ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 7 страница

Ненастойчивые люди останавливаются перед неудачами, под­даются постоянному чувству сомнения, встретив препятствия, откладывают исполнение принятого решения.

Настойчивости противостоят такие черты, как упрямство и негативизм, которые свидетельствуют о недостатках воли.

Выдержка и самообладание — способность человека сдерживать психическую и физическую активность, мешающую достижению

ПО

цели. Это умение человека владеть собой в экстремальных и стрес­совых условиях.

Выдержке противостоит невыдержанность, т.е. неумение чело­века владеть собой в сложных жизненных ситуациях. Она — при­чина конфликтов во взаимоотношениях, предпосылка утраты ав­торитета.

Исполнительность — волевое качество, заключающееся в ак­тивности, старательном, систематическом и своевременном вы­полнении распоряжений и решений начальников. Исполнитель­ность тесно связана с инициативностью.

Инициативность — способность человека включать творчество в выполнение своих обязанностей. Инициативность противопо­ложна инертности, равнодушию и безразличному отношению к делу. Она потому и является волевым качеством, что требует го­товности идти на риск, нести ответственность за последствия, испытывать большое напряжение духовных и физических сил.

Смелость и храбрость выражаются в готовности человека бо­роться и преодолевать опасности. Храбрость проявляется только в борьбе с врагами, в бою. Храбрый человек может поддаваться порыву, допустить безрассудство. Смелость — это способность человека целенаправленно действовать в условиях риска, опас­ности и проявляется в различных обстоятельствах не только во­енного времени.

Качествами, противоположными смелости н храбрости, явля­ются малодушие и трусость.

Самостоятельность личности проявляется в действиях, со­вершаемых в силу твердого убеждения в правильности своего поведения. Самостоятельность предполагает уверенность в сво­их силах, критичность ума, настойчивость в достижении цели, способность взять на себя ответственность за совершаемые дей­ствия. Несамостоятельность — это легкая подверженность внеш­нему влиянию, некритическое восприятие советов других. Неса­мостоятельность свойственна людям безыдейным, у которых не сложилась достаточно устойчивая система взглядов на окру­жающую действительность и место, роль в ней себя как лич­ности.

Дисциплинированность — это сплав личностных черт, обеспе­чивающих точное и неуклонное подчинение своих действий и поступков правилам и требованиям законов, нравственных норм.

В воспитании воли большую роль играют два обстоятельства:

1) формирование мотивов волевого поведения;

2) накопление опыта волевых действий, поведения.

Воспитание воли — это длительный, целенаправленный про­цесс, опирающийся на систему внешних воздействий и самовос­питание личности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте характеристику чувств человека.

2. Покажите роль чувств в профессиональной деятельности современ­ного -специалиста.

3. Раскройте содержание информационной теории чувств.

4. Какие, по вашему мнению, профессионально значимые чувства личности необходимо формировать у будущих специалистов?

5. Что такое воля-как психический процесс и какова ее роль в профес­сиональной деятельности?

6. Раскройте содержание и особенности этапов волевого действия.

7. Дайте характеристику профессионально значимых волевых качеств личности современного специалиста.

8. Как вы представляете процесс воспитания и развития воли?

9. В психологии существует понятие эмоционально-волевой устойчи­вости личности. Раскройте ваше понимание этого термина.

ГЛАВА 9. ПСИХОТИПИЧЕСКИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Исключительно большое значение в практической деятель­ности специалиста имеют знание и учет психотипических и ин­дивидуально-психологических особенностей сотрудников. В этих особенностях как бы в интегрированном виде представлено свое­образие их психики. К числу таких особенностей относятся темпе­рамент, характер, способности личности.

Темперамент — это психическое свойство личности, характе­ризующее динамические особенности психической деятельности, функционирования психических процессов человека, их силу, скорость возникновения и перестройки.

