Философия
Механизмы, приборы и инструмент, используемые путевыми бригадами для выполнения работ по текущему содержанию пути, должны гарантировать: безотказность, высокое качество выполняемых работ, соблюдение техники безопасности. Это достигается за счет надежного хранения, постоянного обслуживания и ухода за ними: периодического осмотра, смазки деталей и узлов, подтягивания гаек болтов, своевременной замены изношенных деталей и др.
Путевые механизмы, приборы и инструмент должны храниться в специальных закрытых кладовых. Кладовые должны быть всегда в исправном состоянии и запираться. Ключи от кладовой линейного отделения должны находиться у бригадира пути; от кладовой околотка - у дорожного мастера, а при их временном отсутствии - у замещающих их работников. В период рабочего сезона в отдельные нерабочие дни часть из них может оставляться на перегонах в местах, где обеспечивается их сохранность, например, у обслуживаемых переездов.
При эксплуатации путевых механизмов и инструмента необходимо соблюдать определенные требования, изложенные ниже.
Передвижные электростанции. Перед запуском агрегата пусковым рычагом проверяют легкость проворачивания вала двигателя, добавляют топливо и масло. Двигатель запускают в следующем порядке: открывают топливный кран бензобака и нажимают кнопку утопителя поплавковой камеры; приоткрывают воздушную заслонку карбюратора; пусковым рычагом несколько раз проворачивают коленчатый вал; приоткрывают дроссельную заслонку, повернув ее ограничитель в сторону отметки "З"; рывком пускового рычага запускают двигатель и дают ему возможность поработать с минимальной частотой вращения не менее 1 мин, затем увеличивают ее до 1000-2000 об/мин и выдерживают такой режим в течении 3-5 мин; доводят частоту вращения двигателя до номинальной, открывая полностью воздушную заслонку; нажимают на кнопку возбуждения генератора и удерживают ее в таком положении 2-3 с; поворотом рукоятки подключают сеть к нагрузке.
Зимой перед запуском двигатель предварительно подогревают паяльной лампой. Для этого снимают крышку с входного патрубка, устанавливают на него специальную насадку и плотно закрывают жалюзи кожуха вентилятора. В насадку вставляют включенную паяльную лампу и держат ее так, пока вал двигателя не будет легко проворачиваться от пусковой рукоятки, но не менее 15-30 мин, в зависимости от окружающей температуры. После прогрева лампу убирают и запускают двигатель в порядке, описанном выше.
Во время работы двигателя не должно быть толчков и вибраций. Останавливают электростанцию, предварительно отключив нагрузку, перекрывая кран топливного бака, дроссельную или воздушную заслонку. Закончив работу, агрегат очищают, проверяют состояние контактов, щеток и контактных колец. Электростанцию хранят в закрытом сухом помещении при температуре не ниже 5 0С.
Электрический инструмент. Перед работой электрического инструмента необходимо: проверить надежность креплений узлов и деталей и при необходимости подтянуть гайки; проверить наличие масла в картере, подшипниках, на трущихся деталях; устранить перекручивания кабеля: зачистить контактные штыри кабельной вилки и плотно закрепить их в изоляторе; проверить надежность контакта заземляющей жилы кабеля с корпусом кабельной вилки и корпусом электродвигателя; проверить соответствие напряжения в сети технической характеристики инструмента; убедиться в исправности рабочих органов, при необходимости заменив их; опробовать работоспособность инструмента на холостом ходу.
Философия
У людей, живших в далеком прошлом, живущих сегодня, к философии отношение двоякое. На уровне обыденного представления она есть абстрактное знание, оторванное от реальной действительности. Для других она выступает существенной частью жизни общества, человека, как душа культуры, ибо философия есть идея совершенной мудрости, указывающей нам последние цели человеческого разума. В этом смысле философия является фундаментом культуры, пронизывая и синтезируя разнообразные отрасли познания и практики многогранной и многообразной человеческой деятельности. С этой точки зрения, роль философии трудно переоценить, поскольку все проблемы она черпает из самой жизни, являющейся отражением общественного бытия.
Безусловно, такая форма рационального восприятия действительного мира не могла возникнуть, как любая наука, без творческого воображения. При этом без знаний никогда нельзя стать философом, вместе с тем, и одни знания никогда не создают философов, если целесообразная связь всех знаний и навыков не образует единства и не возникает сознание соответствия этого единства высшим целям человеческого разума. Именно поэтому решение философских проблем помогает человеку и обществу в целом осмыслить окружающий мир, осознать свое собственное Я, понять свое предназначение в жизни и на этой основе осуществить самореализацию формирующейся личности на всех этапах жизненного пути.
Однако, если в науке определенное знание и понимание общее, безличное в своих зафиксированных формах, в конечных результатах познания, то в творчестве философа, деятелей искусства (художника, скульптора, композитора, поэта), как правило – индивидуальное, личное и потому всегда уникальное, неповторимое, в этом легче всего убедиться на таком жизненном примере: в оригинале любая картина художника, любое творение скульптора или стихотворение поэта – уникальны.
Это качество, применительно к художественному творчеству, в определенной мере присуще и философии. В оригинальных творениях мудрецов античного мира, в философствовании того или иного мыслителя (в его конкретных идеях о первоосновах мира, концепциях, в системах его учения, теории и т.д.) достаточно отчетливо проявляется его личность – в индивидуальных особенностях его мышления, в тональности обоснований своей позиции, в специфическом стиле их изложения, в субъективных пристрастиях, философских симпатиях и антипатиях.
С этой точки зрения, нельзя не согласиться с мнением нашего великого соотечественника В.И. Вернадского: «В истории человеческой мысли философия сыграла и играет великую роль: она исходила из силы человеческого разума и человеческой личности и является попыткой из личности познать сущее» (см.: В.И. Вернадский. Страницы автобиографии. М., 1984, с. 137). Таким образом, субъективное начало в философии определяет главным образом специфику знания и понимания в ней, содержание и степень достоверности, истинности того и другого знания. Например, знал ли Платон наверняка, что реально существуют «идеи» вещей? Конечно, нет. У него не было и не могло быть действительного, на фактах основанного знания о них. Но он знал, как и другие люди, что существуют составляющие мир единичные вещи: конкретные растения, конкретные животные, конкретные овощи и фрукты однако он, в отличие от других людей, пытался осмыслить бытие этих вещей в своем личном размышлении, абстрагируясь, обобщая и понял, что у каждого класса одноименных вещей есть нечто общее, существенное для них. Поэтому он, обладая глубокими знаниями в конкретном, на основе общенаучного познавательного принципа, индуктивно в своем личном разуме выявил соотношение единичного и общего, оформив его в оригинальную философскую теорию «идей».
