Различные типы обществ и периодов в истории
В историческом исследовании наряду с изучением особенностей отдельных конкретных обществ, существовавших в прошлом, важную роль играет анализ различных типов обществ. Как уже отмечалось выше, хотя такие типы не существовали в реальной истории как отдельные, конкретные общества, но их исследование позволяет выявить наиболее важные, существенные особенности тех социально-исторических систем, которые принадлежат к определенному типу. Для этого, очевидно, необходима соответствующая классификация обществ по тому или другому их общему признаку.
Наиболее распространенными классификациями обществ по типу является деление их на общественно-исторические формации и цивилизации. Определяющим признаком общественно-экономической формации служит способ производства материальных благ, который представляет собой единство производительных сил и производственных, экономических отношений общества. Такая классификация базируется, прежде всего, на материальных основах жизни общества. Если производительные силы характеризуют степень овладения обществом природными ресурсами, то производственные отношения показывают, в чьем распоряжении находятся средства производства.
Цивилизационный подход к классификации обществ указывает на множество разнообразных факторов, среди которых важную роль играет культура общества, как материальная, так и главным образом духовная. Подробно речь о цивилизациях, их особенностях, причинах возникновения и упадка пойдет в шестой главе. В настоящей главе этот термин используется для обозначения перехода от первобытного общества к Обществу цивилизованному, а именно рабовладельческому.
Переход к цивилизации сопровождался не только установлением территориальных границ между разными социально-историческими общностями людей (род, племя, союз племен), но и распространением публичной власти на всю занимаемую территорию. Одновременно с этим возникала частная собственность на рабов, захваченных при военных набегах, а также на средства производства, захватываемые вождями, старейшинами и военачальниками, с помощью которых заставляли трудиться рабов. Так постепенно формировалась рабовладельческая социально-экономическая формация, где публичная власть впервые превратилась во власть государственную, созданную для сохранения собственности и господства немногих и подавления и угнетения большинства населения. Если раньше публичная власть осуществляла общественно-распорядительные функции, то с появлением частной собственности и эксплуатации человека человеком она превратилась в средство сохранения экономического и политического господства рабовладельцев, аппарат подавления государством не только рабов, но и свободнорожденных граждан. Именно с этого времени такая социально-историческая система, как общество, начинает совпадать с государством. Несмотря на различие форм государственной власти, начиная от деспотических монархий и кончая рабовладельческими республиками, экономическая и социальная структура их оставалась почти неизменной.
Малопроизводительный рабский труд оказался крайне невыгодным, а набеги варваров довершили ликвидацию рабовладельческого строя в обширной империи Рима. Пришедший ему на смену феодализм качественно преобразовал структуру экономических отношений в обществе. Крепостные крестьяне, закрепленные за феодалом-помещиком, имели свой небольшой надел земли, инвентарь для его обработки, а также домашний скот. Но они обязаны были также работать на своего хозяина - помещика. Такой уклад, с одной стороны, был экономически выгоден для помещика, а с другой, давал возможность как-то жить и крестьянину.
Однако со временем выяснилось, что внеэкономическое принуждение, присущее как рабовладельческому обществу, так и феодальному, должно уступить место принуждению экономическому, характерному для возникающего капитализма. Не власть заставляла сначала ремесленников, а затем рабочих трудиться на своего хозяина, а отсутствие собственных средств и орудий производства. Появившийся и расширяющийся рынок связал воедино ранее разобщенные страны и привел к образованию мирового рынка товаров и услуг. Именно с возникновением капитализма появляются в полном смысле слова нации и централизованные национальные государства.
По времени возникновения различных обществ и характеру деятельности людей историю обычно делят на три основных периода: древнее аграрное общество; средневековое аграрно-промышленное общество; современное индустриальное общество.
