Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия 2 страница
В эпоху бронзы степную зону занимали земледельческо-скотоводческие племена катакомбной и срубной культур. В лесной зоне были более распространены охота и рыболовство; однако и здесь, в Волго-Окском междуречье, жили оседлые скотоводы фатьяновцы, а восточнее них, в Поволжье - племена абашевцев, знавшие и скотоводство и земледелие.
В бронзовом веке большинство племен занималось одновременно скотоводством и земледелием, однако зачастую тот или другой тип хозяйства был преобладающим. Это вело в конечном итоге к первому крупному общественному разделению труда - явлению, имеющему по своим последствиям в истории поистине революционное значение.
В бронзовом веке в Европейской части России началось формирование племенных союзов. В I тысячелетии до н. э. появляются первые железные орудия. Связанное с ними резкое повышение производительности труда существенно изменило всю структуру общественных отношений. Возникли экономические предпосылки для эксплуатации человека, межплеменной и родовой дифференциации. Наступивший железный век уже неразрывен с кризисом родоплеменного строя, с переходом к его последней форме общественного устройства - военной демократии.
Наиболее развитые культуры раннего железного века известны на территориях России и преимущественно Украины уже в I тысячелетии до н. э. в Причерноморье: они оставлены киммерийцами, скифами, сарматами. В лесной зоне, в Волго-Окском междуречье, с VII в. до н. э. и до начала - середины I тысячелетия н. э. жили скотоводческие племена дьяковской культуры. Они знали и земледелие, но использовали его главным образом для заготовки кормов. Восточнее дьяковцев в Поволжье жили близкие к ним племена городецкой культуры, в Приуралье в VII - I вв. до н. э. - ананьинцы, занимавшиеся земледелием, скотоводством и охотой. Если скифы и сарматы переживали в железном веке разложение родового строя и переход к классовому обществу, то у племен лесной зоны появление железных орудий не привело к столь быстрым переменам в социальных отношениях; они оставались на стадии родового строя.
В лесостепной зоне в середине - второй половине I тысячелетия до н. э. и первой половине I тысячелетия н. э. существовал ряд племен, оставивших археологические культуры, в которых преобладают погребения с трупосожжениями, хотя встречаются и трупоположения. Их нередко объединяли под общим названием культур полей погребения (сейчас это название применяется реже). Среди них можно назвать зарубинецкую и черняховскую культуры. Черняховцы, жившие в Нижнем Приднепровье в первой половине I тысячелетия н. э., применяли уже плужное земледелие, у них были широко развиты кузнечное и бронзолитейное дело. Керамику черняховцы изготовляли на гончарном круге, что свидетельствует об отделении ремесла от земледелия - втором общественном разделении труда, о начале разложения родового строя и перехода к классовому обществу. Эти племена имели связи со многими народами. В их поселениях и погребениях находят много римских вещей, что свидетельствует о широких контактах племен Черняховской культуры.
Ареал распространения зарубинецкой культуры - территория Среднего и отчасти Верхнего Приднепровья. Для этой культуры характерны бескурганные могильники. Основное занятие - земледелие и скотоводство при широком распространении охоты и рыболовства. Орудия труда - железные, тогда как бронза использовалась для изготовления всякого рода украшений.
Таким образом, в эпоху железа значительно отчетливее, чем в предшествующее время, проявляется неравномерность развития разных обществ. На территории России, СНГ сосуществовали племена, находившиеся на разных стадиях развития. В эпоху железа - начала разложения родоплеменного строя стали складываться и основные этнические общности, охватывающие территорию бывшего Советского Союза.