Пример Платона – образец того, как фантазия и чувство оплодотворяют философскую мысль в ее личностном, субъективном претворении, обусловливая общность философии с искусством, когда философские знания становятся убеждением, то есть отличие философии от науки есть именно отличие убеждения от простого знания. В таком случае, философствовать можно научиться лишь благодаря упражнениям и самостоятельному применению разума, чем в достаточной мере обладали мыслители – мудрецы древности, в отличие в простолюдин. Именно в таком аспекте философское знание профессионально необходимо сотрудникам правоохранительных органов, которые должны осознать ту непременную истину, что все существующие теории государства и права прежде всего базируются на тех или иных философских идеях. Следовательно, чтобы понять суть правовой теории, надо знать те исходные мировоззренческие и философские основы, на которых она построена.
С другой стороны, юридическая деятельность, как правило, связана с конфликтной ситуацией. Противостояние в этом конфликте идет не только по линии законно - незаконно, но и по линиям: справедливо - несправедливо, нравственно - безнравственно, гуманно – негуманно. В такой ситуации современный сотрудник органов МВД вынужден, хочет он этого или нет, сознает он это или нет, занять определенную мировоззренческую и нравственную позицию. Одна из задач философии в процессе обучения в нашем университете как раз и состоит в том, чтобы дать будущим сотрудникам правоохранительных систем целостное, гуманистическое мироощущение, миропонимание, мировосприятие и на этой основе сформировать мировоззрение главным образом в оценке сложных явлений и событий современной социальной действительности. В этих целях не менее важно развить у обучаемых способность к теоретическому мышлению, которое позволяет им самостоятельно решать сложные проблемы, возникающие в их практической деятельности. Мало того, в процессе обучения, особенно в ходе семинарских занятий показывать неразрывную связь философии и права и на этой базе раскрывать мировоззренческое и методологическое значение философского познания в практической деятельности сотрудника ОВД.
Основательная философская подготовка в соответствии с концепцией высшего образования в университете МВД исходит и связано с тем, что сфера деятельности обязывает каждого обучаемого быть способным принимать ответственные и квалифицированные решения, как за свою судьбу, так и судьбы других людей, общества и государства в целом.
Способность же к самостоятельному принятию таких решений в бурном потоке современной социально-политической жизни не приходит стихийно, а формируется в ходе систематического обретения философских, социально-политических, правовых знаний и жизненного опыта. На приобретение таких качеств и ориентировано преподавание философии в университете как обязательной учебной дисциплины, являющейся фундаментом культуры современного профессионально подготовленного специалиста органов внутренних дел, поскольку философия как мировоззрение и методология пронизывает и одновременно синтезирует разнообразные отрасли познания и практики, объективно отражая реальное бытие природы, общества и самого человека.
Именно поэтому философия, в особенности ее важнейший аспект (философско-правовая проблематика), соотношение философии и правовой науки, анализ в философско-правовом плане социальной действительности представляет значительный интерес, как на онтологическом, так и на гносеологическом уровне. Со всех этих позиций формирование философии правосознания выпускников университета есть высшая форма познания природы и сущности права в сфере профессионального мышления, профессиональных отношений и профессиональной деятельности.
Философское наследие человечества обширно: есть философия природы, философия истории, философия жизни, философия культуры, философия науки, философия медицины Философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение она неразрывно связана с социально-политическими интересами, с политическими и идеологическими отношениями в обществе.
Будучи зависима с самого начала возникновения от социальной действительности, она оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. Именно поэтому философия, по меткому выражению Гегеля, тождественна со своей эпохой. Она всегда мыслит в духе своего времени, но в качестве знания выходит за пределы своего века, порождает новую форму развития и в наступившем тысячелетии, которое будет важнейшим историческим поворотом в движении человечества.
Мир, в котором мы живем, вступив в полосу глубоких социально-исторических преобразований во всех структурах экономики, политики, культуры, в третьем тысячелетии востребует высокопрофессионально подготовленных специалистов во всех сферах жизнедеятельности человека. Вместе с тем, специалист будущего - это не просто специалист «знающий», он прежде всего специалист «понимающий».
В классической модели образования в свое время был примат «знания» над «осознанием», когда основной ее идеей была «парадигма обучения», ведущими лозунгами которой были знания, умения, навыки и общественное воспитание. В целом указанный круг педагогических идей в первой половине ХХ столетия успешно функционировал.
Позже, особенно после второй мировой войны, стали накапливаться различные проблемы. В современных условиях трактовка целей и содержания образования через знание и познание ставит школу, вуз в сложную ситуацию: объем знаний и количество дисциплин растут на несколько порядков быстрее, чем совершенствуются методы и содержание образования. В результате вуз оказывается перед дилеммой: или учить небольшой части знаний и предметов, или набирать отдельные знания из разных предметов и дисциплин. Попытки выделить так называемые основы наук или базисные знания пока тоже не увенчались позитивным результатом.
Кроме того, а это главное, «знающий человек», не всегда способный и понимающий, а хороший специалист, часто ограничен в личностном плане. Во многом это происходило потому, что образование в целом было направлено не на индивидуальное обучение, не на развитие человека, не на становление его как личности, а на массовое обучение. В этих условиях преобладающей была монологическая форма обучения, явным или неявным образом предполагающая интеллектуальную несамостоятельность обучаемого.
Современная модель образования требует нового образа человека, новой парадигмы, которая будет уже не «парадигмой обучения», а «парадигмой образования», которая ориентирует педагогическую практику на создание условий, способствующих самоопределению, саморазвитию человека. Одним из таких важнейших условий как раз и является философия.
Отнюдь не умаляя значимости профессиональных знаний в становлении специалиста-юриста, следует сказать о том, что ныне выработана определенная методология обучения на основе постижения богатейшего наследия общечеловеческой культуры, являющейся результатом развития философской мысли и достоянием всего человечества.
Это достояние реализуется главным образом философией, которая выступает в реальной жизни в двух ипостасях. С одной стороны, как и положено смысложизненным ориентирам, она предписывает лишь «образ личности», то есть указывает не как следует поступать личности в той или иной ситуации, а какой ей надлежит быть в данную эпоху. С другой стороны, философия понимается не только как совокупность знаний, лишь ждущих потребления и осознания, а прежде всего как необходимое условие, подвигающее человека на личностное усилие быть человеком, исполниться, состояться им.
