задачи культурного строительства, принятые руководством СССР, исключали любые проявления научного свободомыслия. Призывы внесения значительного вклада в обеспечение приоритета советской науки на самых важных направлениях научно-технического прогресса ставились в один ряд с верностью идеологизированным догмам «диалектического материализма».
В особенно сложных условиях, под неусыпным контролем партийных комитетов, развивались общественные науки:
• Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (14 августа 1946 г.) знаменовало собою начало нового витка преследований интеллигенции, инакомыслия и новых исканий. Республиканские комитеты партии стали строить свою работу в строгом соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б).
• В постановлении Пленума ЦК КП Казахстана (март 1947 г.) нижестоящим партийным комитетам прямо предписывалось «шире развернуть большевистскую критику политических ошибок и националистических извращений в освещении истории, в литературе и искусстве и обеспечить безусловное выполнение постановлений ЦК ВКП (б) по идеологическим вопросам...». Эти меры снова подталкивали людей искать в своем окружении «врагов народа». Деятелям искусства, науки и литературы Казахстана предъявлялись нелепые, необоснованные политические обвинения.
• Постановлением ЦК КП(б) Казахстана 1947 г. «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР» запрещалось изучение духовного и научного наследия казахского народа в период до октября 1917г., особенно начала XX в. Используя в качестве весомого аргумента цитату Ленина: «Мы выделяем только демократическое и социалистическое в каждой культуре и используем это в нашей борьбе с буржуазным национализмом...», это постановление фактически открывало путь к разрушению и искажению духовного наследия народов. Все попытки изучения и использования в новых условиях произведений культуры прошлых веков объявлялись политическими ошибками и искажениями националистического толка и перерастали в шумные кампании по поиску среди казахской интеллигенции «националистов» и «идеологов байского феодализма». Как и в 30-е годы, в научных учреждениях, университетах и институтах, в среде работников культуры и искусства установилась тяжелая атмосфера тревоги и подозрительности. Данным постановлением без достаточного основания на то основания были обвинены в национализме и его «экспорте» Е. Исмаилов, М. Ауэзов, К.Жумагалиев, С.Муканов и другие.
Когда в Москве рассматривалось «Дело врачей», а в Ленинграде – «Лениградское дело», в Казахстане приступили к политической акции, названной «Дело Бекмаханова». Ермухан Бекмаханов был молодым и очень талантливым историком, членом интернационального коллектива, работавшего над подготовкой «Истории Казахской ССР», вышедшего в Алма-Ате в 1943 г., куда входили видные советские историки: А. П. Кучкин, А. М. Панкратова, Б. Д. Греков, Н. М. Дружинин и другие. В этой книге авторы рассматривали восстание под руководством Кенесары Касымова как национально-освободительную борьбу казахского народа против колониальных претензий Российской империи. Такая оценка антиколониальных восстаний вызвала в научной среде ожесточенные дискуссии. Научные взгляды Е.Бекмаханова, высказанные им в монографии «Казахстан в 20-40-е гг. XIX в.» (1947 г.), были объявлены как отражение концепции буржуазных националистов, политически вредными, игнорирующими решения партии по идеологическим вопросам. Опубликованная в 1950 г. в газете «Правда» статья «За марксистско-ленинское освещение вопросов истории Казахстана" положила начало политическим преследованиям Е.Бекмаханова. В апреле 1951 г. ЦК КП(б) Казахстана принял постановление, в котором обвинения, изложенные в статье, были признаны обоснованными, а Е. Бекмаханов — виновным в «буржуазно-националистических взглядах». В результате, обвиненный в антирусской пропаганде, Е. Бекмаханов изгоняется из Академии наук, а 4 декабря 1952 г. осуждается судебной коллегией Верховного суда Казахской ССР на 25 лет лишения свободы и ссылается в один из лагерей за пределы Казахстана. Но его продолжали защищать А.М.Панкратова и другие крупные ученые из Москвы и Ленинграда. И только после смерти И. В. Сталина, когда из тюрем стали выпускаться невинно осужденные, дело по обвинению Е.Бекмаханова было пересмотрено и прекращено за отсутствием состава преступления. Весной 1954 г. он вернулся в Казахстан.
• В 40—50-е годы подверглись политическим преследованиям представители казахской интеллигенции. Среди них были известные в республике ученые-обществоведы, писатели, деятели культуры: А.Жубанов, К.Жумалиев, Б.Сулейменов, Е.Исмаилов, С.Кенесбаев, С.Муканов и др. Крупный ученый А.Маргулан обвинялся в антинаучных взглядах. Президент Академии наук КазССР К.Сатпаев, талантливый писатель Ю. Домбровский были вынуждены покинуть Казахстан. Известному казахскому писателю М.Ауэзову также пришлось искать убежище за пределами республики. Многие ученые, плодотворно трудившиеся в области биологии, медицины и геологии, были объявлены «космополитами»). Некоторые из них покинули научно-исследовательские учреждения и вузы республики. За то, что выражали собственные взгляды на происходящие в обществе процессы, пострадали как представители среднего и низшего руководящего звена, так и рядовые служащие — учителя, юристы, врачи.
После смерти Сталина (март 1953 г.) в прессе начали обсуждаться такие фундаментальные вопросы, как противоречия социалистического общества, их сущность, роль и место личности и массы в истории, взаимосвязь теории и практики строительства социализма. В звучавших с трибун партийных собраний речах прослеживались критические оценки прошлому, обсуждались сложные проблемы общества. Это было закономерным явлением, так как уже назрела необходимость коренных преобразований в обществе. Однако вследствие консерватизма управленческого аппарата эти обсуждения не нашли своего завершения в реальных действиях.
Только после ХХ съезда партии (14-25 февраля 1956 г.), на котором был разоблачен культ личности Сталина и принятии Постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» в июне 1956 г., волна репрессий несколько стихает. Изменились и методы борьбы с «инакомыслием»: провинившихся исключали из рядов партии, увольняли с работы, а особо неугодных запирали в психиатрические лечебницы. Так, по сведениям Министерства здравоохранения СССР, более 90 тыс. советских граждан были незаконно отправлены в психиатрические больницы.
Казахскому народу были возвращены имена видных государственных деятелей, таких, как С.Асфендиаров, О.Джандосов, О.Исаев, Л.И.Мирзоян, С.Мендешев, М.Масанчи, Н.Нурмаков, А.Розыбакиев, С.Сейфуллин.
Однако реабилитация жертв политических репрессий проводилась медленно и носила эпизодический характер.
ТЕМА № 50: Казахстан в 50-60 годы.
План:
1. Экономическая жизнь Казахстана в послевоенные годы (1945–1950 гг.)
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1246;