Проблемы происхождения народов, этнических общностей всегда принадлежат к числу наиболее сложных, редко поддающихся однозначному решению. Начало складывания этнической общности, как правило, относится к весьма отдаленным эпохам первобытнообщинного строя, когда еще не появилась письменность. Поэтому исследователь почти лишен возможности судить о языке, на котором говорили племена, оставившие археологические памятники. Язык же служит одним из наиболее существенных признаков этнической общности. Следует иметь также в виду многочисленные миграции племен и народов, смешивание их, процессы взаимной ассимиляции. При изучении этногенетических проблем необходимо учитывать данные целого ряда смежных научных дисциплин - археологии, лингвистики, антропологии и т. д. У нас практически нет в распоряжении материала для того, чтобы судить о языковой и этнической принадлежности племен эпохи каменного века и отчасти энеолита и бронзы, живших на территории бывшего СССР. Мы можем лишь говорить о существовании определенных этнических групп или этнокультурных областей.
Чтобы дальнейшее изложение было понятно, ниже приводятся справочные сведения о классификации языков: лингвистическая классификация легла в основу этнической. Все языки делят на большие семьи, связанные общим происхождением и подразделяющиеся на группы родственных языков. Внутри групп иногда выделяют ветви, некоторые же языки не входят в группы. В настоящем перечне называются лишь наиболее крупные языки, "мертвые" языки указываются в скобках после "живых".
И н д о е в р о п е й с к а я с е м ь я
Славянская группа: восточнославянская ветвь - русский,
украинский, бело русский, [древнерусский]; западнославянская
польский, чешский, сло вацкий; южнославянская - болгарский,
македонский, сербско-хорватский, [старославянский].
Балтийская группа: латышский, литовский, [прусский].
Германская группа: восточногерманская ветвь - [готский];
западногерманская - немецкий, английский, фламандский;
северогерманская - датский, норвежский, шведский.
Романская группа: итальянский, испанский, молдавский,
португальский, румынский, французский, [латинский].
Иранская группа: афганский, иранский, осетинский, таджикский,
[бактрийский, мидийский, парфянский, скифский, хореэмийский].
Вне групп: албанский, армянский, греческий, [древнегреческий].
У р а л о-с а м о д и й с к а я с е м ь я
Самодийская группа: ненецкий и другие языки народов Севера.
Финно-угорская группа: финская ветвь - карельский, финский,
эстонский, коми, марийский, мордовский, удмуртский; угорская
венгерский, мансийский, хантский.
А л т а й с к а я с е м ь я
Тюркская группа: азербайджанский, алтайский, балкарский,
башкирский, ка захский, каракалпакский, карачаевский, кумыкский,
ногайский, татарский, тувинский, турецкий, туркменский, узбекский,
уйгурский, хакасский, чу вашский, якутский, [болгарский
волжско-камский, гуннский, печенежский, половецкий, хазарский].
Монгольская группа: бурятский, калмыкский, монгольский.
Тунгусо-маньчжурская группа: маньчжурский, нанайский,
эвенкийский.
К а в к а з с к а я с е м ь я
Картвельская группа: грузинский.
Адыго-абхазская группа: абхазский, адыгские языки.
Чечено-дагестанская группа: ингушский, чеченский, а также
аварский, даргинский и другие языки народов Дагестана.
Хотя достоверных данных для определения этносов периода неолита и энеолита у нас нет, некоторые сведения все же удалось получить благодаря анализу географических названий. На территории Волго-Окского междуречья имеется большое количество рек, названия которых (Клязьма, Вязьма, Кинешма, Кесьма) кончаются на -жма, -сьма, -зьма и т. п. Ни из индоевропейских, ни из финно-угорских языков объяснить эти названия невозможно. Но вместе с тем распространение этих топонимов совпадает с зоной памятников лъяловской археологической культуры эпохи неолита (III II тысячелетия до н. э.). Названия же других рек региона связаны с угро-финскими и самодийскими народами. Видимо, в позднем неолите и начале бронзового века ими была освоена Восточная Сибирь. В дальнейшем они начали продвижение в Приуралье, в Прикамье и далее на запад. Уж в неолите угро-финские племена занимали Восточную Прибалтику, а в середине III тысячелетия до н. э. распространились по всей лесной полосе Поволжья и Волго-Окского междуречья. С угро-финскими племенами связаны дьяковская, Городецкая, ананьинская и некоторые другие археологические культуры раннего железного века.