При этом важно учитывать, что философские методологические установки отличаются от установок педагога, юриста, геолога, инженера, биолога, математика, химика, физика. В философии человек – самый сложный и многогранный объект познания, включающий в себя, по замечанию ученых Запада, «три аксиомы»:
а) принцип индивидуализма (эгоизма) как ведущий мотив деятельности;
б) принцип зоологического дуализма, включающий человеческое (духовное) начало и «звериный базис» (физиология человека);
в) принцип пессимизма и теоретического бессилия изменить что-либо в мире. При этом, не полемизируя с такими взглядами, всегда следует помнить, что человек, как животное существо имеет телесную организацию и обусловленные его физиологические потребности, специфичные и отличные от животных, которые удовлетворяются социальным способом, где орудие удовлетворения ведет к новым потребностям и «это порождение новых потребностей является историческим актом». (Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. – В кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т.3. С.27).
Поэтому человек - это то, что находится в постоянном заново рождении, это существо, которому собственными усилиями удается поместить себя самого, свое сознание, свою нравственность, свои желания в некое поле, сопряженное с предельными силами, с предельными основаниями, природу которых и раскрывает философия как исторически, так и на современном этапе своего развития.
Иными словами, человек постоянно изменяется в пределах вида под влиянием как биологических, так и социально-природных и социально-психологических факторов, то есть изменяется как сам объект познания, так и уровень наших знаний об объекте.
Как известно, сила индукции порождает приверженность к стереотипам, неумение и нежелание считаться с реальностью. А жизнь требует радикальных изменений в научных ориентирах в любой области деятельности, а груз прошлого, оглядка на него мешают видеть новое. Именно потому нам нужна в современных условиях научно обоснованная диалектическая концепция развития, плюрализм мнений, выработанных в здоровой обстановке равноправной состязательности и конкуренции научных идей для выработки истинной концепции, так как истина одна, а пути к ней ведут многообразные. В этих условиях любые задачи, стоящие перед специалистами различных отраслей знания, можно решить, опираясь только на научную философскую методологию.
Следовательно, методологические установки в подлинном смысле слова – это система сознательно детерминированных идей, определяющих четко познавательные (информационные), мотивационные (эмоций, чувства, симпатии, антипатии), оценочные (ценностные) и поведенческие установки и действия. «Мы можем, - как подчеркивал в свое время Ф. Энгельс, - познавать только при данных нашей эпохой условиях и лишь настолько, насколько эти условия позволяют». Даже гении не могут не отражать эпоху, в которой творят.
С другой стороны, современная эпоха, как никогда в прошлом, сближает философию с конкретными науками. Молодому поколению России, вступающему в профессиональную деятельность в различных областях познания, ярким примером для подражания могут служит русские ученые, сделавшие себе имя как у себя дома, так и в Европе во второй половине ХIХ – начале ХХ века: физиков Лебедева, Столетова, Умова; химиков Менделеева, Бутлерова, Бекетова; биологов и физиологов Мечникова, Сеченова, Тимирязева, Попова.
В своей познавательной деятельности они не ограничивались одними частными естественнонаучными данными. В своих научных взглядах и мировоззренческих принципах они твердо стояли вровень со свом временем. Благодаря этим ученым в таких ведущих отраслях естественнонаучного познания, как физика, химия, биология, физиология был обеспечен невиданный прорыв в выявлении важнейших закономерностей развития природы. Их деятельность, будучи нацеленной на материальные объекты, явления и процессы, с необходимостью порождала соответствующую общую мировоззренческую установку – убеждение в объективной реальности внешнего мира, отражаемой человеческим сознанием. Это и составило По-достоинству относительно самостоятельную форму материалистического мировоззрения в его преимущественной естественнонаучной обусловленности.
Точно также и сегодня мировоззренческие установки и методологические основы в любой сфере деятельности должны диалектически и органично соответствовать сложным задачам, решаемым современным естествознанием, социально - гуманитарными и техническими науками. Они должны быть результативными и эффективными, способствовать успешному переходу этих наук в новое качественное состояние, уверенно встав на путь интенсивного развития.
В этом деле образ мышления, идеалы, выбор добра, вся система обучения и образования, в том числе и в правоохранительной деятельности, должны способствовать формированию высококвалифицированного специалиста – профессионала, способного диалектически мыслить и ежедневно добывать знания, постоянно работая над собой на любом участке как проводник общечеловеческой нравственности и человеколюбия.
Именно поэтому следует подчеркивать личностный, индивидуальный характер человека данного вида деятельности, усваивающего философию. Это важно в новом тысячелетии, когда мы живем уже в другой реальности, которая радикально изменила онтологию человеческого существования, когда на первый план выдвигаются стратегии жизненной самореализации личности, ориентированные на свободное творчество и развитие его собственных, духовных и физических сил.
Кроме того, современное познание требует основательной перестройки в умах и сердцах, в психологии и мышлении. Здесь нужен не специалист, живущий по принципу “чего хотят сверху” и легко меняющий свою оболочку; не дилетант, быстро подстраивающийся к моде, а глубоко и фундаментально подготовленный профессионал, способный перепахать себя глубоко, основательно, прежде чем вооружиться на уровне жизненной установки стратегией мышления и новыми идеями беззаветного сужения обществу. Вот почему нельзя быть настоящим работником правоохранительных органов, не имея твердых научных, мировоззренческих, диалектико–материалистических и социально-философских установок.
Отсюда должны измениться те исходные, базовые основания будущего работника правоохранительных органов. Представляется, что такими базовыми качествами должны быть прежде всего профессионализм и гуманитарная культура. Профессионализм в силу того, что он делает человека специалистом своего дела и тем самым, хотя и не всегда, но в принципе гарантирует ему успех в работе, а гуманитарная культура обеспечивает способность специалиста адаптироваться к изменяющимся условиям его жизнедеятельности, поскольку именно она развивает его духовные, психологические, личностные компоненты.
Ведь в действительности и общество в целом, и сотрудники органов внутренних дел в особенности еще далеко не готовы психологически, личностно вести работу по созданию благоприятных условий, обеспечивающих правопорядок в современной жизни. В силу этого совершенствование своей профессионально-правовой культуры, глубокой внутренней убежденности в необходимости повседневного соблюдения и укрепления конституционных основ России, являющейся правовым и социальным государством – наиважнейшая задача, стоящая перед современной философией.
Данный учебник по философии издается для юридических вузов в четвертом издании. Его содержание соответствует требованиям «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
Учебник, предназначенный для юридических вузов, нацеливает внимание авторского коллектива на то, что изучение философии - это школа усвоения определенной суммы знаний, позволяющая воспитывать культуру разумного мышления, умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, выявлять и анализировать противоречия в окружающей действительности и видеть ее в изменении и развитии.
