Сущность философии Возрождения
Прежде чем рассмотреть сущность философии эпохи Возрождения, правомерно вспомнить, что такое эпоха Возрождения в контексте европейской и мировой истории. Возрождение или Ренессанс - это период политической и культурной истории Западной Европы с XIV по XVI век. Такое название этот период европейской цивилизации получил от имевшегося в то время возрождения классической древности и той выдающейся роли, которую играла античная культура в формировании западной культуры.
Период Возрождения накладывается на средневековый период в истории Европы. Данный парадокс объясняется тем, что Возрождение - это период не политической, а культурной истории, для которой характерны такие черты, как:
1) формирование национальных государств, абсолютных монархий на месте развалившейся Римской империи;
2) зарождение капиталистических отношений;
3) реформация;
4) великие географические открытия.
Все эти события происходили на фоне жёсткой борьбы между традиционализмом и модерном. Традиционализм - это тип мировоззрения, исходящий из безусловной ценности старого наследия предков, которое воплощено в обычаях, традициях, нравах. Для традиционализма был существенен авторитет не столько истины, сколько веры в значимость того, что было «до нас». Поскольку традиционализм придаёт такое значение прошлому, для него характерно почтение к старшим, признание, иерархического строения мира.
Самым надёжным хранителем традиций являлась в то время религия. Традиционализм являлся и своеобразным типом мышления, в центре которого был авторитет не разума, а веры. Признавая значение рационального дискурса, традиционализм отводил ему второстепенное значение. Главными познавательными способностями признавались лишь интуиция, образное видение мира и религиозная вера. При этом традиционализм, признавая ценность иерархии, отрицал идею равноправия людей, мало того, ему была чужда концепция прав человека.
Однако традиционализм не мог противостоять натиску чисто объективного хода вещей, потребностям экономического роста европейского общества, когда старому стереотипу презрения ко всему земному постепенно уступает место идеал человека в его достойном земном существовании.
При этом земное предназначение человека должно реализоваться в гражданском обществе, а к жизни вечной человека должна вести церковь. Такое разделение земной и загробной жизни ставит проблему отказа церкви от ее притязаний на светскую жизнь, но это возможно только при условии отказа от традиционных ценностей. Именно поэтому эпоха Возрождения была идеологическим знаменем разрушения старых и творения новых ценностей.
Гуманизм артикулировал требования новой эпохи, где философское кредо было выражено натурфилософией Возрождения, необходимостью освобождения от религиозного традиционализма на основе реформации, которую считали скрытой формой буржуазной революции.
С этой точки зрения, сущность философии Возрождения лаконична - это подготовка Нового времени, которое отказывается от мистификации картины мира, принижении роли Бога и повышении роли человека, выдвижение на первый план познавательной роли разума. Одним словом, эпоха Возрождения - это подготовка перехода к новой жизни и новому образу мышления, но не сам переход.
Поэтому для философского мышления эпоха Возрождения характеризовалась половинчатостью и неопределённостью, что особенно выразилось в пантеизме, согласно которому бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с ней, то есть, при таком подходе природа растворяет бога в себе, отвергая божественное, всехприродное начало мира. В этом аспекте наблюдается некоторый отход от материалистических воззрений, например, Дж.Бруно и Спинозы на природу и попытка создания религиозно-идеалистической теории о существовании мира в боге в целях примирения науки с религией.
Несмотря на это, Средневековье, по мнению большинства деятелей Ренессанса - это «царство тьмы», абсолютно бессодержательный этап истории западной цивилизации. Из-за него человечество было отброшено в своём развитии на пять столетий назад. Идеалы высокой духовности, свойственные античности, были попраны.
Характеризуя в предыдущей главе философскую мысль средних веков, отмечалась ошибочность такого утверждения. Средневековье в целом продвигало в определенной мере человеческую историю, а философия Средневековья развивала свою, религиозную проблематику.
Мало того, античная философия на завершающем этапе (в римский период) была эстетикой, когда поиск формы и красоты заслонили социальные, этические и логические проблемы. Односторонность античной философии должна была быть преодолена, и эту задачу в какой-то степени решала философия Средневековья.
В частности, хотя она была служанкой религии, также развивалась в сторону онтологии, разрабатывала проблемы бытия, отождествляя его с бытием Бога. Видимо, этим в какой-то мере можно объяснить, что прямой переход от религиозного традиционализма философии средних веков к рационализму Нового времени был невозможен, поэтому философия Возрождения выступает как посредствующая. Именно поэтому условно её можно назвать восприемницей и продолжательницей философии античности.
В философии Возрождения можно выделить в основном три периода:
1) гуманистический или антропоцентрический, то есть, развитие философии Возрождения происходило главным образом на основе идеологии гуманизма, которая органически влилась в нее как важнейшая составная часть и в которой нашли свое отражение новые разносторонние запросы человеческой личности. Частично гуманизм сливается с Возрождением, поскольку многие гуманисты были крупными представителями философской мысли Возрождения (Валла, Пико делла Мирандола, Рабле, Монтень, Рейхлин, Роттердамский, Гуттен и ряд других).
При этом следует иметь в виду и то, что идейным источником философии и науки этой эпохи явилась восточная, в частности арабская философия, богатая в тот период материалистическими тенденциями и обогатившая в 12-13 вв. Западную Европу знаниями в области естественных наук.