Вместе с тем основная часть Восточной Европы была издавна заселена индоевропейцами. Так, предполагают индоевропейское происхождение у племен, оставивших ряд археологических культур, объединенных общим названием культур шнуровой керамики (из них в лесной зоне жили уже упоминавшиеся выше фатьяновцы). Племена шнуровой керамики связаны с будущими балтами, германцами и славянами. В Прибалтике наряду с угро-финскими племенами издавна появились племена балтов.
Другая группа индоевропейцев - племена, говорившие на иранских языках, со времен энеолита заселяли степную зону. Несомненно, ираноязычными были племена срубной культуры. Генетическая связь срубной культуры с древнеямной заставляет предполагать ираноязычность и древнеямной культуры эпохи энеолита. На иранских языках во II тысячелетии до н. э. говорили и многочисленные племена Средней Азии, Казахстана, Сибири (даже в низовьях Иртыша и Оби). Ираноязычные племена жили в Южной Сибири вплоть до начала нашей эры. Наследниками племен срубной культуры были киммерийцы, скифы, сарматы.
Прародиной тюркских народов являются степи Центральной Азии. В конце бронзового и начале железного века они начинают проникать на север, в Сибирь и на запад, к Уралу, в Среднюю Азию и на Кавказ. Однако значительное расширение ареала обитания тюркских племен относится к временам гуннского нашествия и Аварского каганата.
Сложен вопрос об этнической принадлежности культур полей погребения милоградской, зарубинецкой, Черняховской. Многие авторы полагают, что это культуры пра- или протославянские. Так, например, милоградскую культуру сопоставляют с названными Геродотом в качестве соседей скифов-пахарей неврами, которых некоторые ученые также считали предками славян. Но точка зрения о праславянском характере культур полей погребения не является единственной и может на нынешнем уровне изучения вопроса рассматриваться лишь как одна из гипотез. Так, относительно зарубинецкой культуры выдвигается предположение о ее балтском характере, что связано также с большим количеством балтских топонимов в ареале ее распространения. Племена, оставившие памятники Черняховской культуры, принадлежали, по мнению большинства исследователей, к разным этническим общностям. На это указывают различия внутри Черняховской культуры в керамике, в погребальном обряде, в формах жилищ. Считают, что в составе черняховцев были даки (одно из древних индоевропейских племен), скифы и сарматы, готы (германское племя, жившее на южном побережье Балтийского моря, которое в конце II в. н. э. начало движение на юг и в первой половине III в. заняло Северное Причерноморье), а также венеды (славяне). Черняховскую культуру связывают с образовавшимся в первой половине I тысячелетия н. э. готским союзом племен, а общность ее памятников во многом обусловлена культурным влиянием Римской империи.
Особую этногенетическую область представляет собой Кавказ, где горная местность препятствовала большим передвижениям племен. Народы Кавказа в основном автохтоны, т. е. являются исконным населением этих мест, хотя подчас в результате нашествий завоевателей менялась его языковая принадлежность.
Таким образом, в железном веке, последнем периоде первобытнообщинного строя, началось складывание этнической карты нашей страны. Дальнейшие ее изменения были связаны как со славянской колонизацией Восточной Европы, так и с вторжениями кочевников, начиная с гуннов и кончая полчищами Чингисхана и Батыя.
2. СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ И СТЕПНАЯ ЗОНА
ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
в I тысячелетии до н. э. - V - VI вв. н. э.
На обширных территориях Восточной Европы неравномерность исторического развития нашла свое выражение в том, что одновременно с племенами, жившими родовым строем, существовали племена, вступившие в период военной демократии. Связано это было не только с благоприятными природно-климатическими условиями и переходом к более производительным формам хозяйствования, но и с тесными контактами с античной цивилизацией, социальное устройство и культура которой неизмеримо превосходила варварский мир. Последний не выдерживал этого взаимодействия и быстро утрачивал прежнюю родовую монолитность, основанную на общности хозяйствования и распределения.