При этом разумное мышление для работников правоохранительной деятельности - это мышление строгое, дисциплинированное, не допускающее произвола и умеющее вместе с тем отстаивать свою правоту; мышление острое, свободное и творческое, несущее с собой философское понимание и постижение мира, обязательно предполагающее напряжение всех интеллектуальных способностей профессионально подготовленного специалиста, способного вырваться из плена обыденного здравого смысла и дойти до глубокого научно-теоретического осмысления рассматриваемых событий и процессов природы и общественной жизни.
Философия – единственная дисциплина, которая систематизирует и критически осмысливает мировоззренческие компоненты в различных областях гуманитарного знания и ориентирует людей к познавательной деятельности на необходимость оценивать происходящие события и социально-политические институты в перспективе всеобщих, объективных и необходимых параметров бытия.
Авторский коллектив важное внимание уделяет как специфике философского знания, так и особенностям профессиональной деятельности, необходимости формирования у них философского мировоззрения и методологической культуры как исходной предпосылки ответственной гражданской позиции, творческого мышления при анализе сложных проблем.
В учебнике, авторы которого заявляют о своей приверженности новым, современным требованиям преподавания философии, особое значение отводится историко-философской тематике, учитывая, что история философских идей является в определенных пределах органической составной частью философской теории. «История философии показывает нам ряд благородных умов, галерею героев мыслящего, которые силой этого разума проникли в сущность природы и духа и добыли для нас величайшее сокровище, сокровище разумного познания. События и деяния, составляющие предмет этой истории, поэтому суть такого рода, что в их содержание и состав входят не столько личность и индивидуальный характер этих героев, сколько то, что они создали».
Изучая историю философии, работники правоохраны смогут овладеть процессом освоения человеком природы, осмыслить попытки человека найти свое место и роль в мироздании, выявить многогранные стороны человеческой деятельности, а постигая различные стороны прошлого опыта, они могут извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок.
Наиболее глубоко в осмысленном виде сокровища исторического опыта выражены именно в философии. С этой точки зрения выдающиеся философы прошлого - это не только наши предшественники, но и современники, у которых можно многому научиться и с которыми можно вести равноправный диалог и дискуссию, соглашаясь с одними их воззрениями и оспаривая другие.
В этом смысле особенно поучительно, что многие выдающиеся философы, творческое наследие которых изучается в разделе истории философии, оставили после себя работы, которые восхищают до сих пор не только глубиной мысли, но и блестящей литературной формой, великолепным мастерством полемики.
Все это свидетельство того, что философия как наука, как форма общественного сознания, как методология научного постижения окружающего мира воздействует не только на интеллект будущих юристов, но и на их эмоции, на весь спектр их духовных способностей. Следовательно, чтобы в совершенстве овладеть философией как сокровищницей мудрости, которую накапливало человечество на протяжении тысячелетий, чтобы ближе соприкоснуться с ней, авторский коллектив данного учебника рекомендует настоятельно читать и размышлять над первоисточниками, предлагая в каждой главе богато подобранный справочный аппарат и основные ключевые понятия.
Вторая часть учебника - это ее теория, рассматривающая наиболее актуальные для данного профиля специалистов, обучаемых в университете, проблемы онтологии, гносеологии, диалектики и социальной философии.
В учебнике рассматриваются важные проблемы бытия и формы ее осуществления. Широко представлена проблема сознания, его истоки, эволюция, структура психики и сознания в диалектической взаимосвязи с формами отражения. Рассматриваются универсальные связи бытия; уровни освоения мира, формы и методы его познания, специфика социального познания; взаимодействие природы и общества, противоречия между развитием человечества и условиями его существования, обострения экологических проблем.
Наконец, авторский коллектив учебника особо выделил контуры истории социальной философии, предполагая наличие общего представления о том, что есть социальная философия как область обоснования философских проблем – от философии к обществу и от общества к философии для осмысления определенных тенденций исторического развития, философского рассмотрения человека (его происхождение и сущность, его отношение к обществу; общество как объект философского анализа; личность, ее свобода и ответственность; идея единства и многообразия мировой цивилизации; гуманизм как универсальная общесоциологическая категория и т.д.).
Вместе с тем, авторский коллектив в определенной степени учитывает, что такое деление философии условно. В силу специфики философии, ее историю невозможно изучать вне теорий и наоборот. Соединение историзма и многообразия мировоззренческих направлений философской теории позволяет обращаться как к истории, так и теории философии, что, несомненно, формирует специалиста любого профиля, в том числе и юриста, более гибким, помогая ему адаптироваться к радикальным изменениям в содержании практической деятельности и на этой основе осмысленнее формировать научное миропонимание и самопознание, гуманистическое мировоззрение, лежащее как основание в процессе развития творческого мышления и практической деятельности. А все это вместе взятое, как известно, позволяет осознанно понимать роль философии в развитии человека и общества, в процессе общения и активной творческой деятельности, формировании личности юриста, в частности. В этом смысле предназначение философской подготовки специалистов различного профиля дает ответы на мировоззренческие вопросы бытия, познание сущности природных явлений и общественных процессов, состояние самого человека и окружающего его мира, как материального, так и духовного.
Наконец, о возрастании воспитательной роли философии на рубеже нового тысячелетия в условиях глобальных мировых проблем подробно говорилось на XX Международном философском конгрессе (Бостон, 1998).Человечество в новом тысячелетии ищет иной доли, оно страстно мечтает не только об истине, оно стремится к счастью, благоденствию и красоте. Именно поэтому в современных условиях общественного развития в мировом масштабе велика роль философского анализа. Следовательно, пренебрежение философией, как в прошлом, так и сейчас, как правило, ведет к грубым ошибкам мировоззренческого и методологического характера. Ф.Энгельс в свое время справедливо отмечал, что философия мстит за себя тем естествоиспытателям, которые покинули ее. А величайшие ученые, такие как Гейзенберг, Планк, Эйнштейн, Борн, Менделеев, Вернадский всегда подчеркивали громадную роль философского мировоззрения в научном исследовании и общественной жизни.
В целом, несмотря на значительные сложности, авторский коллектив определенным образом придерживается основополагающих положений «государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», соответствующего требованиям федерального закона.
Любой учебник по философии имеет один существенный недостаток: в нем, как правило, излагаются итоги философствования того или иного мыслителя, его представления о мире. Тем не менее, философия не является только системой знания, но скорее это личный опыт, пройденный мыслителем путь испытаний, который он пережил, узнал и резюмировал в философских понятиях. Поэтому философское образование предполагает знакомство только с оригинальными текстами. Но если это так, то зачем нужен учебник по философии?
