Восприятие. Уголь и углеводороды – ведущие полезные ископаемые этой группы и в большинстве случаев рассматриваются как продукт органического мира далёкого прошлого

Уголь и углеводороды – ведущие полезные ископаемые этой группы и в большинстве случаев рассматриваются как продукт органического мира далёкого прошлого. Эти полезные ископаемые образовались из органических остатков избежавших обычных разложений только потому, что оказались перекрытыми застойными водами.

Начальной стадией образования угля является торф, формирующийся в болотах, но для возникновения залежей высококачественного угля требуются особые условия. Мощные пласты угля образуются, только если пышная растительность подвергается медленному затоплению, деревья должны затонуть только до начала гниения. Далее должно произойти погружение этой территории под осадки, чтобы выжались вода и газы. Такие условия, например, создались 270 млн. лет назад при столкновении американского и африканского континентов с образованием Аппалачского орогена и прогиба перед ним в условиях тропиков. Таких геодинамических обстановок за геологическую историю было множество и поэтому мы имеем значительное количество угольных бассейнов

Нефть нельзя рассматривать лишь как морской эквивалент угля, хотя нефть обычно образуется в тёплых морских бассейнов, на дне которых накапливается застойная, обеднённые, обеднённые кислородом воды. Обязательным условием является наличие бактерий, которые воздействуют на погружающиеся органические остатки. Они отбирают входящие в молекулы кислород, оставляя углеводородный остаток (СН). В наши дни подобный процесс проходит в некоторых районах на дне Черного моря. Он протекает очень медленно, возраст самых верхних слоёв илов, в которых зафиксированы молекулы СН, достигают нескольких тысяч лет.

Так же как и уголь, нефть должна подвергнуться сильному давлению. Перекрывающие породы должны быть непроницаемыми. Будучи лёгкой и подвижной нефть перетекает в стороны и так продолжается до тех пор, пока она не попадёт в ловушки. Обычно это бывает в наивысших точках антиклинальных поднятий проницаемых песчаников, также там, где пласты перекрыты экранами, например, солью. Ведущую роль могут играть и боковые сдавливания. Персидский залив являющийся крупнейшей нефтяной провинцией обязан своим происхождением мобильному сдавливанию морского дна при столкновении Аравийской и Евроазиатской плит, Западно-Сибирская провинция тоже продукт сдавливания.

С мобилистских позиций образование нефтегазовых провинций – это результат процессов расхождения-схождения и изостатического выравнивания плит. Полный цикл геодинамической эволюции литосферы с мобилистских позиций состоит в следующем:

  1. расхождение континентов приводит к образованию бассейнов рифтового типа, в том числе и континент. Рифтогенов;
  2. формирование надрифтовой депрессии или пассивной окраины
  3. процесс схождения плит с образованием новых типовых бассейнов – преддуговые, дуговые.

На платформах наиболее популярный тип надрифтовых депрессий. Они размещаются главным образом во внутренних частях платформ как, например – Днепровско-Донецкая впадина, Турчанский прогиб. Зап.Сибирь – тоже модель надрифтовых депрессий. Рифты имеют триасовый-юрский возраст, а надрифтовые депрессии – позднемеловой, палеогеновый и неогеновый возраст. Основной тип ловушек – горстовые антиклинали средних и верхних частей разреза с тектоническими ограничениями.

 

Восприятие

Тема, посвященная восприятию, является одной из ключевых тем для организационного поведения. Восприятие, как отмечается в одном из наиболее известных учебников по менеджменту, влияет на ожидания и на все остальные аспекты поведения. Восприятие очень важно, потому что именно оно определяет, что такое «реальность» для конкретного индивидуума. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. То, что происходит в действительности, влияет на поведение только в той мере, в какой это воспринимается самим человеком [Мескон и др., С. 101].

