НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
У млекопитающих щитовидная железа состоит из двух долей, расположенных вблизи гортани вдоль боков трахеи. Она обильно снабжается кровью, что создает благоприятные условия для быстрого и полного снабжения организма гормонами. Основной структурной единицей является фолликул, полость которого заполнена коллоидом. Секретирует железа два гормона — тетрайодтиронин (тироксин) и трийодтиронин. Основной функцией этих гормонов является обеспечение процессов окисления в клетках. В молекулах гормонов обязательно присутствие йода. Он поступает с водой и кормами в виде йодитов, чистого йода или органических соединений с йодом. Иод включается в молекулу белка, образуя моно- и дийодтирозины, их молекулы участвуют в образовании тироксина и трийодтиронина. Последний в 5—10 раз более активен, чем тетрайодтиронин.
Важное диагностическое значение имеют биометрические характеристики этого эндокринного органа. Средняя масса щитовидной железы колеблется у коров и лошадей в пределах 17—30 г, у свиней— 11—30 г.
Гормонообразовательная функция железы контролируется ти-реотропным гормоном аденогипофиза и парагипофизарно с участием парасимпатической и симпатической нервной систем. Образование и поступление гормонов в кровь зависят от баланса йода.
Гипофункция щитовидной железы. С целью установления роли этого эндокринного органа производят полную или частичную тиреоидэктомию, вводят тиреостатические препараты (метилтиоурацил) и радиоактивный йод, который кумулируется железистой тканью (рис. 34).
Рис. 34. Овцы в 11-месячном возрасте:
слева – нормальная; справа – тиреоиодэктомированная
Наиболее эффективным экспериментальным методом является тиреоидэктомия. Проведенная в раннем постнатальном периоде, она ведет к резкой задержке роста ягнят, щенков, крольчат, поросят, цыплят; появлению карликовости. Это вызвано задержкой роста в длину трубчатых костей из-за слишком раннего окостенения эпифизов. Нарушен метаболизм белков, жиров, углеводов. Основной обмен снижен на 25—40 %. Терморегуляция становится несовершенной, температура тела на 0,5—1,5 °С ниже нормальной, животные легко переохлаждаются и могут погибнуть от гипотермии. Они слабо реагируют на пирогены, инфекционные заболевания у них протекают с незначительным повышением температуры тела.
В тканях задерживается вода, развивается микседема — слизистый отек кожи. Волосы истончаются и выпадают. Шерсть теряет блеск. Однако у козлят, подвергнутых тиреоидэктомии, иногда вырастает пышный волосяной покров.
Половой аппарат у тиреоидэктомированных животных остается недоразвитым. У самок овариальные фолликулы атрофируются, у самцов семенники не опускаются в мошонку. Половой инстинкт утерян. Животные бесплодны. Они малоподвижны, апатичны, слабо реагируют на внешние раздражители. Нарушения высшей нервной деятельности проявляются затрудненной выработкой условных рефлексов, преобладанием тормозных процессов.
У взрослых животных, подвергнутых тиреоидэктомии, развивается прогрессивное истощение — тиреоидпривная кахексия. Окислительные процессы у них подавлены, основной обмен понижен на 12—35 %. Температура на нижней границе нормы. Аппетит резко снижен, пищеварение затруднено. Животные анемичны, больше лежат, утрачиваются ранее приобретенные условные рефлексы. Шерсть начинает выпадать.
Наиболее распространенная причина недостаточности щитовидной железы у продуктивных животных, в первую очередь у коров, — дефицит йода, поступающего в организм с кормом и водой. Не исключено влияние на организм и таких растений, как белый клевер, рапс, турнепс, свекла, брюква, горох, содержащих тиреостатические вещества. Снижают эффективность использования йода организмом высокий уровень кальция, магния, марганца и недостаток в рационе кобальта и цинка. Особенно высока потребность в йоде у высокопродуктивных коров, когда с каждым литром молока выводится от 30 до 130 мг йода. Эти и другие условия могут создать относительную йодистую недостаточность, снижение уровня тиреоидных гормонов в крови.
