Антропологический материализм Л. Фейербаха. С материалистических позиций проблему, поставленную Кантом, решает Фейербах (1804-1872)

С материалистических позиций проблему, поставленную Кантом, решает Фейербах (1804-1872). Он исходит из первичности природы материи, существующей объективно и чувственно воспринимаемой. Соответственно, наши знания — это знания о реальной природе и реальной истории.

Начинает Фейербах с критики религии. Критика религии приводит его к критике идеализма, прежде всего, идеализма Гегеля.

Источником наших мысленных образов является бытие. Поскольку идеализм устраняет реальное бытие, то он творит его с помощью разума, так же, как Бог творит мир. Поэтому идеализм — это «рациональная теология», а «философия Гегеля есть последнее убежище, последняя рациональная опора теологии». Учение Гегеля есть лишь рациональное выражение теологического учения о сотворении мира Богом. Превращение реального бытия в мыслимое бытие — основной порок идеализма.

Фейербах отвергает уверения о том, что идеализм необходим для спасения свободы человека. Напротив, «все спекулятивные рассуждения о праве, о воле, о свободе, о личности помимо человека, вне его или даже поверх его — все это рассуждения без единства, без необходимости, без субстанции, без основания, без реальности. Человек есть бытие свободы, бытие личности, бытие права. Только в человеке коренится Я Фихте, монада Лейбница, коренится абсолют».

Человек — центральный пункт философии Фейербаха. Отсюда и ее главные задачи. Она не претендует на то, чтобы «изъяснить человека». Ее задача в том, чтобы вытащить человека из болота теологии и «абсолютной философии», в которое он был погружен до сих пор. И на этой основе из философии абсолюта, т. е. из теологии, вывести необходимость философии человека, т. е. антропологии.

Человек по Фейербаху — единственный универсальный и высший предмет философии. Мысль Фейербаха обратиться к непосредственному изучению самого человека абсолютно верна. Дело в том, что все попытки объяснить природу и сущность человека внешними причинами приводят к тому, что человек превращается в «продукт» кого-либо или чего-либо. В результате исчезает самобытность самого человека, ускользает его сущностная характеристика как существа активного, деятельного, свободного и творческого.

Отличительными признаками человека Фейербах считает разум, волю и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувств. Сила мышления есть свет познания, сила воли — энергия характера, сила чувств — любовь.

Все это верно. Но это антропологическая характеристика человека. Она описывает то, что присуще человеку, но она не раскрывает природу и сущность человека.

Проблема состоит не в том, чтобы сказать, что человек обладает разумом, волей и чувствами. Это ясно и без философии. Дело в том, чтобы выяснять, как они формируются, от чего зависят — от Бога, от природы, от общества? Почему разум, воля и чувства такие разные у разных людей. Почему у одних они направлены на добро, а у других на зло? Вот вопросы, которые стоят перед философией и которые с позиции антропологического материализма Фейербаха трудно решить.

Первая обязанность человека, по Фейербаху, состоит в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливым и других. Стремление к счастью, движущая сила человеческой воли, которая с необходимостью влечет за собой сознание нравственного долга, поскольку Я не может быть счастливым без, Ты. Тождественным со стремлением к счастью является стремление к свободе. Свобода — это сущность природы человека, отличающая его от остальной органической и неорганической природы.

Центральное понятие философии Фейербаха — любовь. Любовь рассматривается им как сущность и цель человеческой жизни, как индивидуальной, так и общественной.

Философия Фейербаха продолжает материалистическую линию в философии и закладывает основы философской антропологии.

Таким образом, подводя итог всему сказанному относительно немецкой классической философии в целом, в том числе и философско-правовые идеи, можно выделить следующее:

1) Немецкая классическая философия – крупнейшее достижение европейской философской мысли, оказавшей существенное влияние на все стороны жизни Европы.

В философско-правовых воззрениях немецких классиков два понимания права. По терминологии Гегеля это принудительное право и нравственное право.

Принудительное право исходит из неустранимой противоположности общей и индивидуальной свободы.

Говоря словами Канта, он понимает человека как «животное, живущее среди других животных», и этих «животных» надо заставить, принудить соблюдать свободу друг друга и тем самым свободу всех. В результате право понимается как сила, которая должна заставить, принудить человека соблюдать право, т. е. соблюдать свободу каждого, и тем самым свободу всех.

Достигается эта цель путем регламентации и ограничения прав личности, путем введения «системы паспортов», доведенной до абсурда. На практике этот подход ведет к бесконечной и безграничной законодательной регламентации личной и общественной жизни, приводящей в конечном итоге к тотальному контролю государства над обществом и личностью. Поскольку это право навязывается обществу и личности сверху, мудрым законодателем, то понятно, что право в этом случае является не всеобщей волей, а волей того, кто это право дает.

Намерения сторонников принудительного права — самые благие. Обеспечить и гарантировать свободу каждого. Но результат — противоположный. Не может быть свободным общество, в котором каждый отдельный человек несвободен.

Нравственное право исходит из неразрывного единства общей и индивидуальной свободы.

Свобода личности, свобода гражданина — это основа, суть свободного общества и правового государства. Отсюда право понимается как средство, способ обеспечения и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, как средство социального компромисса.

Право обеспечивает свободу человека. Но всякое право — это одновременно и обязанность. Пользоваться правом — это значит одновременно выполнять свои обязанности. Право по сути своей регламентирует только то, что нельзя делать. Поэтому все, что не запрещено законом — можно.

Право, говоря словами Гегеля, должно освобождать и украшать мир. Оно должно служить людям. Делать их жизнь более свободной, справедливой и нравственной. Право неразрывно связано с нравственностью. Естественное право, отмечал Гегель, относится к нравственной природе не как основание, а как следствие, оно предполагает нравственную природу, выходит из нее и должно показать или «конструировать, как нравственная природа приходит к своему истинному праву»[44].








Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 1823;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.