Главное отличие музейного предмета от архивного документа
Главное отличие музейного предмета от архивного документа совсем не в том, что в одном случае - это вещь, а в другом - текст. Принципиальное различие заключается в том, что большая часть архивных материалов изначально создавалась с целью фиксации определенной информации, а затем с этой целью хранилась в архиве. Музейные же предметы не создавались для передачи информации. Поэтому выявление предметов музейного значения, создание самих музеев, раскрытие информационного потенциала музейных предметов и коллекций - сложный и творческий процесс. Кстати, утверждать сегодня, что музеи хранят только предметы, вещи, нельзя. О том, что в них есть документы и книги, говорилось. Уточню только, что это не отдельные документы и книги, а иногда целые отделы письменных источников и крупные фонды редкой книги, а также свои собственные архивы и библиотеки. Уже с конца XIX в. возникают мемориальные усадебные комплексы, а после Октябрьской революции - многочисленные музеи-усадьбы, в которых сохраняются архитектурные памятники, памятники садово-паркового искусства, хозяйственные постройки и пр. В 1920-е гг. появляются музеи-памятники - особый тип музея, создаваемый на базе памятника истории и культуры (Исаакиевский собор в Петербурге, Музей фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре), а сегодня в России уже есть музей-завод, музеи-корабли, музеи-монастыри и пр. В 1950-е гг. в стране появились первые музеи-заповедники, которые создавались на основе недвижимых памятников при сохранении их историко-культурной и природной среды. Это одна из наиболее перспективных и динамично развивающихся групп музейных учреждений, и она может вполне обоснованно претендовать на «наиболее полное и приближенное к жизни ее отражение». Наконец, последнее десятилетие все мировое музейное сообщество обсуждает возможность сохранения так называемого нематериального (non-material) или неосязаемого (intangible) наследия, к которому относят обычаи, знания и навыки, язык, устный эпос, музыку, танцы, игры, мифологию, ритуалы, ремесла, традиционные экологические представления и т. п.
Пожалуй, можно согласиться, что процесс формирования не только архивов, но и библиотек (особенно с момента введения принципа об обязательном экземпляре) носит более систематический и упорядоченный характер, чем в музеях. В одном случае есть регламентированная обязательность, а в другом - процесс коллекционирования, не столь жестко регламентированный, но творческий. Назвать же стихийным целенаправленный поиск не совсем точно. Музейные коллекции формируются на основе научных планов комплектования, в соответствии с которыми проводятся научные экспедиции, архивные изыскания, целенаправленный поиск отдельных предметов, закупка на аукционах и пр. Встречаются дарения или неожиданные находки. Но и в этом случае любая вещь, прежде чем стать «музейным предметом», проходит сложный путь, включающий экспертные оценки и систему последовательных операций, направленных на научную и техническую обработку предмета, его подготовку к длительному хранению и многоплановому использованию.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1700;