С понятием аграрного общества ассоциируется чрезвычайно длительный период исторического существования таких обществ, где главным занятием жителей являлось сельское хозяйство. Оно пришло на смену архаическому обществу первобытного мира, и поэтому было первым цивилизованным обществом классового характера. К таким обществам относятся известные из истории цивилизации Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Индии и др. Несмотря на определенные различия, все они обладают целым рядом общих признаков:
§ все они представляли собой множество небольших сельскохозяйственных общин, живших обособленно друг от Друга, и не поддерживавших между собой сколько ни будь устойчивых экономических отношений. Многие жили натуральным хозяйством, и поэтому рынка, как такового, не существовало, хотя практиковался обмен некоторыми продуктами по бартеру, если пользоваться современной терминологией. Постепенно хозяйственные связи между общинами усиливались, что привело к возникновению местных рынков и появлению денег, в качестве которых выступали обычно драгоценные металлы (золото и серебро);
§ в аграрных обществах впервые появляется государство в современном значении этого слова, а также устанавливается отчетливое деление населения на касты, сословия и классы, носившее наследственный характер. Правящие классы и их представители в государственной структуре осуществляли контроль над всем остальным обществом, управляли его политикой, экономикой и внешними отношениями с другими государствами, решали вопросы о войне и мире;
§ существовавшее неравенство между людьми признавалось вполне естественным, вытекающим из природы вещей, и поэтому не вызывало серьезных конфликтов. Политическая структура оставалась неизменной на протяжении многих веков, хотя формы государственного правления и лица, осуществляющие правление, со временем менялись;
§ медленно, но неуклонно развивалась культура. Именно в рамках аграрного общества впервые возникает письменность, появляется особое сословие грамотных людей, которые начинают играть заметную роль в сохранении и распространении знаний.
Аграрно-промышленное общество впервые возникает в Средние века и характеризуется ростом большого числа ремесленников, возникновением целых ремесленных цехов, а в конце этого периода и отдельных мануфактур. Пожалуй, точнее общество подобного типа следовало бы назвать аграрно-ремесленным, так как промышленности в современном понимании тогда еще не существовало. Тем не менее, было бы неверным рассматривать такое общество преимущественно как аграрное, так как оно существенно отличалось от древнего аграрного общества и обладало следующими особенностями:
§ в отличие от прежнего общества, состоявшего из слабо связанных сельских общин, в аграрно-ремесленном важную роль начинают играть города, где концентрируется основная масса ремесленников. «Города, - пишет французский ученый Ф. Бродель, - были детищем далекого прошлого: в них зачастую оживал Рим, но были они и детищем настоящего времени, которое обеспечивало им расцвет. Они были также новыми творениями: в первую голову результатом колоссального разделения труда - между деревней, с одной стороны, и городом, с другой, результатом долго сохранявшейся благоприятной конъюнктуры, возрождавшейся торговли, вновь появившейся монеты»[48];
§ интенсивный рост ремесленного производства приобретает массовый характер, обусловливая дальнейшее разделение труда и усиление экономических связей между разными областями государства, интенсивной торговле между ними;
§ в этот период формируются централизованные государства, которых не было в древнем аграрном обществе; происходит дальнейшая классовая и сословная дифференциация общества; сохраняется отделение правящего слоя от остального населения;
§ происходит дальнейший рост знаний и культуры в целом. Именно в этот период впервые появляется особый слой ученых, который часто сливается с более многочисленной прослойкой богословов и священников;
§ господствующее значение приобретают монотеистические религии, которые вводят принцип иерархии в небесный мир, а самое главное - внедряют в сознание верующих представление о том, что земная жизнь есть лишь подготовка к будущей небесной жизни и достойная жизнь на земле гарантирует вечное блаженство в потустороннем мире.
Современное индустриальное общество, по мнению Ф. Броделя, можно разделить на три этапа: предкапитализм - XIV-•XVIIIвв.; индустриальный капитализм - XVIII-XX вв.;. постиндустриальный капитализм - с XX в.
На первом этапе становления капитализма, т.е. на этапе предкапитализма, отмечает Ф. Бродель, «рыночная экономика была еще принудительным, навязываемым порядком вещей. И как всякий навязываемый порядок... она вызывала противодействие, развивала противоборствующие ей силы, которые действовали как сверху, так и снизу»[49]. Противодействие снизу рынок испытывал со стороны многих мелких хозяйствующих субъектов, которые не выдерживая конкуренции с крупными предпринимателями, разорялись и вынуждены были либо наниматься к ним на работу, либо оставаться без средств существования. Сверху против рынка выступали представители феодальной аристократии, видевшие в нем угрозу для своей экономической и политической власти. Именно поэтому в поздний период капитализма развернулась борьба против привилегий феодальной аристократии, которая велась во имя прогресса общества, и к которой буржуазии удалось привлечь большую часть активного населения. В результате этой борьбы, в ходе буржуазных революций, была сломлена власть монархии и дворянства.