Философия не является самодостаточным занятием, ее «полем и обителью» является история и теория человеческой цивилизации и культуры. В этом плане учебник выступает в роли ориентира, посредством выделения тех фундаментальных философских абстракций, принципов и понятий, которые, исторически меняясь, «сопровождают» как общественную, так и индивидуальную жизнедеятельность. Отсюда содержание данного учебника, форма его изложения строились таким образом, чтобы разрушить восприятие философии как свода готовых, устоявшихся истин, которые надлежит заучить, а затем некритически, стало быть, бездумно, воспроизвести.
С этой целью многие главы учебника написаны в жанре авторских размышлений, которые не всегда совпадают с традиционными точками зрения. В учебнике определены и такие проблемы, которые недостаточно освещаются в учебно-научной литературе, например, проблема аномалии личности в условиях реформ. Но это дает возможность читателю сомневаться, вступать в полемику и тем самым проявлять ту творческую активность, сопровождаемую самостоятельностью и индивидуальностью, развивать которую и призвана философия.
Философия,
еЁ роль в жизни человека и общества
1. Понятие предмета философии
Философия (phylosophpya — любовь к мудрости), — форма общественного сознания, представляющая собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения между человеком и миром. Дословно это понятие переводится как любовь к мудрости или, как говорили наши предки, как любомудрие. Поэтому философия – это не просто любовь к знанию, это именно любовь к мудрости, которая обретается человеком по мере накопления огромных знаний о мире и жизненного опыта в процессе длительного по времени формирования человеческой личности.
Эта особенность определяет главным образом отличие философского знания, которое должно быть, прежде всего, личностным знанием. Знанием, выбираемым самим человеком и формируемым для себя на уровне убеждения. А убеждения человека – не просто знания, это значительно шире, то есть, это знания, в которые человек верит, которые определяют его отношение к миру и другому человеку. Такие знания вырабатывают его способ жизнедеятельности в условиях непринужденного и свободного выбора.
Итак, что же такое философия? Существует два возможных варианта ответа на этот вопрос – эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне требуется разобраться с проблемами, решаемыми философией, и на этой основе определить ее место и роль в жизни человека и общества.
По этому варианту ответа Б. Рассел подчеркивал: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она вызывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия.
Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как в предшествующие столетия». (См.: История Западной философии: В 2ч.- М.,1993.).
Определяя таким образом место философии, Б. Рассел раскрывает затем ее содержание путем перечисления основных проблем, решаемых ею. «Разделен ли мир на материю и дух, а если да, то, что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на меленькой и второстепенной планет? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существует ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, - просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории. Теологи претендовали на то, чтобы дать на эти вопросы ответы, и притом весьма определенные, но сама определенность их ответов заставляет современные умы относится к ним с подозрением. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело философии». (Б. Рассел. История Западной философии: В 2 ч. – М., 1993.).
Второй, теоретический вариант состоит в попытке дать определение понятия философии и тем самым раскрыть сущность данного понятия. По этому поводу в современных условиях существует множество определений философии, но в этом океане можно выделить три основных подхода к пониманию сущности философии. Но прежде чем говорить об этих подходах, на наш взгляд, важно иметь в виду, что философия является учением о предельных, всеобще-универсальных основаниях бытия мира, его познания и практического преобразования и преследует цели построения единой системы представлений о мире и месте в нем человека.
Согласно Аристотелю, философия — это наука, исследующая первые начала и причины, «сущее как таковое, а также то, что ему принадлежит само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части, как, например, науки математические. А так как мы ищем начала и высшие причины, то ясно, что они должны быть началами и причинами чего-то самосущего»[1].
Как известно, философия и медицина имеют один объект исследования: человек и окружающий его мир — «мир человека». По этому поводу Гиппократ писал: «Из всех наук самые великими и почитаемыми мыслю философию и медицину. Они целебно возделывают тело и душу человека».
В философии разумное мышление обретает способность усмотрения «первых начал», общих природе и культуре. Благодаря прогрессу разума, достигнутому развитием теоретического мышления в философии, человек становится свободным, творческим существом, способным к самоопределению в отношении мифопоэтического и религиозного мировоззрений, к преодолению диктата требований «здравого смысла» и ограниченности узконаучных истин.
За пределами явлений видимого, чувственно воспринимаемого мира философское умозрение открывает иную, недосягаемую для непосредственного наблюдения и эмпирического опыта «невидимую» реальность всеобщих причин и законов бытия. Их истолкование вне предмета философии всегда относилось и сейчас принадлежит к области исключительной компетенции различного рода мифологизирования, религиозной мистики и произвола фантазии «оккультных наук». Исторические и современные попытки естествознания, математики или социогуманитарных наук выявить и объяснить «первые начала и причины» мирообразования, человеческой жизни и общественной истории не достигают успеха и служат лишь дополнительным источником распространения мистики, скептицизма и иррационализма.
Философия, представляющая возможность увидеть в разумном созерцании внутреннее единство и гармонию многообразия явлений природы и истории, рассматривалась Платоном (427—327 гг. д. н. э.) как величайшее благо, ни с чем не сопоставимый, поистине божественный дар, ниспосланный олимпийцами человеку. И эта оценка едва ли преувеличена, если учесть, что в философии человеческий разум превращается в могущественную творческую силу, которая по своей социально-исторической энергии и масштабам вполне сопоставима с действиями стихийных сил природы, подвигами мифологических героев, свершениями богов языческих и мировых религий. Не случайно, с момента возникновения философии и до наших дней, обращение к доводам разума становится столь же важным аргументом в пользу выбора способов решения конкретных практических задач, как и получение санкций со стороны обычая и традиции, или освященных религией соответствующих предзнаменований.
Согласно такому подходу к развитию философского мышления есть необходимость рассмотреть и выделить основные подходы к пониманию природы и сущности философии, которые всегда носили конкретно-исторический характер и зависели от места, времени и условий ее создания.
Религиозный подход.Суть его, прежде всего в том, что философское знание при таком подходе рассматривается как дар или творение Бога. Соответственно сущность философии в религиозном сознании видится в том, что она есть несовершенное (человеческое) отражение божественной премудрости. Религиозная философия, формировавшаяся в эпоху Средневековья, признает вечную и абсолютную сущность, которая творит человека и мир и которая оказывает решающее влияние на их существование и развитие. Из этого же постулата выводится принципиальное разделение знания и веры с утверждением приоритета веры над знанием.
Соответственно сущность философии в религиозном сознании видится в том, что она представляет собой рациональное средство толкования и разъяснения некоей высшей истины, полученной непосредственно от Абсолютной сущности путем толкования божественного откровения, то есть, задача такой философии – не поиск истины, а рациональное обоснование и подкрепление самой божественной истины. Исходя из этого, в религиозной философии существуют две трудности.
