Музыкотерапия в системе психологической коррекции страха у детей с аутизмом
В психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями широко используется музыкальная терапия.
В психологической литературе выделяются четыре основных направления психокоррекционных воздействий музыкотерапии:
1) эмоциональное активирование в процессе психотерапии;
2) регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
3) развитие навыков межличностного общения;
4) повышение эстетических потребностей.
В качестве психологических механизмов психокоррекционного воздействия музыкотерапии авторы указывают [Завьялов, 1995]:
• катарсис — эмоциональную разрядку;
• регулирование эмоционального состояния;
• усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;
• повышение социальной активности и др.
Традиционно используется несколько вариантов музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррек-ционной целью, и активная, представляющая собой коррекционно-направ-ленную, активную музыкальную деятельность. При работе С аутичными детьми Целесообразно использовать оба данных варианта музыкальной психокоррекции.
Рецептивную музыкотерапию следует использовать на установочных этапах психологической коррекции для решения следующих задач:
1) установление эмоционально-доверительных контактов с психологом и членами группы;
2) создание доверительной, эмпатийной атмосферы в группе;
3) снижение эмоционального дискомфорта и др.
Так, групповые занятия с детьми с тяжелой формой аффективной дезадаптации проводятся нами на фоне музыкального сопровождения, особенно на установочном этапе. Мы используем специально подобранные музыкальные произведения в различных целях: для расслабления, активизации, ускорения деятельности. Кроме того, специальные ритмические мелодии становятся основой для выполнения упражнений во время разминки. Особенно ценно, если существует возможность заниматься под «живую» музыку. У нас, например, была возможность пригласить музыкального работника (волонтера), который на пианино воспроизводил нужные мелодии.
Следует подчеркнуть, что в то время, как у большинства детей с аутизмом наблюдается положительное отношение к музыкальным произведениям, некоторые могут, напротив, демонстрировать крайний негативизм к музыкальному сопровождению. Это может быть обусловлено следующими факторами:
• отрицательными ассоциациями, которые вызывает музыка у ребенка;
• неподготовленностью ребенка с аутизмом к восприятию музыки;
• клинико-психологическими особенностями ребенка.
Пример
Алеша, 6лет, при прослушивании пластинки с ритмичной музыкой проявлял выраженное аффективное возбуждение: бегал из стороны в сторону, кричал, размахивал руками, пытался опрокинуть проигрыватель. При прослушивании других музыкальных произведений у мальчика таких реакций не наблюдалось. В беседе с родителями выяснилось, что мальчик очень любит музыку, но однажды при прослушивании ритмичной мелодии перевернул проигрыватель, за что был наказан отцом: отец громко ругал мальчика, а бабушка заступалась за внука. В результате этого в семье возникала конфликтная ситуация, которая сопровождалась громкими упреками родственников в адрес друг друга.
Включение музыкального сопровождения в процесс групповых занятий требует определенной организации. Дети с аутизмом негативно реагируют на новизну. Например, если во время занятий в помещении не было пианино, а потом оно появилось, то у ребенка может возникнуть аффективная реакция. Он будет подбегать к инструменту, ударять по нему и пр. Поэтому включение музыкального сопровождения в процесс занятий требует предварительной подготовки.
Как отмечалось выше, у детей с аутизмом наблюдается повышенная чувствительность. Поэтому при очень громком или фальшивом воспроизведении музыкального произведения дети испытывают выраженный эмоциональный дискомфорт, что проявляется в повышенном возбуждении, уходе от ситуации. Детей с аутизмом может раздражать ненастроенное пианино, скрипучий звук ha пластинке или диске, фальшивый голос музыкального работника или психолога.
Кроме рецептивной музыкотерапии в процессе группового взаимодействия детей с аутизмом можно использовать активную форму занятий. Используются следующие игры:
Игра «Угадай, кто идет»
Цель. Обучение ребенка произвольной регуляции своих действий.
Ход игры. Психолог предлагает ребенку воспроизвести отдельные звуки на пианино: громкий удар— идет медведь, быстрые движения — бежит заяц, тихие ритмичные постукивания — птички зернышки клюют и пр. Остальные члены группы угадывают, кто идет. Обычно дети с удовольствием выполняют предложенные задания.
Игра «Сильный стук — слабый стук»
Цель. Обучение ребенка произвольной регуляции своих действий.
Ход игры. Психолог или помощник психолога удерживают бубен, и дети поочередно ударяют по бубну по инструкции психолога: «Ударим громко», «Ударим тихо».
Комментарий. Как правило, дети с аутизмом, в связи со склонностью к стереотипиям, пытаются ударять по бубну много раз. Не следует останавливать ребенка, но обязательно надо обратить его внимание на силу удара, приговаривая: «Молодец, ты ударил громко (тихо)». Аналогичные игры можно проводить с ложками, четками и пр.
Игра «Хоровое пение»
Ход игры. Музыкальный работник издает отдельные протяжные звуки и просит детей повторить их.
Комментарий. Если дети отказываются выполнять задание, необходимо продолжать пение до тех пор, пока ребенок не присоединится к ведущему. Обязательно необходимо поощрить ребенка.
Рекомендуется усложнять задания, использовать коллективные игры на ложках, бубнах и других инструментах.
С целью коррекции страхов у детей с аутизмом целесообразно использовать индивидуальную музыкотерапию.Традиционно выделяются три уровня индивидуальной музыкотерапии: коммуникативный, реактивный и регулирующий [Вольперт, 1972].
На коммуникативном уровне усилия психолога направлены на установление эмоционального контакта с ребенком. В специально оборудованной игровой комнате специалист совместно с ребенком слушает музыку. На данном этапе используются мелодичные произведения классиков. Ребенок играет или танцует под музыку, психолог наблюдает за ним и поощряет его. Важно, чтобы к концу занятия он мог приблизиться к ребенку, взять его за руку, погладить по спине и пр.
На реактивном уровне, цель которого заключается в катарсисе, ребенок под музыку играет с пугающим его предметом. Например, ребенку предлагается кукла-страшилка. Сначала он должен дать ей имя. Затем под звуки ритмичной музыки он начинает взаимодействовать с ней в соответствии с инструкцией психолога: «„Страшилка" начинает убегать от нас, мы ее ловим, кидаем, прогоняем, она от нас уходит».
На регулирующем уровне психолог предлагает различные ситуации, в которых могут оказаться «страшилка» и ребенок. Ребенка просят выбрать музыку, под которую «страшилка» общается с ним: медленную, расслабляющую или быструю, активизирующую. Выбор музыки подчеркивает особенности эмоционального состояния ребенка и его отношение к пугающим объектам.
Как показывает опыт нашей работы, использование музыкального сопровождения в процессе психологической коррекции страхов у ребенка способствует усилению его активности, эмоциональному вовлечению в игру, улучшению эмоционального фона. Большинство детей с аутизмом предпочитает тихую, спокойную, плавную и мелодичную музыку. Она способствует снижению тревожности, страха, особенно на начальных этапах общения психолога с ребенком. Активирующее влияние на последующих этапах психологической коррекции страха у детей с аутизмом оказывает ритмичная музыка, которую можно использовать как в процессе группового взаимодействия, так и в процессе индивидуальных занятий.
Следует подчеркнуть, что музыкотерапия, арт-терапия, игровая терапия и другие методы представляют собой лишь способы психологического воздействия, то есть психокоррекционные технологии. В свою очередь, сложность, многообразие и специфика эмоциональных проблем у детей с аутизмом требуют системного подхода к разработке психокоррекционных программ с использованием этих и других психокоррекционных технологий.
Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 2288;