Телевизионные системы
Во времена вражды в 50–60-е годы прошлого века правительства стран соседей старались всячески оградить свое население от «тлетворного» влияния, глуша радиопередачи и делая невозможным прием телевидения из-за границы. Многие преуспели в этом, придумав собственные стандарты, несовместимые с принятыми в других странах. Сыграла свою роль и коммерция – никто ведь не хочет, чтобы его фильмы бесплатно смотрели миллионы зрителей другого государства. Так и появилось множество разноликих стандартов – сначала черно-белого, а затем уже цветного телевидения (рис. 1).
Рис. 1. Стандарты телевидения
До середины 60-х годов XX века наши специалисты в области телевидения в основном ориентировались на американский стандарт NTSC, вещание в котором началось в США еще в 1953 году. Но даже в богатой Америке цветные телевизоры с трудом находили дорогу в дома зрителей. Стоили они довольно дорого, но не это главное – краски на экранах были далеки от реальности.
Дело в том, что стандарт NTSC обеспечивает высокую четкость по цвету, но крайне привередлив к качеству канала передачи.Пробные передачи в стандарте NTSC в начале 60-х лет велись и у нас в Москве, телевизионная промышленность готовилась сделать родной стране и партии трудовой подарок к очередному съезду или же к празднику.
Но при наших масштабах – от Москвы до Владивостока – затраты на модернизацию линий связи могли превысить текущие финансовые возможности в стране.
Но тут наступил 1965 год, и президент Франции Де Голь захотел вдруг выйти из НАТО. Советское руководство пришло от этого в восторгрешило сделать ряд встречных шагов по сближению. И во время одного из визитов на высшем уровне, без каких бы то ни было консультаций со специалистами, наши заявили о принятии французского стандарта SECAM.
После этого министру связи оставалось ответить «Есть!» и запросить деньги на технологию и оборудование из Франции. Так в СССР и в «братских странах социалистического лагеря» появилась система, несовместимая с общепринятой в большинстве стран Западной Европы.
Немцы, долгие годы наблюдавшие со стороны за мучениями американцев с их системой NTSC, тоже не дремали. В 1963 году Вальтер Брух из компании Telefunken продемонстрировал систему PAL, в которой цветовая информация передавалась дважды в двух соседних строках, но в противофазе. За счет усреднения сигналов удавалось почти полностью подавить характерные цветовые искажения. Конечно, четкость в цвете при этом снижалась вдвое, однако на глаз это было практически незаметно. По существу, PAL – это усовершенствованная NTSC, только для ее реализации требуется прецизионная линия задержки сигнала на одну строку. Сегодня это наиболее распространенная система цветного телевидения, которую использует около ста стран Западной Европы, Азии и Африки. Даже некоторые наши бывшие соседи по соцлагерю, Польша, к примеру, полностью перешли на PAL и влились в европейское сообщество.
Надо также заметить, что ограниченность зоны вещания – это одна из объективных причин появления на свет множества несовместимых стандартов.
Сепаратный SECAM.Франция всегда шла своим особым путем и припоявлении цветного телевидения вспомнила об изобретении инженера Анри де Франса. Еще в 1954 году он создал систему, свободную от недостатков американской. SECAM в переводе с французского означает «поочередная передача цветов и память», и в полном соответствии с этим в ней в разных строках поочередно передаются красный и синий сигналы, а в приемнике для восстановления недостающей информации имеется линия задержки (память) на одну строку. Но самое главное, что для передачи сигналов цветности в ней используются частотная модуляция, делающая ее нечувственной к помехам и искажениям в каналах связи. Как и PAL, SECAM снижает цветовую четкость в два раза по сравнению с NTSC.
После заключения политического соглашения в 1965 году система еще пару лет дорабатывалась совместно специалистами Франции и СССР, и после ряда модификаций она наконец-то была принята для вещания одновременно у нас и во Франции.
За прошедшие годы с момента принятия SECAM в нашей стране много раз возникали споры: стоило ли равняться на французов и не сменить ли нам стандарт на более распространенный PAL. Сейчас, в связи с интенсивным переходом к цифровым технологиям эти споры поутихли – «цифра » гарантирует не только полную совместимость всех телевизоров нового поколения, но и гораздо более высокую четкость, стабильность и качество цветов картинки. В таблице 1 приведены сравнительные характеристики телевизионных систем.
Таблица 1 Разновидности видеосигналов телевизионных систем
Тип системы | NTSC | PAL | SECAM |
Вертикальная частота развертки, Гц | |||
Горизонтальная частота развертки, кГц | 15.374 | 15.625 | 15.625 |
Число строк в кадре | |||
Число видимых (активных) строк в кадре | |||
Тип модуляции цветовой поднесущей | Амплитудная | Амплитудная | Частотная |
В настоящее время все телестудии США в массовом порядке переходят на цифровой стандарт ATSC (Advanced ТelevisionSystemsCommittee). В Европе внедряется наземное цифровое телевидение в стандарте DVB-T (DigitalVideoBroadcastingTerrestrial), а спутниковое у них уже давно почти все цифровое. Япония разработала свой стандарт
ISBD (IntegratedServicesDigitalBroadcasting), который, однако, является модификацией европейского стандарта. Таким образом, в мире налицо период совместного существования аналогового и цифрового наземного ТВ. Даже у нас в России ведутся передачи в стандарте DVB-T, а многие сотни тысяч домов оснащены тарелками и цифровыми ресиверами дляприема передач со спутников. Более того, цифровое телевидение сегодня приходит в дома жителей крупных городов по кабелю.
Так что «лучше цифр могут быть только цифры», но с еще более высоким разрешением.
В России принят стандарт SECAMD/K (первая буква относится к диапазону метровых волн, вторая – дециметровых), во Франции – SECAME/L, Монако – SECAMC/L, Иране – SECAM В, Германии – PALB/G,
Англии – PALA/I, Бельгии – PAL В/Н, Бразилии – PAL М/М, Китае – PALD/K, в США, Японии и Тайване – NTSC М/М.
Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 719;