Первая трудность состоит в том, что положения религиозной философии имеют смысл только для верующего человека, а для неверующего они лишены смысла и основания. Вторая трудность заключается в невозможности выяснения того, чтонепосредственно относится к теологии, а где начинается философия.
Идеалистический подход. Суть этого подхода заключается в том, что философия есть продукт деятельности сознания. В зависимости от понимания природы сознания философия трактуется или как продукт деятельности объективно существующего сознания (объективный идеализм) или как продукт сознания субъекта (субъективный идеализм). При этом остается неясным откуда сознание, будь то объективное или субъективное. И поскольку в идеализме этот вопрос остается открытым, то все его философские построения вызывают большие сомнения.
Материалистический Подход рассматривает философию как специфическое, сугубо человеческое знание человека о самом себе, об окружающем мире и о своем месте в этом мире. При таком подходе философия есть специфическая форма отражения, осмысления и понимания человеком самого себя, своего бытия и окружающего мира. Она есть особая форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир, на человека и его место в этом мире.
Мало того, как форма общественного сознания ее содержание и развитие определяется тремя основными группами причин:
1.Конкретно-исторической обстановкой, в которой она возникает и функционирует. Обусловленность философии этой причиной позволяет выделять различные исторические этапы и периоды в ее развитии.
2. Уровнем развития теоретического мышления в целом и уровнем развития естественных, социально-гуманитарных и технических наук в частности.
3. Социально-политическими, нравственными духовными установками в целом. В этом смысле философия в социально неоднородном обществе всегда отражала и отражает интересы, цели и идеалы определенных классов и социальных групп. В силу этого она всегда носит социально обусловленный, партийный характер, причем основными партиями в философии всегда являлись материализм и идеализм.
При таком всестороннем понимании философии человек и мир рассматриваются в ней не изолированно друг от друга, не непосредственно, а сквозь «призму» и на основе изучения взаимоотношений между ними, и в этом смысле, опосредованно. Тем самым создается возможность понимания бытия человека в мире в единстве с бытием мира в человеке, а значит и адекватного определения исходных смысложизненных ориентаций, обусловливающих программу социального поведения людей.
В состав предмета философии включается всеобщее в материальном бытии, всеобщее в бытии человека и взаимоотношениях между ними. Вместе с тем предметом философии в материальном бытии, так же как и в духовной жизни людей, является не всякое всеобщее, а только то, которое связано с отношением к нему человека. Иначе говоря, проблема всеобщего формулируется и исследуется в пределах предмета философии лишь при условии понимания всеобщего как выражения различий духовного и естественно-природного, идеального и материального составляющих содержание понятия «бытия».
Вопрос об отношении мышления к бытию выявляет, что первично: дух или природа. Смысловое поле этой философской проблемы образуют различные отношения человека, наделенного сознанием, к объективному, реальному миру, принципы практических, познавательно-теоретических способов освоения мира. Одним из таких является, например, принцип познаваемостиили непознаваемости (агностицизм) мира.
Данный вопрос является не только основным, но и специфическим вопросом философии. Такие науки, как физика, астрономия, биология пытаются, например, ответить на вопросы: как устроена Вселенная, каковы законы движения элементарных частиц или распространения света, что такое жизнь. Общественные науки (история, политическая экономия, политология) стремятся дать ответы на вопросы, как возникло человечество, каковы законы общественного производства. Есть также психология и логика о мышлении и психической деятельности, как возникают наши представления и чувственные образы, что такое гнев, восторг, печаль, радость, любовь; какими правилами руководствоваться, чтобы наши рассуждения и доказательства не приводили к ошибочным выводам.
Однако ни одна из этих наук не занимается вопросом об отношении человека к миру в целом, т.е. об отношении мышления к материальному миру в целом, к материи, природе. А между тем, ответ на этот вопрос важен не только для ученых-естествоиспытателей и обществоведов, но и политических деятелей, работников правоохранительных органов, всех людей. Например, политическому деятелю, стремящемуся улучшить общественную жизнь, надо знать, с чего начинать социальные преобразования: с изменения сознания людей или с изменения материального общественного бытия, развития промышленного и аграрного производства или рыночных отношений.
В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющее, они составили два противоположных направления: идеалистическое(признание первичности сознания: абсолютной идеи, мирового духа - объективный идеализм; сознание субъекта, отдельного человека- субъективный идеализм) и вторичности материи; материалистическое (признание первичности материи и вторичности сознания как свойства высоко организованной материи).
Существование этих противоположных направлений определяется не только теоретическими причинами, но и социально-экономическими, политическими и духовными условиями развития общества. Сложное взаимодействие бытия и сознания, материального и духовного выросло также из всей человеческой практики и культуры. При этом жизненный опыт большинству людей подсказывает, что в начале наличия мира, существования природы, а потом — людей, способных практически и духовно освоить этот мир. Именно потому подавляющее большинство людей являются стихийными материалистами. Однако в существовании и объективного, и субъективного идеализма нет ничего особенного, а есть только причины исторического и гносеологического характера.
Кроме того, основной вопрос философии имеет и вторую сторону о том, в состоянии ли наше мышление правильно познать окружающий мир. В зависимости от того, какую позицию занимают те или иные философы, они также разделились на два направления. К первому относятся сторонники познаваемости мира (материалисты и значительная часть объективных идеалистов). Ко второму относятся противники познаваемости мира (субъективные идеалисты), которых называют агностиками.
Сущность противоположностей мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы, границы не только их различия, но и тождества, в полной мере обнаруживаются в многообразии взаимоотношений между человеком и миром и становятся доступными рациональному истолкованию и правильному пониманию в пределах предмета философии. Являясь учением в предельных основаниях, то есть изначальных причинах и условиях бытия, философия сосредоточивает внимание на изучении не отдельно взятых, не частных, а всеобщих форм взаимоотношений человека и мира.
Акцентируя внимание на изучении всеобщего, философия редуцирует, сводит все наличное многообразие взаимоотношений между миром и человеком к трем основным типам, или способам освоения мира человеком: практическому, духовному и ценностному (т.е. аксиологическому). Их выделение — необходимое условие предметного самоопределения философии, начала продвижения философского познания по пути раскрытия сущности, предельных оснований бытия мира и человека. Практический, духовный и ценностный способы освоения мира представляют собой всеобщие формы реализации творческой активности человека как субъекта познания и чувственно-предметной деятельности, преобразующего объективную, независимо от него существующую естественно-природную и социальную реальность в соответствие с сознательно поставленными целями. Таким образом, основные способы освоения мира (природы и общества), как объекта творческой активности людей, одновременно служат выражением определенного к нему отношения человека, как субъекта, то есть носителя познавательной и практической деятельности. Изучение природы и специфики субъект-объектных отношений, или отношений мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы в составе практического, духовного и ценностного способов освоения мира человеком является главной задачей философского познания. Ее правильная постановка и решение, то есть выяснение сущности органической связи противоположностей мышления и бытия, духа и природы, сознания и материи, служат источником формирования истинных знаний о мире, месте в нем человека и смысле социальной истории.