Не существует двух людей, которые могли бы воспринять что-то совершенно одинаково. Например, зная закономерности восприятия можно лучше понять и объяснить то обстоятельство, что начальник отдела и его подчиненный могут совершенно по-раз­ному реагировать на одно и то же указание высшего руководства. Кроме того, послед­ние исследования показали: такое явление, как возрастное восприятие, может оказать влияние на продвижение по службе и деятельность индивидуума. Ф. Лютенс, например, отмечает, что в ходе одного из ис­следований обнаружилось, что слияние двух фирм не состоялось главным образом по­тому, что 40-летние руководители одной фирмы и 65-летние руководители другой разо­шлись в вопросе о том, какая из этих групп более способна принимать решения [Ф.Лютенс, С. 98].

Рассмотрим более подробно закономерности процесса восприятия.

 

1.1. Сущность и значимость восприятия

В психологии восприятие определяется как целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Понятие «вос­приятие» взаимосвязано с понятием «ощущение», однако между ними сущест-вуют и корен­ные различия. Говоря об ощущениях, подчеркивают, что их содер­жание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изоли­рованных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Опи­раясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощу­щений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пре­делах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши зна­ния о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения пре­вращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных призна­ков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздейству­ет на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета. «Восприятие человека — не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данно­го предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную чер­ту восприятия. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответ­ственно чувственное качество как свойство определенного предмета. Для этого предмет должен выделиться как относительно устойчивый источник исходя­щих от него на субъект воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта», - отмечает С.Л. Рубинштен [Рубинштейн, С. 226].

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощуще­ний, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свой­ствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощу­щение. Однако было бы ошибочным полагать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложному образу восприятия) является простым сумми­рованием отдельных ощущений. Рубинштейн пишет об этом следующее [Рубинштейн, С. 227-228]:

…восприятие вместе с тем и не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и — в известном смысле — также его чувства и эмоции. Отражая объективную дей­ствительность, восприятие делает это не пассивно, не мертвенно-зеркально, пото­му что в нем одновременно преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего.

В самом чувственном своем составе восприятие не является простой механи­ческой суммой друг от друга независимых, лишь суммирующихся в процессе восприятия ощущений, поскольку при этом различные раздражения находятся в многообразных взаимозависимостях, постоянно взаимодействуя друг с другом.

Наблюдение и экспериментальное исследование свидетельствуют, например, о воздействии цвета на видимую величину предмета: белые и вообще светлые предметы кажутся больше, чем равные им черные или темные предметы (так, в светлом платье человек кажется крупнее, полнее, чем в темном), относительная интенсивность освещения влияет на видимую отдаленность предмета. Расстоя­ние или угол зрения, под которым мы воспринимаем изображение или предмет, влияет на его видимую окраску: цвет на расстоянии существенно изменяется. Включение предмета в состав того или иного так или иначе окрашенного цело­го влияет на его воспринимаемый цвет.

Таким образом, как мы видим, помимо ощущений в процессе вос­приятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспри­нимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Исследования показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающе­го мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения орга­нов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических восприни­мающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компо­ненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при воспри­ятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимаю­щую (перцептивную) деятельность субъекта. «Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматрива­ется, не только слушает, но и прислушивается; он часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие предмета; воспринимая, он таким образом производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание», - писал С.Л. Рубинштейн [Рубинштейн, С. 226]. Результатом этой деятельности яв­ляется целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реаль­ной жизни.

В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздей-ствующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несуществен­ных. Вероятно, не будет ошибкой предположение о том, что на дан­ном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объедине­ния группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т.е. в процессе восприя­тия участвует память. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т. е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к опре­деленной категории, мысленно не назовет его. Рубинштейн отмечает, что каждый

«…предмет определен понятием, за­крепленным в слове; в значении слова зафиксированы признаки и свойства, вскрывшиеся в предмете в результате общественной практики и общественного опыта. Сопоставление, сличение, сверка образа, возникающего в индивидуаль­ном сознании, с предметом, содержание — свойства, признаки — которого, вы­явленные общественным опытом, зафиксированным в значении обозначающего его слова, составляет существенное звено восприятия как познавательной деятельности.