Важнейшим условием, способствовавшим утверждению капитализма, Ф. Бродель считает жизнеспособную рыночную экономику, которая завоевывала позиции во всех странах. «Такая вездесущность, - писал он, - доказательство того, что рыночная экономика, повсюду одна и та же, лишь с немногими нюансами, была необходимой основой любого общества, перешагнувшего определенный порог... Но такая базовая рыночная экономика была условием необходимым, однако, не достаточным для создания процесса капиталистического развития»[50]. Для этого как раз требовалось, чтобы общество способствовало развитию, капитализма; Следует отметить, что спонтанно капиталистическое общество возникло только в Западной Европе. Поэтому требовались немалые усилия, чтобы добиться его распространения в других странах.
Индустриальное общество в развитых странах складывается на протяжении XVIII-XX вв. На смену ему после второй мировой войны приходит постиндустриальное общество, становление которого тесно связано с современной научно-технической революцией. В отличие от прежних революций в науке или технике, современная революция развивалась одновременно в обеих этих областях, благодаря чему были созданы наиболее рациональные условия в сфере технологий производства и наука стала непосредственной производительной силой. Новый технологический уклад все больше и больше опирается на выпуск наукоемкой продукции и использование для ее производства автоматизированных систем и гибких линий, роботов разнообразного промышленного назначения, широкой сети компьютеров для управления не только производством, но и другими сферами общественной жизни. Этой цели служит и развитие информационной техники и технологий, вот почему постиндустриальное общество еще называют информационным или технотронным обществом. Новое общество требует дальнейшей интеллектуализации и гуманизации производства, так как внедрение наукоемкой технологий невозможно без высокого общего и технического образования и профессиональной подготовки менеджеров и рабочих. Этот процесс сопровождается усилением социализации производства, что выражается в возрастании участия трудящихся в управлении производством.
Наряду с рассмотренными выше классификациями истории общества, заслуживает внимания попытка известного немецкого философа К. Ясперса подойти к классификации истории с точки зрения так называемого осевого времени. Под таким временем он рассматривает период времени с VIII по II век до н.э., продолжительностью около 500 лет.
«Все это, - пишет .К. Ясперс, - можно резюмировать следующим образом: осевое время, принятое за отправную точку, определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко всему предшествующему и последующему развитию. Предшествующие ему великие культуры теряют свою специфику. Народы, которые были их носителями, становятся для нас неразличимыми по мере того, как они примыкают к движению осевого времени. Доисторические народы остаются доисторическими вплоть до того времени, пока они не растворятся в историческом развитии, идущем от осевого времени, в противном, случае они, вымирают. Осевое время ассимилирует все остальное»[51].
Основываясь на категории осевого времени, К. Ясперс делит всю историю человечества на три последовательно сменяющие друг друга фазы:
• доисторический период, охватывающий длительное время становления человека - от возникновения языка и рас до начала исторических культур;
• исторический период, который приблизительно охватывает события пятитысячной давности в Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Европе. Именно в этот период складывались сначала великие цивилизации древности: шумеров, египтян, культуры древней Индии и Китая. Впоследствии на их основе народы, совершившие скачок в осевое время, осуществили великий прорыв в своем духовном развитии и надолго определили характер будущей цивилизации. К таким осевым народам Ясперс относит китайцев, индийцев, иранцев, иудеев и греков. Другие народы, чтобы сохраниться в истории, вынуждены были ассимилировать их культуру, остальные - остаться вне истории или исчезнуть;
• период мировой истории характеризуется глобальным единством мира и человечества. Он был подготовлен, по сути дела, великими географическими открытиями и в значительной степени относится к будущему[52].
Как нетрудно заметить, классификация Ясперса в качестве своей основы опирается на степень развития культур в рамках различных цивилизаций и в определенном отношении смыкается с соответствующими концепциями цивилизаций, выдвинутыми Н. Данилевским, О. Шпенглером и А. Тойнби.
Литература
Основная:
Семенов Ю.И. Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории. - М.,1996.
Ивин АА. Введение в философию истории. - М., 1990.
Дополнительная:
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. - М., 1988.
Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. - Л., 1934.
Тойнби Л.Д. Цивилизация перед судом истории. - СПб., 1995.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 849;