Практические задания. 1. Конфуций, характеризуя образ идеального государственного деятеля, говорил, что «он вежлив, на службе точен

 

1. Конфуций, характеризуя образ идеального государственного деятеля, говорил, что «он вежлив, на службе точен, человечен и справедлив к людям». Развивая свою мысль, философ утверждал, что «благородный муж думает о долге, а низкий человек заботится о выгоде». По убеждению Конфуция, если управлять народом не с помощью наказаний, а «с помощью нравственных требований и установить правила поведения сообразно "ли", то люди не только будут стыдиться плохих дел, но и искренне возвратятся на праведный путь».

Платон в сочинении «Государство» доказывал, что оно должно быть счастливо «не в отдельно взятой его части, … но так, чтобы оно было счастливо все в целом». Плутарх в работе «Наставления о государственных делах» утверждал, что основа для государственных дел становится надежной и устойчивой, если «решение заняться ими проистекало из разумного выбора, а не из обуянности тщеславием или задором или из недостатка в иных занятиях … Не должно также приступать к общественным делам в надежде на обогащение и наживу».

Используя эти и иные высказывания приведенных авторов, скажите, почему их интересовали социально-политические проблемы культуры? По каким вопросам они проявили единодушие? Какие принципы должны быть, по-вашему, использованы в руководстве процессами развития культуры и общества?

2. Аврелий Августин утверждал: «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу». Развивая тему свободы индивидуального выбора и размышляя о том, какая сила помогает человеку принимать правильные решения вопреки порочным соблазнам, Ансельм Кентерберийский полагал, что «разумная природа всегда имеет свободный выбор, ибо она всегда имеет власть сохранять правильность воли ради самой правильности. Но если свободная воля утрачивает правильность из-за трудности сохранения, она после того также служит греху неспособностью возвратить эту правильность своими силами; то есть она становится "духом ведущим и невозвращающим", ибо "делающий грех есть раб греха". Ведь никакая воля до того, как обрела правильность, не может получить ее, пока Бог ее не даст, так, утрачивая полученную, не может обрести ее заново, если Бог не возвратит».

Объясните, ссылаясь на данные высказывания, какой смысл вкладывали средневековые мыслители в понятие «свобода»? Что, по их мнению, является источником правильного понимания данного вопроса? Свободным был любой выбор человека или только тот, который совпадал с его божественным предназначением? Понимание каких истин позволяло человеку сохранить свободу и что могло ей угрожать? Испытанием или же благом для человека и его деятельности является свобода?

3. В сочинении «О даре Отца светов» Николая Кузанского имеются такие строки: «В потенции интеллектуального поля есть все, что питает интеллектуальную жизнь, лишь бы правильно возделывать его, то есть должными упражнениями и приемами приводить к выражению его силы; а для культуры возделывания нам завещаны разнообразные озарения теми, кто ревностно старался о таком возделывании (intellectuali culturae), – посвятившими себя добродетели мужами, … полагающимися на интеллектуальный свет». Марсилио Фичино, в «Платоновской теологии» об уникальных способностях человека пишет следующее: «Он попирает землю, бороздит воды, поднимается в воздух при помощи высочайших башен, не говоря уже о крыльях Дедала и Икара… Благодаря небесной доблести, достигает небес и измеряет их. Благодаря сверхнебесному разуму, проникает по ту сторону небес. Человек не только пользуется элементами, но и придает им красоту, чего не делает ни одно животное. Сколь чудесна возделанность всего земного круга! Сколь поразительно строение зданий и городов. Сколь искусно орошение! Наподобие Бога ведет себя тот, кто пребывает во всех элементах, совершенствуя их…».

Проанализируйте представленные суждения. Что имел в виду Кузанский, говоря о возделывании интеллектуального поля человека? Кто для него, по вашему мнению, служил примером в отмеченном виде деятельности? Почему Марсилио Фичино сравнивал человека с Богом? Какие грани реального мира облекаются, в его понимании, в пространство культуры?

4. В статье «История», автором которой был Вольтер, имеется следующее суждение: «О пользе истории. Эта польза состоит в сравнении законов и нравов чужих стран с собственными, которое может сделать государственный деятель или гражданин; это сравнение побуждает современные нации соревноваться друг с другом в искусствах, торговле, земледелии. Крупные ошибки в прошлом очень полезны во всех отношениях. Нельзя не напоминать вновь и вновь о преступлениях и несчастьях, причиненных бессмысленными распрями. Бесспорно, что напоминание о них мешает их повторению». Если Вольтер говорил о том, какое значение в развитии культуры имеет изучение истории, то Иммануил Кант рассуждал об истории в ином ракурсе. В его труде, названном «Идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», говорится: «Природа… дала человеку разум и основывающуюся на нем свободную волю… Она не хотела, чтобы он руководствовался инстинктом или был обеспечен прирожденными знаниями и обучен им, она хотела, чтобы он все произвел из себя. Изыскание средств питания, одежды и крова, обеспечение внешней безопасности и защиты…, все развлечения…, даже его проницательность и ум, даже доброта его воли, – все это должно быть исключительно делом его рук».

Не обошел вниманием проблему истории человечества и культуры Иоганн Готфрид Гердер. В его работе «Идеи к философии истории человечества» сказано: «В чьем уме рождаются особенные мысли, … кто видит не глазами только, но и духом, … кому удается подслушать природу, творящую в мастерской своих творений, высмотреть ранее не известные проявления ее деятельности и применить их для человеческих целей с помощью новых искусных орудий и приемов, – тот человек в собственном смысле слова, человек редкостный, – настоящий бог среди людей».

Используя приведенные суждения, поясните, что, по мнению указанных философов, является движущей силой культуры, источником ее динамики? Какие факторы можно было бы отнести к внешним, а какие – к внутренним причинам развития культуры? Какую роль в этом процессе выполняет знание накопленного опыта, а какую – изобретательность отдельных личностей?

 








Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 521;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.