Процесс восприятия включает в себя познавательную деятельность «прощу­пывания», обследования, распознавания предмета через образ; возникновение образа из чувственных качеств в свою очередь опосредовано предметным значе­нием, к которому приводит истолкование этих чувственных качеств. Предметное значение как бы апперципирует, вбирает в себя и истолковывает чувственные данные, возникающие в процессе восприятия» [Рубинштейн, С. 227].

Причем следует иметь в виду, что восприятие знакомых пред­метов (чашка, стол), их узнавание происходит очень быстро — человеку до­статочно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужно­му решению. Однако при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее и в более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической ра­боты, при которой выделяются одни, существенные, признаки, тормозятся дру­гие, несущественные, и воспринимаемые признаки объединяются в одно осмыс­ленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно, т. е. насколько активно идет отражение этого объекта.

Следовательно, огромную роль в восприятии играет наше желание восприни­мать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприя­тии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в дан­ном случае желание).

Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира, мы не­вольно доказы-ваем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т. е. он может вызывать у нас различные чувства. Естествен­но, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.

Таким образом, процесс вос­приятия можно охарактеризовать как сложное взаимодействие процессов выбора, си­стематизации и интерпретации. И хотя восприятие во многом зависит от органов чувств, которые являются своего рода источником получения «сырых» данных, про­цесс познания способен отфильтровывать, модифицировать и даже совершенно из­менять эти исходные данные. В качестве простого примера можно привести разгля­дывание одной стороны неподвижного объекта, например статуи или дерева. Мед­ленно перемещая взгляд на другую часть объекта, наблюдатель, возможно, ощутит, что перемещается объект. Однако человек воспринимает объект как неподвижный. Восприятие, следовательно, превалирует над ощущением, и человек «видит», что объект неподвижен. Иными словами, процесс восприятия как бы добавляет или вычитает нечто из картины «реального» чувственного мира.

Ключ к пониманию процесса восприятия заключается в признании того факта, что восприятие является уникальной интерпретацией ситуации, но не точным ее отражением (вспомним соотношение между картой и территорией). Иначе говоря, восприятие — это весьма сложный познавательный процесс, формирующий уни­кальную картину мира, которая, однако, может значительно отличаться от реальности.

Подводя промежуточный итог, можно отметить, что восприятие выступает как осмысленный (вклю­чающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) син­тез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез вы­ступает в виде образа данного предмета или явления, который скла­дывается в ходе активного их отражения.

 

1.2. Подпроцессы восприятия

Теперь рассмотрим более подробно из каких этапов складывается процесс восприятия в контексте организационного поведения. Сложность и интерактивный характер восприятия подтверж-дается наличием цело­го ряда субпроцессов. На рис. 2.1 показано, как эти подпроцессы соотносятся между собой. Первым важным подпроцессом является воздействие существующего стимула или ситуации. В качестве стимула может выступать как отдельный сенсорный раздражитель, так и психологическая и социокультурная среда в целом. В качестве примера может служить работник, который вступил в конфликт с начальством или же со всей окружающей его организационной средой. Иными слова­ми, возникает стимулирующая ситуация, которая оказывает воздействие на личность.

Помимо взаимодействия по линии «ситуация — личность», имеют место внутренние когнити-вные процессы регистрации, интерпретации и обратной связи.

Процесс регистрации включат два субпроцесса, обнаружение раздражителя, т.е. фиксация самого факта наличия раздражителя, и различение, т.е. фиксация модальности раздражителя. В процессе реги­страции участвуют физиологические механизмы (как сенсорные, так и центральной нервной системы); при этом на восприятие будет оказывать воздействие психологиче­ская способность слышать и видеть.

Наиболее значимым когнитивным аспектом вос­приятия является интерпретация, включающая в себя субпроцессы идентификации, категоризации, узнавания и опознания. Процесс узнавания








Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1416;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.