Различия людей в походке, типе и ритме движений, скорости речи, глубине и быстроте смены чувств, степени их выраженно­сти в мимике, пантомимике, интонациях и т.п. замечено давно. Причины этого видели в разном. Древнегреческий врач Гиппо­крат (V в. до н.э.) считал, что поведение человека зависит от со­отношения в его организме четырех жидкостей. От названия этих жидкостей в дальнейшем и произошло название темпераментов: у сангвиника преобладает кровь (сангуиз), у флегматика — слизь (флегма); у холерика — желчь (холе), у меланхолика — черная желчь (мелайнахоле).

Развитие науки отвергло такое наивное понимание зависимо­сти темперамента от соотношения жидкостей в организме, но под­твердило его зависимость от особенностей нервной системы чело­века. И.П.Павлов экспериментально доказал, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности, от соот­ношения характеристик ее основных процессов — возбуждения и

торможения. При этом сила, подвижность и уравновешенность процессов нервной системы человека не всегда соответствуют ди­намическим особенностям его личности. Например, человек, нервная система которого отличается силой, может быть слабоха­рактерным, слабовольным, и наоборот, имеющий безудержный тип высшей нервной деятельности человек путем развития само­регуляции, воли может оказаться достаточно осмотрительным, внешне спокойным и уравновешенным, выдержанным.

В первом разделе рассмотрены основные общие типы высшей нервной деятельности (ВНД) человека как физиологической ос­новы видов темпераментов: сильный тип ВНД выступает осно­вой сангвинического темперамента; безудержный тип ВНД — холерического; спокойный тип ВНД — флегматического; сла­бый тип ВНД — основа меланхолического темперамента.

Каковы же психологические особенности этих темпераментов?

Сангвиник — это живой, подвижный и очень продуктивный, когда у него есть интересное дело, человек. Он адаптивен в быстро меняющихся обстоятельствах, работоспособен, уравновешен, со­образителен, устойчив к стрессу, стремится к смене впечатлений. Неудачи и неприятности переживает сравнительно легко. Настро­ения сангвиника изменчивы, но с преобладанием чувства душев­ного равновесия, благополучия.

Холерик — чаще порывист, нетерпелив, быстр, психический темп переживаний быстрый. Отличается высокой реактивностью и активностью с преобладанием реактивности. Чаще неуравнове­шен, склонен к резкой смене настроений, эмоциональным вспыш­кам, а при недостаточной воспитанности — к вспыльчивости и резкости суждений, импульсивности действий. При высокой за­интересованности в деле способен к большой работоспособности и энергичности в действиях.

Флегматик — склонен к сдержанности и невозмутимости, спо­койствию и уравновешенности, медлительности и неповоротли­вости. Внешне свои чувства, душевные состояния выражает лишь в исключительных случаях. Операции мыслительных действий за­медленны, переключаемость психических функций невысокая, адаптивность низкая, включаемость в деятельность более длитель­ная, чем у людей с другими темпераментами.

Меланхолик — это человек с пониженной активностью, с не­устойчивым вниманием, легкораним, мнителен, болезненно реа­гирует на малейшие обиды, неуместные шутки, подначки, замк­нут, склонен к глубоким переживаниям, болезненно чувствителен. По мнению К.К.Платонова, меланхоликам противопоказана де­ятельность летчика. И. П. Павлов считал, что это едва ли не самый несчастный среди других людей.

Следует учесть, что с точки зрения социальной полезности «пло­хих» людей по темпераменту не существует. Ведь темперамент не

несет в себе социального содержания, это всегда конкретное дина­мическое проявление личности. Например, в зависимости от вос­питания флегматик может быть предельно трудолюбивым, необид­чивым и располагающим к себе человеком, а может быть и непо­мерно ленивым. Меланхолик — это или терпеливый, отзывчивый и чуткий человек, или капризный нытик; исключительно добросо­вестный и исполнительный человек или постоянно сомневающий­ся, нерешительный и постоянно опаздывающий в действиях не­удачник. Холерик может быть активным борцом, защитником дру­гих, хорошим организатором, инициатором добрых дел, а может оказаться злобным и вздорным, агрессивным и вспыльчивым че­ловеком, стремящимся к доминированию, главенству над людьми. Нравственно воспитанный сангвиник может оказаться обществен­но активным, интеллектуально развитым, бодрым и оптимистич­ным человеком. Другой же сангвиник, не имеющий твердых нрав­ственных устоев, становится человеком поверхностным, легкомыс­ленным, не способным на большие дела, человеком с комплексом неполноценности, с давящей на него завистью к другим людям.