2. Предмет, объект и субъект философского познания
Следует различать предмет и объект философии. Философия, по определению ее предмета, есть совокупность теоретически осмысленных представлений о мире, человеке и взаимоотношениях между миром и человеком. Однако, нет нужды доказывать, что и мир, и человек, и взаимоотношения между ними являются объектом не только философского, но и мифологического, религиозного, научного и обыденного сознания, существующих в настоящее время в виде многообразия соответствующих типов знания (т.е. мифологического, религиозного, научного и др.). Известно, например, что человек является объектом исследования целого ряда научных дисциплин — от биологической и медицинской до социальной, педагогической и философской антропологии. Окружающий человека мир природы и общественной жизни выступает в качестве объекта познания для корпуса естественных и социальных наук (от физики и химии до социологии и культурологи). Наконец, мир, человек и взаимоотношения между ними служат объектом мифологического и религиозного мировоззрений.
В связи с этим возникает вопрос, почему, в силу каких причин один и тот же объект отражается в многообразии видов наличного комплекса мировоззренческих, естественнонаучных, социогуманитарных и других знаний? Без ответа на этот вопрос невозможно сформировать сколько-нибудь ясное понимание предмета философии, ее места в системе накопленных к настоящему времени представлений о мире и человеке, а стало быть и о ее роли в решении насущных проблем сегодняшнего дня (теоретических и практических).
Уже в немецкой классической философии (Г.В.Ф. Гегель — 1770—1831 гг.) было строго установлено, что отношение человека к миру как субъекта к объекту не является непосредственным. Оно опосредовано предметной сферой. Оказалось, что в составе отношений между миром и человеком наличествует особое промежуточное звено в виде совокупности предметов, которые характеризуются той же степенью реальности существования как мышление и бытие, но вместе с тем качественно отличаются от них. Предмет является продуктом взаимодействия субъекта и объекта. Любой объект, независимо от его природы, — будь он материальный или духовный, — неизбежно превращается в предмет, как только вовлекается в сферу познавательной или практической деятельности человека. Предмет, как особая вещь, явление или процесс, представляет собой своего рода «сплав» субъективного и объективного, идеального и материального, а стало быть и выступает в качестве специфической и универсальной формы связи, единства противоположностей бытия и сознания.
Предмет философии, также как и предметы любой области знания (естествознание, гуманитарные науки и др.), выделяется из системы явлений, процессов и отношений действительности под влиянием действия абстрагирующей силы мышления и, по существу, представляет собой своего рода теоретическую, «мысленно-вещественную» модель объекта.
Объект (от лат. objectum — бросаю вперед, противопоставляю) философии — все то, что противостоит субъекту философского познания, на что направлена его познавательная активность, то есть существующие независимо от воли и сознания людей, — человек, мир и взаимоотношения между миром и человеком во всем многообразии их субстанциальных, пространственно-временных и процессуальных свойств. Иначе говоря, объект философии включает всю совокупность явлений материального мира, социальной реальности, духовной жизни человека и общества, которые характеризуются единственным свойством, свойством бытия, существования по отношению к субъекту, а значит и сами по себе не дифференцированы, не различимы ни в качественном, ни в количественном отношениях. Отсюда проистекает и общепринятое сугубо внешнее, отрицательное, чисто функциональное определение объекта познания вообще и философского познания в частности как того, на что направлена духовная активность субъекта. Поэтому любые подразделения объектов, их градация оказываются возможными лишь при учете особенностей отношения субъекта к объекту, характера самой направленности философского познания на объект. Имея в виду изменения гносеологического статуса объекта в процессе движения рационального познания в направлении перехода от эмпирического уровня к теоретическому, принято различать эмпирические и теоретические объекты, объекты наблюдаемые и ненаблюдаемые, а также выделять особый класс так называемых абстрактных объектов.
Теоретические, ненаблюдаемые и абстрактные объекты не представляют собой принципиально отличную от эмпирических объектов сферу реальности. Это положение справедливо и для тех случаев, когда речь идет об идеальных объектах, не существующих и не осуществимых в действительности (например, «идеальные газы», «абсолютно твердые тела», «всесторонне развитая личность», «идеальное государство» и др.), а являющихся всего лишь необходимым для построения теоретических знаний способом выделения и рациональной осмысленности некоторых сторон объекта, которые ускользают из поля зрения эмпирического познания, находятся за пределами досягаемости его методов и форм. Вместе с тем, для идеальных объектов, также как и для ненаблюдаемых и абстрактных, могут быть указаны существующие в реальном мире соответствующие естественно-исторические прообразы. Направленность же познания на их выделение и освоение может быть понята как выражение конкретных потребностей и интересов человеческого существования. В конечном счете, объект философии оформляется именно под влиянием насущных потребностей жизни человека.
Объекты философии принадлежат к классу теоретических, непосредственно не наблюдаемых и абстрактных объектов, таких как Истина, Добро, Красота, Справедливость и др. В своей совокупности они образуют особую область умопостигаемой реальности и становятся доступными для изучения и рационального истолкования в пределах предмета философии. Понимание природы Истины, Добра, Красоты, Справедливости, Смысла человеческой жизни невозможно, если оно не опирается на систематическое исследование закономерностей духовного, практического и ценностного способов освоения человеком мира, составляющих содержание предмета философской рефлексии.
Конечно, потребности постижения Истины, уяснения сущности Добра, Красоты, Справедливости, Смысла человеческой жизни и Субстанциональных оснований мирообразовательного процесса определяют направленность не только философского, но и других видов исследовательского поиска (теологического, естественнонаучного, социогуманитарного и др.). Истина, например, является единым объектом рационального познания в физике, биологии, социологии и др. научных дисциплинах, но становится доступной изучению лишь при условии строгого определения данного объекта в качестве предмета исследования соответствующих отраслей знания, каждая из которых не претендует и не может претендовать на всеобщность и универсальность своих выводов. И дело здесь не только в ограниченности узконаучных истин, а в том специфическом способе, каким истина полагается в качестве его предмета.
