Исторические условия формирования и развития немецкой классической философии

Три исторических события оказали решающее влияние на немецкую классическую философию: французская буржуазная революция 1789—1794 годов, промышленная революция в Англии и обстановка в самой Германии.

Наиболее сильное влияние на ее формирование, содержание и развитие оказала французская революция. Создатели немецкой классической философии, тогда еще молодые люди (Фихте — 27; Шеллингу — 24, Гегелю — 19 лет), с восторгом встретили революцию и её идеалы — свобода, равенство и братство. В самой революции с ее террором и насилием они быстро разочаровались. Но, разочаровавшись в революции, они остались верны ее идеалам. Эта верность идеалам революции предопределила революционный характер их философии, ее основные цели.

Революционный характер немецкой классической философии состоит в том, что она совершает революцию в теории, по своим масштабам и последствиям сопоставимую с Французской резолюцией, совершенной на практике.

Идеалы французской революции — свобода, равенство и братство. Осуществить их на практике не удалось. Отсюда цель немецкой философии — теоретическим путем найти гуманные способы достижения свободы, равенства и братства.

Создать новое общество и новую жизнь может только человек, обладающий свободой, свободный человек. Человек, который сам ставит себе цель, сам выбирает способы и средства ее достижения, сам отвечает за свои действия. Человек несвободный ничего сам сделать не может. Он лишь средство, орудие в руках внешних сил (Бог, природа, общество). Его жизнь, его судьба, его история зависят не от него, а от внешних по отношению к нему сил.

Надо было доказать, что человек не просто «часть природы», не просто «продукт среды воспитания», человек прежде всего – свободный и активный субъект исторического процесса, способный творить не только себя, свою историю.

Отсюда главная задача немецкой философии — доказать теоретически, что человек — существо свободное, активное и деятельное. Человек активный субъект исторического процесса. Человек может построить то общество и то государство, которое он хочет. Надо было, говоря словами И. Канта, «спасти свободу». Целенаправленное стремление обосновать и защитить свободу человека, его права предопределило содержание теоретической революции, совершенной немецкой философией.

В чем суть этой теоретической революции? Суть ее, говоря словами Гегеля, в том, что она поднимает «человека на головокружительную высоту». Человек — это не «тварь Божья», а активно творящее свою жизнь и историю разумное существо. Роль философии в доказательстве этой основополагающей идеи состоит в том, что она вначале обосновывает право человека на достоинство и свободу, а затем и «народы научаются» их «чувствовать и не только требовать, но и присваивать себе свои попранные права».

Нетрудно понять, насколько революционны эти идеи были двести лет назад, если и сейчас они звучат более чем актуально, когда под видом глобализации мировых отношений США активно проталкивается цель установления мирового господства одной страны над другими народами. Именно поэтому проблема человека и свобода выбора – важнейшая теоретическая и практическая проблема философии нового тысячелетия.

Необходимость теоретического обоснования свободы человека диктовалась социальными и гносеологическими причинами.

Социальные причины. Реальная жизнь и история требовали нового взгляда на человека и его свободу. Социальные потрясения и изменения, вызванные революцией, ясно показывали, что человек сам активно творит свою жизнь и свою историю. Он не просто «продукт среды», он активный творец этой среды. Эту реальность необходимо было признать и теоретически осмыслить.

Гносеологические причины. Существующие теологические и материалистические концепции человека, по существу, отрицали его свободу.

Согласно теологической концепции, человек — творение Божие. Его жизнь и его история предопределены «волей Божьей». Жизнь человека и его деятельность зависят не от него, а от Бога. Такой подход к человеку и к истории, по существу, свободу человека исключает, несмотря на все схоластические ухищрения.

Французский материализм освобождает человека от власти Бога. Бога нет. Человек — это «продукт» развития природы, «среды и воспитания». Власть Бога устраняется, но человек попадает под власть природы, поскольку в ней господствуют объективные законы, и под власть среды и воспитания, которые также от него не зависят. Человек опять не свободен. Его жизнь опять определяется не им, а внешними ему силами: природой, средой, воспитанием и т. д.

Но если человек не свободен, то он ничего нового сам создать не может. Он имеет то, что ему дают Бог, природа, среда или воспитание. Понятно, что при таком подходе не может быть и речи о построении нового, разумного общества.

Больше того, признав необходимый характер исторического процесса, эти концепции поставили проблему — как вообще соотносится историческая необходимость и свобода человека. Ведь понятно, что если историей движет необходимость (Бог, природа), то она исключает свободу человека и соответственно все субъективные усилия людей абсолютно бесполезны.

Проблему свободы и активности человека немецкая классическая философия решает с рационалистических позиций. Для нее человек — это существо разумное, существо мыслящее. Разумность — это сущностная характеристика человека.

Отсюда суть решения проблемы свободы в немецкой классической философии. Человек как природное существо — часть природы. В природе господствуют объективные законы и необходимость. Поэтому человек как природное существо несвободен и подчиняется необходимости. Но человек как существо разумное, как существо мыслящее, как часть мира умопостигаемого — свободен.

Такой подход обусловил две особенности немецкой классической философии.

Во-первых. Мир в ней всегда, так или иначе, разделен на две части. Мир чувственный и мир умопостигаемый. В первом господствует необходимость, которой подчиняется и человек. Во втором господствуют законы свободы, даваемые разумом и делающие человека свободным.

Во-вторых, ее задача доказать свободу и независимость самого разума. Поскольку свобода человека выводится из разума, то эта свобода возможна только в том случае, если сам разум свободен.

В чем суть проблемы? Отрицать существование объективного мира трудно. Но если его признать, то придется признать, что наши знания также определяются этим миром. Но в таком случае разум и его содержание зависят от внешнего мира, и следовательно, он несвободен, а значит, несвободен и человек. Выход один — не отрицая существования объективного мира, доказать, что субъективный (умопостигаемый) мир существует самостоятельно и независимо от мира объективного, и доказать, что мир субъективный первичен по отношению к объективному миру. Эту задачу, каждый по-своему, и пытаются решить представители немецкой классической философии.

Подводя итог, можно сказать: немецкая классическая философия исходит из понимания сущности человека как существа разумного. На этой основе строится ее понимание природы свободы и активности человека. Свобода и активность понимаются как качества разумного, мыслящего субъекта. Свобода понимается как свобода мышления и свобода выбора, активность — как активное участие человека в процессе познания себя и мира.

Заслуга немецкой классической философии в том, что она поставила проблему свободы человека, а также проблему соотношения исторической необходимости и свободы человека — как важнейшие теоретические и практические проблемы современности. Эти проблемы стали центральными проблемами философии 20 века. Вопрос, по существу, в одном. Что есть человек? Человек — это творец своей жизни иистории, или это щепка в ревущем потоке исторической необходимости.








Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 2974;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.