Сущность и явление
Сущность— философская категория для обозначения единой, внутренней, определяющей связи для группы явлений. Выражая глубинные определяющие связи, сущность — основа для существования данной группы явлений.
Явление — философская категория, которая в применении к внешнему миру обозначает отдельный предмет или процесс, а в применении к сознанию и познанию обозначает отдельные чувственные переживания или мысль, возникающие на основе соответствующей сущности.
Сущность всегда выступает как внутреннее единство явлений, скрытое от непосредственного восприятия. Поэтому сущность не «лежит» на поверхности явлений и может быть открыта лишь путем теоретического исследования, логического анализа, т. е. опосредованно, в то время как явления доступны непосредственному анализу.
Сущность и явление диалектически взаимосвязаны: нет сущности без явления, и наоборот. В этом смысле говорят: явление существенно, а сущность является. Это значит, что не может быть такой сущности, которая не проявлялась бы, и нет такого явления, за которым бы не стояла та или иная сущность. Но в диалектической связи сущности и явления ведущей стороной является сущность, т. к. только на основе познания сущности формируются законы, использование которых ведет к успеху в практической деятельности. Но в реальной практике познания мы можем иметь явление, сущность (закон) которого на данный момент не раскрыта (проблема спида, например). Необходимость же заставит найти сущность, закон (причину) тех или иных явлений.
Видно, то, что категории сущности и явления тесно взаимосвязаны с рассмотренными выше категориями причины и следствия, каждая из которых отображает определенный, только ей свойственный, тип связи. Об этом убедительно говорят и другие категории.
Содержание и форма
Все предметы и все отдельно существующие явления имеют содержание и форму.
Содержание— философская категория для обозначения совокупности элементов, сторон, связей и отношений, образующих данный предмет, явление, процесс.
Форма —философская категория, обозначающая закон строения содержания, его систему организации, структуру, способ связи частей, элементов, составляющих данный предмет или явление, а также способ существования, проявления, выражения содержания.
Содержание и форма связаны между собой таким образом, что всякому содержанию всегда присуща определенная, вызванная к жизни данным содержанием форма. Например, человек как определенный биологический вид имеет свою внешнюю и внутреннюю форму, обезьяна — свою, дельфин — свою и т. п. Отсюда вытекает, что содержание — первично, а форма — вторична, т. е. ведущей стороной в диалектическом единстве содержания и формы является содержание. Изменение содержания влечет за собой изменение формы, как это имело место, например, при создании новой Конституции РФ (1993 г.), нового УК (1997 г.) и т. п., когда новые общественно-политические, социальные, гражданские и другие реалии потребовали для своего отображения соответствующей правовой формы.
Но форма обладает относительной самостоятельностью, она не автоматически реагирует на изменение содержания. Относительная самостоятельность формы заключается, во-первых, в том, что она имеет тенденцию отставания от темпов изменения содержания. Так, например, правовые законы не всегда соответствуют реальному бытию людей, их интересам и потребностям (см., например, долгое «рождение» российских законов о борьбе с коррупцией, бандитизмом, терроризмом и т. д.). Во-вторых, относительная самостоятельность формы выражается и в том, что она может выполнять активную роль по отношению к содержанию, влиять на него, как это особенно имеет место в искусстве, где поиски форм иногда имеют даже доминирующее значение (например, футуризм — в поэзии В. Хлебникова, абстракционизм — в живописи Малевича, модернизм — в музыке Шнитке и т. п.). Таким образом, содержание и форма (как и другие категории диалектики) находятся в противоречивом единстве друг с другом, ибо содержание тех или иных явлений, непрерывно развиваясь в силу своих собственных внутренних противоречий, имеет отчетливо выраженный прогрессивный характер, в то время как форма консервативна. На определенном этапе развития между содержанием и формой возникает «конфликт», разрешение которого приводит к возникновению новой формы, соответствующей развившемуся содержанию, и этот бесконечный процесс единства и «борьбы» содержания и формы составляет один из необходимых моментов (аспектов) проявления всеобщей сути бытия.
Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 1111;