Как видим, люди всех темпераментов могут быть социально-и личностно-полноценными. Оценку особенностей темперамен­та необходимо осуществлять лишь в единстве с другими особен­ностями личности: ее направленностью, умственным, нравствен­ным, эстетическим развитием, воспитанностью.

В современной психологической литературе выделяют следую­щие основные свойства темперамента, сочетание которых и со­здает палитру особенностей темперамента личности, а при опре­деленной устойчивости — выступать и соответствующими чертами характера.

Реактивность. В этом свойстве выражается степень непроизволь­ности реакций человека на внешние и внутренние воздействия.

Активность. Об этом свойстве можно судить по степени актив­ности, энергичности человека при его взаимодействии со средой и преодолении препятствий при достижении целей.

Соотношение реактивности и активности. Это характеристика личности с точки зрения того, от чего в большей степени зависят ее деятельность и поведение — от случайных обстоятельств (на­строения, событий и фактов жизни) или от целей, намерений, убеждений, ценностей человека.

Динамичность. Это свойство проявляется в быстроте и интен­сивности реакций, легкости или трудности их возникновения, скорости движений, темпе речи, находчивости, быстроте ума.

Пластичность — ригидность. Об этих свойствах судят по тому, насколько быстро человек приспосабливается, адаптируется к среде (пластичность) или, наоборот, насколько инертно, шаблонно, стереотипно его поведение, насколько инерционны его сужде­ния, привычки (ригидность).

Экстраверсия — интроверсия. В этих свойствах проявляется пре­имущественная зависимость реакций и деятельности человека от внешних непосредственных впечатлений (экстраверсия) или от мыслей, представлений и образов, связанных с прошлым или будущим (интроверсия).

Эмоциональная возбудимость. Проявляется это свойство в том, насколько малое раздражение вызывает возникновение эмоцио­нальной реакции, как сильно она протекает, с какой скоростью нарастает.

Темперамент является предпосылкой и основой личностных образований более высокого порядка, например характера, раз­вития способностей и др.

Характер — система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, ее психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношениях к окру­жающему миру, деятельности, другим людям и самому себе.

В каждой черте характера выражаются отношения человека к конкретным обстоятельствам его жизни и деятельности, а инди­видуальное своеобразие совокупности черт характера личности определяет индивидуально-типические способы ее реагирования (отношений и переживаний) на соответствующие ситуации, ин­дивидуальное своеобразие способов и качеств действий и поведе­ния личности в этих обстоятельствах.

Характер человека — это то, что определяет его типичные фор­мы поведения и деятельности, его значимые поступки, а не слу­чайные ситуативные реакции на те или иные обстоятельства. Ха­рактер — это своеобразный духовный строй жизни личности, одно из центральных психических свойств.

Основу характера составляют ведущие и устойчивые направ­ленности личности, ее установки, потребности, побуждения, цели и интересы, системы ценностно-смысловых образований, взгля­ды и убеждения, в целом ее потребностно-мотивационная сфера. Физиологическую основу характера составляют динамические сте­реотипы, формирование которых у человека и есть с позиций физиологии высшей нервной деятельности формирование устой­чивых базовых основ характера.

В характере выделяются также и инструментальные, исполни­тельские черты, придающие поведению и деятельности человека определенный стиль, манеру действий и поступков: умения, на­выки, привычки, установки.