Одними из первых в Восточной Европе с античным миром столкнулись племена, которым античные авторы дали общее название скифов. Произошло это около VII в. до н. э. Именно с этого времени началась колонизация греками Северного Причерноморья. Вынужденная эмиграция свободных горожан из Греции была вызвана возникающим там относительным перенаселением и острой социальной борьбой. Как правило, новый город основывался выходцами из какого-то одного полиса (города-государства) Греции и сохранял тесные связи со своей "метрополией", хотя и был независимым. Греки создавали свои колонии в населенных местах, где они могли получить от местных жителей рабов и продовольствие, найти рынок сбыта для греческих товаров. Племенная знать покупала у греков дорогие украшения, керамику, оливковое масло, вино, платя золотом, хлебом и рабами.
Первое греческое поселение возникло на острове Березань вблизи Днепро-Бугского лимана во второй половине VII в. до н. э. В VI в. до н. э. выходцы из греческого города Милета (в Малой Азии) основали неподалеку от него, на берегу лимана, город Ольвию (Счастливая). Это был классический греческий полис с демократическим устройством (разумеется, политическими правами пользовались только свободные, рабовладельцы). Правили городом выбранные на народном собрании архонты. Вокруг города находилась земледельческая территория - хора.
В земледельческих поселениях в окрестностях Ольвии жили эллинизированные скифы - эллино-скифы, как называет их Геродот, или "миксэллины", т. е. полуэллины. Некоторые скифы селились в самом городе, занимаясь ремеслом. В 331 г. до н. э., когда Ольвию осаждал полководец Александра Македонского Зопирион, скифы помогли городу отстоять независимость. Для объединения сил при отпоре врагу были частично освобождены рабы и даны права гражданства иностранцам, в том числе, вероятно, скифам, жившим в Ольвии.
Демократической рабовладельческой республикой был и Херсонес Таврический (на территории нынешнего Севастополя), основанный около 422 421 гг. до н. э. Херсонесу принадлежала значительная часть прибрежного Крыма, где были многочисленные усадьбы и земельные участки. Там велось зерновое хозяйство, возделывались виноград и садовые культуры. Рабы были основной производительной силой как в ремесле, так и в сельском хозяйстве. Отношения Херсонеса с коренным населением Крымского полуострова таврами - складывались сложно. У тавров еще не выделилась племенная знать, и они поэтому не были заинтересованы в обмене с греками, которые к тому же вытесняли их с их территории. С таврами и жившими в степях кочевыми скифами Херсонес вел постоянные войны. Город был укреплен, много укрепленных поселений встречалось и рядом с Херсонесом.
Вокруг основанного в первой половине VI в. до н. э. Пантикапея (ныне - Керчь) возникло Боспорское государство (Боспором Киммерийским греки называли Керченский пролив). Боспорское государство было первоначально объединением самостоятельных городов (среди них - Танаис в устье Дона, Фанагория на Таманском полуострове и т. д.). В дальнейшем Боспору подчинилась также Феодосия и некоторые другие города. С самого начала для Боспорского государства была характерна твердая центральная власть. В начале V в. до н. э. должность архонта стала здесь наследственной. Архонт Спарток III (304 - 284 гг. до н. э.) стал уже именовать себя царем. С этого времени можно говорить о Боспорском царстве.
Дальнейшие судьбы рабовладельческих городов-государств Причерноморья можно понять, только обратившись к истории коренного населения причерноморских степей.
