Место России в мировой цивилизации.
Мировая история – это параллельное становление двух типов цивилизаций: западной (возникшей в бассейне Средиземноморья) и восточной (традиционной). Проблема определения русской цивилизации была поставлена в 30-е годы XIX века П.Я. Чаадаевым. Эти проблемы были поставлены в «Философских письмах», автор относит Россию к культурной периферии, признавая Запад культурным центром, идеализируя Запад он признает его чуждым русской культуре. В своем самом известном первом письме Чаадаев сформулировал отличительные черты российской цивилизации: мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку и у нас нет традиций ни того, ни другого, при этом исключительность русского народа объясняется тем, что «мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы преподать миру какой-нибудь важный урок». Чаадаев упрекает русскую нацию в неизжитом духовном кочевничестве, в слепом, поверхностном и очень не искусном подражании другим нациям. Более того, Чаадаев приходит к выводу в «Философских письмах», что в русской культуре есть нечто враждебное истинному прогрессу, то есть существует начало как бы ставящее Россию вне всемирной истории, вне логики, вне развития мировых цивилизаций. По существу феномен Чаадаева представлял собой в свернутом виде культур-философскую дилемму западничества и славянофильства.
«Славянофильство» | «Западничество» | «Евразийство» | |
40-е годы XIX века | Конец XIX - начало XX | ||
Представители | Братья Аксаковы, Киреевский, Комиков | Кобелины, Чичерины, Чернышевский | Красавин, Трубецкой, Вернадский, Ильин, Флоровский, Гумилев |
Основа | Панславянизм | Европоцентризм | Панмонголизм (скифство) |
Суть | Объясняет специфику русской культурной истории как самобытную, берущую свое начало в русской общине. | Акцент на европейские корни русской цивилизации (Россия развивалась в одних ритмах с Европой). | Стояла на позициях цивилизованного синтеза Запада и Востока, которые и определяли сущностные характеристики русской культуры. |
Отношение к петровским реформам | Резко отрицательное | Идеализация | Не сыграли существенной роли |
Перспектива развития | Выработка своего русского пути развития, а русскому народу – особая миссия в мировой цивилизации. | Россия должна Þидти по западному пути, не изобретая велосипед. Общая судьба с мировой цивилизацией. | Рассматривала русскую культуру как самобытную с преобладанием азиатских элементов, в геополитике прежде всего восточная ориентация. |
И «западники» и «славянофилы» были идеалистами: одни идеализировали Запад, другие – Россию, но и те и другие предполагали заведомо утопические пути разрешения реальных проблем русской культуры. В конечном итоге «западники» и «славянофилы», несмотря на противоположность их взглядов, могли существовать только в паре, так как это была особенность русской культуры, ее бинарная смысловая сущностьÞ евразийство, которое впитало эту двойственность.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1262;