Особенности характера личности различают в зависимости от следующих устойчивых ее отношений (см. схему 10):

а) к миру, окружающей действительности: характеры могут быть идейные и безыдейные. Человек с идейным характером имеет сло­жившуюся и устойчивую систему взглядов на окружающую его материальную и духовную, социальную и природную среду жиз­

недеятельности. Эти взгляды могут быть монистически материа­листическими или идеалистическими либо дуалистическими. Че­ловек с идейным характером может иметь устойчивую систему научной или религиозной картины мира. У человека с безыдей­ным характером такой устойчивой системы воззрения нет, и по­этому он может быть легко подвержен различным внешним воз­действиям. Поведение в жизни такого человека чем-то напоминает несущий ветром или течением реки сорванный с дерева лист;

б) к труду, деятельности: у людей складываются деятельный или бездеятельный характер. При этом важно учитывать, что дея­тельные характеры могут быть целеустремленно и нецелеустрем­ленно деятельными. Целеустремленно деятельный человек не толь­ко ставит перед собой цели в деятельности и поведении, но и добивается их исполнения. У таких людей отчетливо проявляется достаточно развитое стремление не только включаться в деятель­ность, но и доводить дело до соответствующего результата. Неце­леустремленно деятельные люди, как правило, берутся за многие дела, но их энтузиазм обычно этим и ограничивается;

в) к другим людям: характеры бывают общительные и замкну­тые. Замкнутость как черта характера в современных условиях коммуникативных связей — явление не совсем типичное. Что же касается общительности, то она может быть избирательной или беспринципной.

О человеке с избирательной общительностью можно судить по особенностям круга его общения, и наоборот, зная такого чело­века, можно прогнозировать его преимущественные отношения с другими людьми. Именно в отношении к этим людям примени­тельно выражение: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Беспринципные в общении люди ненадежны, они чаще с теми, с кем выгодно, они — источник склок, сплетен, обсуждения лич­ностных особенностей сотрудников и т.п.;

г) к себе: различают альтруистические и эгоистические харак­теры людей. Есть люди с достаточно выраженным эгоизмом, се­бялюбием, высоким самомнением и есть люди с достаточно вы­раженной альтруистической, гуманистической ориентацией. Есть люди с выраженным чувством гордости, собственного достоин­ства, уверенности в себе, а есть, наоборот, люди с принижен­ным чувством своего «Я», неуверенные в своих силах и испытыва­ющие большие сомнения при принятии решений и их исполнении. У одних может преобладать индивидуалистическая ориентация в жизни, а у других, наоборот, — коллективистская;

д) к вещам, предметам, средствам деятельности: различают такие черты характера, как аккуратность—неряшливость, береж­ливость, мотовство и т.п.

Характеры различают также по силе (сильный и слабый) и устой­чивости (устойчивый и неустойчивый). Степень выраженности силы

(слабости) и устойчивости (неустойчивости) характера у каждого человека своеобразна. В целом же целесообразно отметить, что сила характера проявляется в цельности и единстве составляющих его компонентов. Поступки и действия человека с сильным характе­ром соответствуют его взглядам, позициям. Поведение такого человека можно более или менее точно предвидеть, в том числе и в нестандартных, экстремальных, стрессовых обстоятельствах. Человек с сильным характером может иметь и отрицательную на­правленность в своих действиях и поступках.

Устойчивость характера позволяет человеку проявлять целост­ность своей личности и соответствующим образом вести себя в условиях длительных перенапряжений и отрицательных воздей­ствий социальной и природной среды.

Характеры различают и по чертам, качествам личности. Выде­ляют общие черты характера, в которых выражаются отношения человека к основным сферам его жизни и деятельности: профес­сиональные, нравственные, эстетические, политические и др. Например, коллективизм, дружелюбие, патриотизм, трудолюбие, лень, отзывчивость, эгоизм, замкнутость и т.д. В них выражается и своеобразие направленности личности. Конкретное сочетание общих черт характера у того или иного человека дает основание говорить о соответствующих типах характеров, типах личности.

