Философия эпохи Возрождения подготовила переход к философии Нового времени, дала толчок формированию новой социокультурной парадигмы, которая и до сих пор инициирует жизнь Запада.
Мыслители этого периода разработали картину мира, принципиально отличную от средневековой. Она разрушила иерархию космоса и десакрализовала бытие. Человек стал мыслиться также вне иерархии, он был включён в общий природный ряд. Философия Возрождения инициировала и Великие открытия в естествознании, в географии мира. Она подготовила предпосылки опытного естествознания Нового времени, без которого была бы невозможна буржуазная культура.
Однако необходимо учитывать, что становление философских взглядов мыслителей этого периода происходило в специфических условиях и сопровождалось не всегда оправданным разрушением традиционных ценностей. Возвеличивание человека привело к его неоправданному обожествлению.
Практика пяти столетий, следующих за Возрождением, вынуждает нас констатировать, что никакие «внешние» способы и приёмы переделывания человека не могут быть успешными без внутренних усилий. В человеке есть тайна, она не постижима до конца.
Богата и социально-политическая мысль эпохи Возрождения, оставшаяся за скобками. Ориентируясь по программе курса философии, обучаемые могут восполнить этот недостаток. Оправданием нашего «невнимания» к этому срезу проблем служит то, что обучаемые будут знакомиться с социально-политическими взглядами эпохи Возрождения в курсе политологии и истории государства и права.
Таковы некоторые концептуальные положения, выдвигавшиеся философами эпохи Возрождения. Однако решающее влияние этой эпохи на последующую мысль имели не столько сами эти концепции, сколько постепенно пробивавшая себе дорогу идея самостоятельной (автономной) философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок, опирающейся на опыт и естественный разум, обосновывающей знания о природе, естественное право и мораль, естественную религию. Как известно, именно такую идею приняли и протестанты, и многие католики. Только восточная (православная) церковь и поныне продолжает защищать идею христианской философии, идею философствования в вере.
Эпоха Возрождения в этом смысле не только завещала последующим векам убеждение в силе естественного разума, способного обосновать самоценность земной жизни, но и посеяла сомнения в его силе, выявив необходимость для разума исследования своих возможностей и границ.
Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 894;