Немецкая классическая философия

 

1. Исторические условия формирования немецкой классической философии.

2. И. Кант — основатель немецкой классической философии.

3. Философия Фихте, Шеллинга и Гегеля как этапы развития немецкой классической философии.

4. Антропологический материализм Фейербаха.

Ключевые понятия:

Априори — знание, предшествующее опыту и независимое от него, знание, изначально присущее разуму.

Апостериори — знания, полученные из опыта и в результате опыта.

Антиномия — противоречия между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.

Ноумен — умопостигаемая сущность, «вещь в себе». У Канта употребляется в двух смыслах: а) вещь, которая не есть объект нашего чувственного созерцания; б) объект интеллектуального созерцания.

Феномен — данное в опыте, постигаемое с помощью чувств.

Трансцендентный — то, что находится за пределами нашего опыта.

Трансцендентальный —относящийся к познанию. У Канта «то, что опыту априори хотя и предшествует, но предназначено лишь для того, чтобы сделать возможным опытное знание».

Немецкая классическая философия в истории развития мировой философии подводит итог философской мысли на данном отрезке и проблемы, поставленные ими в эпоху разума и света в абстрактно-теоретической форме, по достоинству получив название классического в полном смысле этого слова. Суть рационализма — вера в разум, в разумность бытия, в возможность его рационального познания и обустройства мира. Однако, следует иметь в виду, что она зародилась не на голом месте. В ее формировании исключительную роль сыграли достижения астрономии, физики, химии, эмбриологии, важнейшие открытия в области математики того времени, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, а также теории развития человеческого общества того времени. Например, к этому периоду люди уже твердо знали, что все материальные тела состоят из атомов, что по отношению к человеку материя есть все то, что воздействует каким-либо образом на органы чувств.

Мыслители французского просвещения, предвестники Великой французской буржуазной революции, рассматривали религию как духовное оружие порабощения народа и опору тирании, что путь освобождения людей от религиозного верования лежит через просвещение, что если личные качества человека зависят от окружающей среды, то ее надо преобразовать и прежде всего социальную среду, поскольку слепая природная среда и осмысленно- разумная (человеческая) существенно различаются между собой. Мало того, на немецкую классику не могли не оказать определенное воздействие обоснованные к тому времени общеизвестные истины о том, что миром правят власть, богатство, общественное положение людей, что через случайное проступает разумное начало – естественное право, нравственный закон в человеческом сознании, в а общественной жизни – право как юридическая всеобщность, перед лицом которой все индивиды должны быть равны, постепенно освобождаясь от конфессиональных (религиозных), национальных и сословных границ.

В этом отношении для молодого Канта (родоначальника немецкой классической философии) особенно были разительны слова Лессинга: «Какому богу нужно, чтобы люди из-за него друг друга убивали?» в своем «Натане Мудром».

Для рационализма разум — высший судия. Разум — критерий истины. Все должно быть подвергнуто критике и оценке разума: и религия, и законодательство, и сам разум. И только то имеет право на существование, что «может устоять перед его свободным и открытым испытанием».

Рационализм, как уже известно, появляется в эпоху Нового времени как реакция на схоластический способ мышления Средневековья, с его готовыми истинами и непререкаемыми «авторитетами». Рационализм делает ставку на человека, на его разум. Логика рационализма проста и понятна: «человек - существо разумное. Мир, окружающий его, тоже разумен, следовательно, разумный человек, познав разумный мир, может построить разумную жизнь».

Именно поэтому рационализм стал теоретической и методологической основой науки. На рационализме базируются идеи просвещения. Эпоха Просвещения видит источник всех зол и несовершенств в невежестве, в незнании. Поэтому они были уверены, что достаточно человека просветить светом разума и знания, и он станет разумным и нравственным. Эта идея стала основой всех проектов просвещения человека и общества в 18-19 веках.

Кроме того, рационализм является теоретической основой также рационалистических концепций права. Суть этих концепций в том, что право — это совокупность норм, даваемых разумом и призванных обеспечить разумный способ жизнедеятельности человека и общества (свобода, справедливость, равенство и т. д.). Эти нормы и это право носят естественный, т. е. всеобщий и необходимый характер, поскольку они выводятся разумом из самой сущности человека как существа разумного.

Но поскольку право и его нормы выводятся из неизменной сущности человека, то они имеют вневременной и должный характер. Они абсолютны и вечны. Они не зависят от конкретных социальных и исторических условий. Они должны быть, чтобы обеспечить разумную и свободную жизнь человека. Вот, такая философская база была создана в европейской культуре, начиная от античности до эпохи Просвещения до возникновения немецкой классики. И этой базы было достаточно, чтобы Кант, например, впервые в философии мог поставить вопрос о возможностях познавательных способностей субъектов, обосновал нравственный императив, выдвинул идею о «вечном мире», основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны; а Гегель в своих основных произведениях «Философия духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» определил, что сознание, жизнь духа и мышления отражают законы природы и общества. А дух на своем высшем этапе развития (искусство, религия и философия), по Гегелю, воплощает то, что заложен в мышлении, а философия, в частности, это постижение мира в идеях и только на основе выведения из одной идеи последующей философия становится наукой идей, логикой движения идей, диалектической логикой.

И, наконец, в отличие от своих идеалистических предшественников, Л. Фейербах на основе материалистических воззрений и своей антропологической философии выразил необходимость исследования главным образом природы и человека, где ЧЕЛОВЕК есть наивысший результат развития природы, а не божественное создание, человек – единство материального и духовного, что не бог сотворил человека, а наоборот, силой свой фантазии и абстрактного мышления человек придумал Бога, придав ему свои собственные черты и характеристики в гиперболизированной форме.

Именно по этим причинам для юриста-правоведа знание основных положений немецкой классической философии как философии рационалистической крайне необходимо. Только на основе этого знания можно понять тенденции развития европейской культуры и науки, понять закономерности формирования и развития европейского правосознания и правоведения, базирующихся на идеях рационализма.








Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 1132;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.