Специфические черты характера обусловлены своеобразием раз­вития основных сфер личности: интеллектуальной, эмоциональ­ной и волевой. Соответственно и говорят об интеллектуальных, эмоциональных и волевых чертах характера. Например, к интел­лектуальным чертам характера относятся любознательность, за­интересованность, аналитичность ума или, наоборот, тугодумие, инерционность мышления и др.; к эмоциональным чертам — впе­чатлительность, горячность, экспансивность, инертность, мни­тельность и др.; к волевым чертам — настойчивость, решитель­ность, самообладание, самостоятельность, целеустремленность и др.

В современной психологии используют различные основания для выделения психотипов личности.

Швейцарский психолог К. Юнг ввел понятия «экстраверсия» и «интроверсия» для обозначения преимущественной направленно­сти личности.

Экстраверсия — преимущественная направленность личности на мир внешних обстоятельств, на других людей, их позиции, интересы и т.п. Интроверсия — направленность на себя самого, явления субъективного мира, свои внутренние проблемы, инте­ресы, переживания и т. п. А есть люди, у которых экстра- и интра-вертированность выражены в одинаковой либо с незначительной разницей степени (нормовертированный, амбовертированный тип).

Классификация характеров

Схема 10

К миру

Идейный Безыдейный

К делу

Деятельный:

а) целеустремленный

б) нецелеустремленный Бездеятельный

По устойчивости

Устойчивый Неустойчивый

К вещам

Аккуратный Бережливый Неряшливый И др.

К людям

Общительный:

а) избирательно общительный

б) беспринципный Замкнутый

К себе

Альтруист Эгоист

Общим

Нравственные

Эстетические

Политические

Этнические

Религиозные

Семейно-бытовые

Профессиональные

И др.

Специфическим

Интеллектуальные

Эмоциональные

Волевые

Экстравертам свойственны общительность, высокая социальная и социально-психологическая адаптивность, инициативность, гибкость поведения, импульсивность, зависимость от групповых норм, правил, конформность, повышенная внушаемость, откры­тость. Они испытывают дискомфорт при одиночестве, любят бы­вать на виду, в компании, нуждаются в повышенном внимании окружающих, в позитивной оценке своих действий, поступков.

Экстраверсия, по мнению К. Юнга, характеризуется подвиж­ной, чистосердечной, сговорчивой, уживчивой натурой, легко приспосабливающейся к данной ситуации: такая натура быстро образует связи и привязанности, отбрасывает в сторону любые возможные дурные опасения и предчувствия и часто в незнако­мой ситуации предпринимает рискованные начинания с безза­ботной уверенностью.

Интроверты склонны к замкнутости, необщительности, соци­альной пассивности, самоанализу, им трудно адаптироваться в социальной среде, они в большей степени ориентированы на себя, свои возможности, чем на обстоятельства и помощь других лю­дей, проявляют большую самостоятельность в мыслях, суждени­ях, действиях и поступках.

По мнению К. Юнга, интроверт в норме — это колеблющая­ся, рефлективная, застенчивая, стремящаяся к уединению нату­ра, которая сохраняет себя для самой себя, склонная удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько оборонительной по­зиции.

Практика показала, что описание личности с помощью обоб­щенной характеристики по шкале экстернальности-интернально-сти является недостаточным.

В 60-х годах в США психолог Дж. Роттер предлагает понятие «локус контроля» и разрабатывает методику его оценки. Под локу-сом контроля (ЛК) понимается качество личности, характеризую­щее ее склонность видеть и приписывать ответственность за резуль­таты своих действий и поведения внешним силам, обстоятельствам (экстернальный, внешний ЛК) либо собственным способностям, усилиям {интернальный, внутренний Л К). Другими словами, склон­ность человека видеть источник регуляции своей жизни и деятель­ности либо во внешней среде, либо в самом себе.

Выявлено, что люди, обладающие внутренним ЛК, более уве­рены в себе, осмотрительны, обстоятельны в действиях и по­ступках, более последовательны и настойчивы в достижении по­ставленных целей, уравновешены, общительны, склонны к самоанализу, адекватной самооценке, более самостоятельны и независимы.

Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы, они менее склонны подчиняться мнению других, болезненно реагируют на утрату

личной свободы в большей степени, чем экстерналы сопротивля­ются, когда понимают, что ими манипулируют. Они лучше рабо­тают в одиночестве. У них более активная позиция по отношению к своему здоровью, они больше информированы о его состоянии и проявляют большую о нем заботу.

. Для людей с высоким внешним ЛК характерны неуверенность в себе, неуравновешенность, тревожность, подозрительность, кон­формность, агрессивность, конфликтность, отсутствие систем­ности и настойчивости в достижении поставленных целей, стрем­ление отложить реализацию своих намерений на неопределенное время.

Позже в отечественной психологии для обозначения локуса субъективного контроля стали использоваться и другие понятия. Интрапунитивный тип личности — для людей с внутренним ти­пом ЛК, а люди с внешним ЛК были разделены на два типа: экстрапунитивный тип — те, кто связывают результаты своих дей­ствий, поступков с поведением и деятельностью других людей; импунитивный тип — считают, что определяющую роль в резуль­татах их действий играют внешние объективные условия, обстоя­тельства, случай.

В дальнейшим на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера в НИИ им. Бехтерева была разработана методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК), основанная на многомерной ха­рактеристике личности, компоненты которой связаны с разными типами социальных ситуаций. Было выделено семь шкал УСК:

1) общей интернальности;

2) интернальности в области достижений;

3) интернальности в области неудач;

4) интернальности в области производственных отношений;

5) интернальности в семейных отношениях;

6) интернальности в области межличностных отношений;

7) интернальности в области здоровья и болезни.

К. Юнг предложил типологию характеров, основанную не толь­ко на экстра-, интраверсии, но и с учетом своеобразия появле­ния других психических функций человека: ощущение, интуи­ция, мышление и чувство. Каждая из этих функций (или типа ориентации и принятия решения) может действовать либо экст-равертным, либо интровертным способом. И поэтому К. Юнг вы­делил восемь типологических групп людей, своеобразие которых он обстоятельно описал в работе «Психологические типы».

Рассмотрим с некоторыми упрощениями подход К. Юнга к выделению оснований для типологизации личностей.

К. Юнг исходил из того, что люди по-разному воспринимают мир, объективную реальность, что связано с особенностями раз­вития и выраженности таких функций, как ощущение и интуи­ция (назовем их внешними функциями, функциями «входа»). Есть

люди, которые в восприятии событий, фактов действительно­сти опираются преимущественно на информацию, поступающую через первую сигнальную систему, органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и др.), а функция интуиции у них разви­та слабо и выполняет подчинительную, вспомогательную роль — сенсорный тип личности (С). Есть люди с высокоразвитым вообра­жением и преобладающей, играющей ведущую роль в восприятии мира интуицией — интуитивный тип личности (Ин).

К. Юнг считал, что люди по-разному осуществляют перера­ботку, осмысление, понимание получаемой (и даже одинаковой) информации и на основе этого приходят к разным выводам и принимают разные решения, что обусловлено своеобразием раз­вития таких функций, как мышление и чувства (внутренние функ­ции). У одних — преобладают логика, аргументация, здравый смысл, учет конкретных фактов и обстоятельств, рационализм, прагматизм, что свойственно левополушарному психотипу, — ло­гический тип личности (Л). Другие при анализе жизненных обсто­ятельств ориентируются не только на здравый смысл и объектив­ный ход событий, но и на субъективное отношение к ним, на нормы, правила, этические эталоны, нравственные последствия и т. п., что свойственно правополушарному психотипу, — эти­ческий тип личности (Эт).