На рубеже II - I тысячелетий до н. э. здесь жили кочевники, которых греческие историки называют киммерийцами. Киммерийский союз племен был побежден в VIII - VII вв. до н. э. скифами, родственными среднеазиатским сакам и массагетам. Трудно сказать, был ли скифский союз племен единым по языку, но большинство скифов, видимо, говорило на языке иранской группы. Геродот выделяет у скифов три основные группы: царских скифов, живших в низовьях Днепра и Дона, считавшихся верхушкой союза племен, скифов-пахарей, живших в причерноморских степях и, возможно, в лесостепной зоне на территории нынешней Украины, скифов-кочевников, обитавших на правобережье Дона. В конце VI в. до н. э. скифы успешно отразили попытку персидского царя Дария I завоевать Причерноморье. Вскоре, на рубеже V IV вв. до н. э., у скифов появляются классы и возникает раннеклассовое государство во главе с царями. Это сильное в военном отношении государство сумело противостоять войскам Александра Македонского. У скифов развиваются ремесла (в том числе металлургия), торговля, архитектура. В огромных, достигающих высоты семиэтажного дома курганах (так называемых царских) захоронена верхушка скифской знати вместе с женами, слугами, лошадьми. В курганах найдены выдающиеся произведения скифского и античного искусства.
С III в. до н. э. Скифское царство испытывает натиск сарматов (или правильнее - савроматов), родственных скифам кочевых племен, живших в степях бассейнов Волги и Дона и в Южном Приуралье. Сарматы во II - I вв. до н. э. завоевали значительную часть территории Скифии. В руках скифов остается Крым, где создается новое царство со столицей в Неаполе Скифском на берегу Салгира. К этому времени скифская верхушка была значительно эллинизирована. Скифские цари стремились подчинить себе и греческие города-государства Причерноморья. Царь Скилур на какое-то время завоевал Ольвию.
Наступление скифов побуждало греческие колонии к объединению. Так, Херсонес заключил союз с Боспорским царством. В самом же Боспорском царстве в 107 г. до н. э. вспыхнуло восстание рабов, главным образом скифов, во главе с дворцовым рабом Савмаком. Ему удалось даже захватить на короткий срок царский престол. Восстание подавил понтийский царь Митридат VI Евпатор, присоединив заодно Боспор к своему царству. Удалось ему подчинить себе и Херсонес. Этому государству Митридат помог в войне со скифами и таврами. Он даже захватил и разгромил Неаполь Скифский. Все Северное Причерноморье вошло в состав Понтийского царства. Однако Митридат вскоре погиб в борьбе с Римом, а его сын и наследник Фарнак II (свергший отца с престола) признал было зависимость от Рима. Впрочем, он снова вступил в войну с Римом, но был разбит Юлием Цезарем и затем погиб. Боспорское царство попало в зависимость от Рима и потеряло Херсонес.
В III в. н. э. Боспору удалось освободиться от власти Рима, но в конце IV в. н. э. царство пало под ударами кочевников гуннов. Гибель Боспора была лишь одним из моментов общего процесса упадка античных рабовладельческих государств в Причерноморье. Этому упадку способствовали не только внешние причины, но и кризис рабовладельческой системы хозяйства, вошедшей в противоречие с развитием производительных сил.
Глава II
ЗАРОЖДЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГЕНЕЗИСА
И РАЗВИТИЯ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ
Следующей после рабовладельческого строя стадией развития общества является феодализм. Эта социально-экономическая формация возникала в разных обществах разными путями: нередко на развалинах рабовладельческого способа производства, но не менее, если не более, часто - непосредственно из первобытнообщинного строя. Многие исследователи справедливо указывают на однотипность рабовладельческой и феодальной формаций, для которых характерно существование личной несвободы всех или части непосредственных производителей.
Главные классы феодального общества составляют крупные земельные собственники феодалы и крестьяне. В отличие от рабов феодально-зависимые крестьяне не отделены от средств производства, ведут самостоятельное хозяйство, но часть производимого ими прибавочного продукта отдают феодалу в виде феодальной ренты. Разнообразные виды феодальной ренты можно свести к трем основным формам. Отработочная рента, или барщина, состоит в том, что крестьянин обрабатывает барскую пашню собственными инвентарем и лошадьми. Труд крестьянина на феодала и во времени и в пространстве отделен от работы на себя. При натуральной ренте (натуральный оброк) крестьянин снабжает феодала продуктами своего труда, произведенными в хозяйстве. Наконец, денежной рентой именуют передачу крестьянами феодалу определенных денежных сумм. Эти формы ренты редко существуют в чистом виде, одно и то же крестьянское хозяйство зачастую и работает на барщине и платит как натуральный, так и денежный оброк, но та или иная форма обычно преобладает.