Помимо алиментарных возможны и другие причины гипотиреоза. К ним могут быть отнесены возможные аномалии развития железы — гипоплазия и аплазия, воспалительные и аутоиммунные процессы, поступление в организм и накопление тиреоцитами радиоактивного йода.
Низкий уровень тиреоидных гормонов в крови влечет за собой по принципу обратной связи усиление синтеза и секреции тиреоидного гормона аденогипофизом. Этот гормон стимулирует увеличение массы щитовидной железы за счет разроста соединительной ткани, слизистые же элементы подвергаются атрофии. Это заболевание получило название эндемического зоба (рис. 35).
Рис. 35. Зоб у собаки
Эндемический зоб возникает спорадически у животных биогеохимических зон с недостаточным содержанием йода в почве, воде, кормах. Очаги йодной недостаточности встречаются во всех странах, в том числе на территории России (Алтай, Амурская, Читинская, Ярославская и многие другие области).
Дефицит тиреоидных гормонов негативно сказывается на обмене углеводов, белков, жиров, минеральных веществ и воды. Окислительные процессы в тканях снижены. Уменьшены потребление кислорода и выведение углекислого газа. Недостаток тиреоидных гормонов приводит к снижению плодовитости, внутриутробной смертности, рождению слабых, физиологически недоразвитых плодов. Молодняк рождается с низкой массой тела: телята—12—15кг, ягнята —0,7—1,5 кг. Щитовидная железа при остром дефиците йода гипертрофирована, достигает у телят 500 г, у ягнят, поросят 150г. Сдавлены гортань, трахея, пищевод, что затрудняет дыхание, прием пищи.
У взрослых животных заболевание проявляется энофтальмом (западение глаз) и слизистым отеком (микседема) области межчелюстного пространства. Снижена молочная и мясная продуктивность. Нарушена воспроизводительная функция. Маточное поголовье страдает бесплодием, перегулами, абортами, рождением слабого или мертвого приплода.
Добавление в рацион животных йода (KI) профилактирует заболевание. У коров с гипофункцией щитовидной железы йодная подкормка восстанавливала уровень тиреоидных гормонов.
Гиперфункция щитовидной железы. Гипертиреоз у животных встречается редко. Повышение продукции тиреоидных гормонов может быть следствием нарушения их метаболизма, гиперплазии железистых клеток при опухолевом росте. Развивающийся тиреотоксикоз возможен и из-за повышения чувствительности тканевых рецепторов к тироксину.
Гиперфункция щитовидной железы проявляется развитием диффузного токсического зоба, что получило название базедовой болезни. Для нее характерен симптомокомплекс в виде увеличения массы железы, пучеглазия (экзофтальм), тахикардии, возрастания основного обмена, кахексии, повышенной возбудимости.
Ведущими патогенетическими факторами в развитии тиреотоксикоза считают нарушения иммунологических процессов. Как установлено, в крови больных тиреотоксикозом циркулирует длительно действующий стимулятор щитовидной железы, отнесенный к иммуноглобулину типа Ig G.
Токсическое действие избытка тетрайодтиронина и трийодтиронина заключается прежде всего в повышении проницаемости митохондриальных мембран, разобщении дыхания и фосфорилирования, уменьшении аккумуляции энергии в макроэргических соединениях (АТФ и др.). Энергия свободного окисления выделяется в виде тепла и бесцельно рассеивается. Катаболизм преобладает над анаболизмом, о чем свидетельствует отрицательный азотистый баланс. Усилен распад гликогена в мышцах и печени, стимулируется липолитическая активность адреналина. Интенсивное окисление жира в печени приводит к кетозу. Корм используется неэффективно, развивается истощение.
Тиреотоксикоз резко нарушает сердечную деятельность. Как следствие метаболических нарушений в миокарде появляются дистрофические изменения, нарушается проведение импульса от предсердий к желудочкам. Активация симпатико-адреналовой системы сопровождается тахикардией.
Характерное для базедовой болезни пучеглазие вызывается эк-зофтальмическим фактором гипофизарного происхождения. t
Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 1916;