Таким образом выделяются следующие психотипы: сенсорно-логический (СЛ), сенсорно-этический (СЭт), интуитивно-логиче­ский (ИнЛ), инструктивно-этический (ИнЭт). При этом каждый из этих типов личности, реализуя принятые решения, может всту­пать в контакт и взаимодействовать со средой на основе экстра­верта вной или интровертивной установки (внешние функции, функции «выхода»): экстравертивный (Э) или интровертивный (И) типы личности. Как видим, выделяется восемь типов личности: сен­сорно-логический экстраверт, сенсорно-логический интроверт, сен­сорно-этический экстраверт, сенсорно-этический интроверт, ин­туитивно-логический экстраверт, интуитивно-логический интро­верт, интуитивно-этический экстраверт, интуитивно-этический интроверт.

На основе этого подхода К. Юнга в современной относительно молодой отрасли знаний соционике выделяют 16 типов личностей. Сторонники этого направления не без основания считают, что есть люди, у которых особо развиты внешние функции «входа», а внутренние функции выполняют как бы вспомогательную роль. ■ Вместе с тем есть люди, у которых достаточно развиты внут­ренние функции по сравнению с внешними функциями «входа». Эти люди способны на основе ограниченной информации, вос­принимаемой преимущественно на основе сенсорных каналов или интуиции, делать достаточно глубокие обобщения и обоснован­ные выводы. Выделяется еще четыре типа характеров: логически­

сенсорный, логически-интуитивный, этико-сенсорный, этико-интуитивный.

Каждый из них может иметь экстра- или интровертивную уста­новку (получается еще восемь психотипов): логико-сенсорный эк­страверт, логико-сенсорный интроверт, этико-сенсорный экст­раверт, этико-сенсорный интроверт, логико-интуитивный экст­раверт, логико-интуитивный интроверт, этико-интуитивный экстраверт, этико-интуитивный интроверт.

Для более упрошенного обозначения каждый из этих психоти­пов в соционике назван именами известных людей, наиболее полно соответствующих по своим психологическим особенностям опре­деленному типу (Македонский, Горький, Дон Кихот, Шерлок Холмс, Ватсон, Дюма и т.д.).

Отношения между этими психотипами разные: от дуальных (взаимодополняющие типы), активации, зеркальных и т.п. вплоть до конфронтационных.

Дуальных пар восемь. Две вполне определенные дуальные пары, соединенные вместе, составляют квадру (их четыре), каждая из которых имеет вполне определенные возможности. Все 16 психо­типов, соединенных для совместной деятельности, составляют со-цион, способный решать самые разнообразные задачи (см. подроб­нее: Введение в соционику. — Киев, 1991; Основы сопионики. — Киев, 1996; Букалов А. В., Бойко А. Г. Соционика: тайна человече­ских отношений и биоэнергетика. — Киев, 1992; Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика — межвозрастной педаго­гике. — Новосибирск, 1997; и т.д.).

Представляет интерес типология характеров, предложенная немецко-американским психологом, психиатром, социологом Э. Фромом. Он вводит понятие «социальный характер» (наряду с индивидуальным характером). Социальный характер определяется способом существования данного общества и включает в себя, содержит выборку черт характера большинства членов группы, которые сложены в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы (см.: Фромм Э. Характер и социальный прогресс // Психология личности: Тексты. — М., 1982).

Э. Фромм предлагает следующие основные типы характеров.

Мазохист-садист. Это тип личности, который видит причины своих успехов и неудач, социальных событий не в складываю­щихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь изменить, улучшить либо устранить эти причины, люди такого типа проявляют две основные тенденции.

Одни видят причины социальных фактов, своих успехов или неудач в окружающих людях (экстапунитивная ориентация) и поэтому направляют свою агрессию на других. Своей настойчиво­стью, требовательностью, притязанием, придирками они могут довести других до изнеможения, физического и психического ис­

тощения. Особенно опасен такой тип, когда он получает власть над другими людьми: исходя из благих пожеланий, намерений садист терроризирует других людей, проявляет нравственную глу­хоту, демонстрирует крайнюю форму аморальности, ригоризма. Обычно такие люди много занимаются самообразованием, своим физическим воспитанием, волевой подготовкой, стремятся воз­выситься над другими.








Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 761;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.039 сек.