Оформлению материалистического направления в философии Возрождения содействовали наряду с отмеченными предпосылками также великие открытия (в особенности гелиоцентризм Коперника) и изобретения, относящиеся к концу 15-16 вв., а также развитие новых отраслей промышленности. Именно на этой основе развивалось естествознание (астрономия, механика, география и другие науки)
Таким образом, борьба нового со старым в экономической и социально-политической области принимала в философии того периода форму борьбы материалистической тенденции в натурфилософии и гносеологии с идеализмом, теологическим априоризмом религиозного мировоззрения, которому противопоставлялись также гуманистическая этика и социальные утопии.
Наряду с этим шло развитие диалектики метафизики в методологии. Мыслители Возрождения стремились объяснить существование единого бесконечного материального мира из него самого, независимо от внешней потусторонней силы – божества, понимали его как мир, подчиняющийся единому закону причинно-следственной связи.
2) неоплатонический;
3) натурфилософский.
Однако для наиболее развитых стран Европы данная эпоха прежде всего знаменует начало капиталистических отношений, складывание национальных государств, кардинальное изменение социальной структуры общества, появление буржуазии, религиозную революцию в форме Реформации. Следовательно, невозможно понять своеобразие философии Возрождения без этих кардинальных социально-политических событий. Особенно важно выделить в этом смысле борьбу итальянских городов-республик за свою независимость на фоне возвышения абсолютизма.
С другой стороны, философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием социального естествознания, с Великими географическими открытиями, с успехами в области естественных наук. Всё это вызвало кардинальное изменение картины мира, превращение её из теологической в научную антропологию. Особенно заметно в этот период творчество Николая Коперника и его работа «Об обращении небесных сфер», сыгравшая решающую роль в пересмотре представлений о мире.
Разработке концепции гелиоцентризма Коперник посвятил всю свою жизнь. Но он не спешил сделать это открытие достоянием гласности, не без оснований опасаясь преследований со стороны церкви.
Опасение великого ученого оправдалось. В 1616 году его учение было запрещено как «глупое, философски ложное, по оценке церкви, решительно противостоящее священному писанию и прямо еретическое».
Идеи Коперника развил в тот период И.Кеплер (1571-1630 гг.), предвосхитивший открытие закона Всемирного тяготения своим обоснованием, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеальным круговым, а по эллиптическим орбитам; что движение планет вокруг Солнца неравномерно, время обращения планет зависит от их расстояния от Солнца. По существу его открытия стали предпосылкой реабилитации учения Коперника.
Еще один шаг в становлении науки как самостоятельной формы общественного сознания и освоения мира сделал в тот период Галилео Галилей (1564-1642 гг.), сконструировавший телескоп с 30-кратным увеличением. Благодаря его телескопу звездное небо предстало совершенно в новом виде. Пораженные современники говорили: «Колумб открыл новый материк, а Галилей - новую Вселенную».
Это был еще один мощнейший удар по теоцентрическому мировоззрению. Галилей был вызван в святую инквизицию. Подчинившись внешне, Галилей продолжал свои научные исследования. Его работа «Диалоги о двух важнейших системах мира, птолемеевской и коперниковской» стала основой новой картины мира и новой методологии научных исследований.
Вот почему философскую мысль этого периода не следует рассматривать в качестве этапа разлагающейся позднесхоластической философии. Она строилась на иных основаниях, хотя на неё оказал воздействие средневековый неоплатонизм и некоторые социальные воззрения Авиценны, Аверроэса и других. Несомненно воздействие немецкой мистики Майстера Эрхарта на философские воззрения Николая Кузанского и Якоба Бёме.
Возрождение классической древности, давшее название самой эпохе, определило решающую роль античного философского наследия. При всем этом обязательно следует иметь в виду, что речь идёт не об усвоении, а об оригинальной переработке античной традиции.
Например, в философии эпохи Возрождения мы имеем дело со специфическими модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философских школ. Мало того, мы имеем причудливое сочетание самых разных философий, граница проходит между теологией и схоластической философией, с одной стороны, и философией, ориентированной на гуманистические ценности.
Философская мысль эпохи Возрождения таким образом создаёт, во-первых, новую, пантеистическую в своей главной тенденции картину мира, которая скептически относилась к идее творения и тяготела к отождествлению бога и природы, о чем говорили чуть выше. Причём это отождествление было не формальным, а принципиальным.
Бог в философии Возрождения - это не бог ортодоксальной религии, который творит мир из ничего. Он лишается такой свободы, сливается с природой законами «естественной необходимости». А природа из служанки и творения бога превращается в обожествлённое начало вещей.
Во-вторых, философия эпохи Возрождения характеризуется антропоцентризмом: человек становится не только объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном всей космической эволюции. В отличие от средневековья, рассматривавшего человека в его греховности и «тварности», в ренессансной мысли воспринимается в его земном предназначении.
Таким образом, философия эпохи Возрождения знаменует собой переход от философской мысли средневековья к Новому времени, создавая предпосылки для естественнонаучной революции. Сущность философии этого времени состоит в формировании философских и мировоззренческих предпосылок новой картины мира, основывающейся на принципе антропоцентризма. Именно поэтому философия эпохи Возрождения есть действительное разрушение ценностей традиционного общества, формирование новой социокультурной парадигмы, называемой в истории европейской культуры «модерном».
Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 1857;