В силу необходимости выполнения требований антипсихологизма и объективности, вне поля зрения наук о природе и культуре оказывается та сторона истины, которая является продуктом духовной и практической активности субъекта, формой реализации сознательной деятельности преследующего свои цели человека. И если в философии истина рассматривается как всеобщая форма отношения человека к миру, то в физике, биологии, социологии и др. науках она представлена в виде некой изначальной данности, без учета причин (социальных, антропологических и др.) и особенностей методов ее мысленного конструирования субъектом.
Следует подчеркнуть, что неоднозначность способов освоения истины совсем не следует и не может вытекать положение о множественности истин. Истина едина, неделима и для всех отраслей знания одна. Речь может идти лишь о формах ее проявления в зависимости от конкретных условий определения предмета познания. Ошибочные представления о множественности истины всегда были и остаются питательной почвой для постоянного возрождения крайних форм субъективизма и скептицизма, и как следствие этого, распространения одной из наиболее агрессивных видов идеологической репрессии — идеологии так называемого «плюрализма мнений». Масштабность и эффективность заряда ее разрушительной энергии достигаются за счет проведения несложной операции по подмене истины индивидуальными или групповыми «мнениями» с последующим чисто риторическим изображением факта многообразия мнений в качестве показателя достигнутого уровня свободы и творчества.
Абсолютизация как отношений тождества, так и, наоборот, отношений различия между предметом и объектом недопустима, поскольку служит главной причиной распространения субъективизма и безграничного произвола воображения в философском и научном познании.
Субъект (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе, от sub — под и jacio — бросаю, кладу основание) познаниявообще, и философского познания, в частности, — источник и носитель духовной и практической активности (индивид или социальная группа), направленной на объект.
Поскольку философия представляет собой форму общественного сознания, то и отдельно взятый человек, индивид, выступает как субъект, с присущим ему самосознанием, в той мере в какой он овладел достижениями культурно-цивилизационного творчества людей, включая систему средств предметно-практической деятельности, формы языка, логические категории, нормы нравственного поведения, художественно-эстетического восприятия и др. Действительным субъектом философского познания является общество, сложно структурированный, противоречивый, но вместе с тем в высшей степени целостный, живой, а значит чувствующий и мыслящий надындивидуальный организм, осознающий себя и свое бытие в мире в многообразии форм общественного сознания (мораль, наука, право, религия, искусство и др.), к числу которых принадлежит и философия.
Активная деятельность субъекта является необходимым условием выделения и включения тех или иных сторон бытия мира и человека в поле зрения философского познания в качестве его объектов. Поэтому их теоретическое воспроизведение в системе философского знания отражает не только свойства бытия мира и человека как объективной реальности, но, одновременно, обнаруживает очевидную зависимость от форм предметно-преобразующей деятельности субъекта. Иначе говоря, философские знания формируются под влиянием объекта в той же мере, в какой являются продуктом мысленного конструирования субъектом.
Поскольку по своему составу философское знание представляет собой результат органичного синтеза форм духовной активности и объективного содержания, то и решение вопросов о закономерностях происхождения и критериях истинности знаний оказывается непосредственно связанным с задачами выяснения сущности человека как субъекта познания и практики.
Впервые в истории философии проблема субъекта познания была строго поставлена Р. Декартом (1596—1650 гг.), указавшим на принципиальное различие между духовной и физической субстанциями, а стало быть, и между внутренним миром человека и внешним миром объективной действительности. Ограниченность критериев субъективной (логической) достоверности знаний была выявлена Г. Лейбницем (1646—1716 гг.), который выдвинул требование о необходимости эмпирической, опытно-фактологической проверки теоретических представлений и тем самым акцентировал внимание на вопросах специфики субъекта по сравнению с объектом. Однако выделение субъекта из общих связей и отношений действительности, его противопоставление объекту, оставляло открытым вопрос об условиях взаимодействия субъекта и объекта, об источниках и роли творческой активности субъекта в процессах познания мира и человека.
Ответить на этот вопрос возможно лишь в рамках решения проблемы сущности субъекта. Попытки его идентификации с отдельно взятым, изолированным от системы общественных отношений человеческим индивидом никогда не имели и до настоящего времени не имеют успеха, так как ограничивают процесс познания сферой психологических переживаний и, следовательно, исключают возможность рационального истолкования связи между субъектом и объектом. Поэтому вплоть до немецкой классической философии считалось, что объект обнаруживается и воспринимается субъектом сознанием интуитивно, в интеллектуальном или чувственно-эстетическом созерцании.
Первые шаги к преодолению альтернативы субъекта и объекта были сделаны у истоков немецкой классической философии И. Кантом (1724—1804 гг.). В его концепции «трансцендентального субъекта» человек рассматривается не в полной изоляции от каких-либо взаимоотношений с другими людьми, но как связанное с ними естественными, кровными узами родовое существо. Это позволило в определенной мере выйти за пределы чисто психологической трактовки познания, путем выведения общезначимости, и в этом смысле, объективности философских и научных истин, из факта принадлежности субъекта духовной активности к человеческому роду как целостному образованию. Однако, опираясь на понимание человека как родового существа, Кант вынужден констатировать, что объект находится за пределами досягаемости познавательных способностей субъекта, представляет собой абсолютно непроницаемую для мышления и эмпирического опыта «вещь в себе».
Развитие представлений об обществе как особом, реально существующем, на индивидуальном организме и о человеке как социальном существе послужило основой преодоления ложной альтернативы субъекта и объекта. Уже В. Гегель смог показать, что связь между ними обеспечивается посредством механизмов предметной деятельности, и рассмотреть процесс познания с точки зрения достигающегося в нем единства объекта с творчески-созидательной активностью человека.
Сознательное отношение к процессу воспроизведения объекта в системе знаний предполагает, что субъект как носитель языка, логических категорий, предметно-преобразовательных и познавательных операций, является себя осознающим, обладает способностью самосознания. Самосознание служит выражением факта своего рода раздвоения субъекта в силу потребности постоянного сопоставления своих познавательных операций с содержанием познаваемого объекта. Таким образом, посредством самосознания как отношения сознания к самому себе в процессе духовного освоения естественно-природной и социальной реальности субъект достигает целей осознания своего места в мире объектов. Поэтому выдвинутый еще в античности и сейчас в высшей степени актуальный призыв — «познай самого себя!» — может быть реализован только при условии отнесения субъекта к миру объектов за счет проведения мысленной операции по превращению субъекта в объект. Никаких различий в форме восприятия субъектом объектов окружающего мира или самого себя не существует.
Неверными являются как утверждения о непосредственной данности субъекта в процессах самопознания (Р. Декарт, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), так и представления, отрицающие возможность познания сущно
Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 1440;