Хотя отработочная рента является наиболее простым видом ренты, она большей частью возникает сравнительно поздно, ибо для ее распространения необходима высокая степень развития товарно-денежных отношений: феодалу должно быть выгодно заводить собственное сельскохозяйственное производство. Для удовлетворения же своих личных потребностей ему вполне достаточно оброка. Развитие товарного хозяйства является предпосылкой и для появления денежной ренты. Таким образом, как для барщины, так и для денежного оброка необходимо, чтобы в стране существовал рынок сельскохозяйственных продуктов.
Общее господство или, по крайней мере, преобладание натурального хозяйства, когда в феодальной вотчине производится большая часть необходимого для жизни, не исключает обмена товарами. Так, сельскохозяйственные орудия крестьянин вынужден покупать на рынке. Вне крестьянского хозяйства производится керамическая и металлическая посуда, идет торговля скотом. Еще более тесно связано с рынком хозяйство феодала. Оружие и защитное вооружение (феодалы были воинами), боевых коней, предметы роскоши, заморские деликатесы для праздничных пиршеств - все это феодал покупает на рынке. Поэтому наряду с основными классами - феодалами и крестьянами - на всех стадиях феодального строя существуют ремесленники и купцы.
Поскольку феодальный крестьянин не отделен от основных средств производства и имеет в постоянном и часто наследственном пользовании участок земли, он не вынужден экономически, как капиталистический рабочий, продавать свой труд эксплуататору. Отсюда вытекает необходимость внеэкономического принуждения, являющегося характерной чертой феодализма. Это внеэкономическое принуждение выступает в самых разных формах, начиная от простой сословной неравноправности вплоть до крепостного права. Но и крепостное право может выражаться и в насильственном прикреплении крестьянина к земле, запрете менять местожительство, и в приближающейся к юридическим отношениям рабства собственности землевладельца на личность крестьянина.
Вместе с тем внеэкономическое принуждение не ограничивается лишь неприкрытым насилием. Характеризуя феодализм, еще К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что тогда существовали "патриархальные, идиллические отношения", писали об эксплуатации, прикрытой "религиозными и политическими иллюзиями". В самом деле, в период генезиса феодализма власть феодала вырастает зачастую из почитаемой и носящей ореол святости власти родоплеменного вождя. Дружины феодалов защищают границы страны от внешнего врага, а удачные военные набеги, способствуя в первую очередь обогащению знати, одновременно приносят некоторую долю добычи и свободным общинникам.
Еще одно существенное обстоятельство заключается в заинтересованности феодала в определенной устойчивости крестьянского хозяйства. Разорившийся крестьянин не может быть объектом феодальной эксплуатации: он неплатежеспособен при господстве натуральной или денежной ренты, у него нет пахотного скота и достаточного инвентаря, чтобы обрабатывать господское поле при отработочной ренте. Поэтому в своих собственных интересах феодал вынужден помогать крестьянам в неурожайные годы, защищать их не только от внешнего врага, но и в конфликтах с соседними феодалами. Эти отношения патроната, заставляющие порой крестьянина видеть в своем феодале защитника и покровителя (особенно на ранней, восходящей стадии развития феодальной формации), также неэкономическим путем принуждают крестьянина отдавать феодалу часть своего прибавочного продукта.
Существенной чертой феодального строя является тесная связь землевладения и политической власти. Феодал выступает не только как землевладелец, но и как "государь" своих крестьян. В разные периоды и в разных регионах он обладает той или иной долей политической власти над крестьянами: выступает в роли судьи по тем или иным делам, сборщика налогов и т. д. Это изъятие феодала из системы общегосударственных налогов и судопроизводства обеспечивает ему власть над крестьянами и носит название феодального иммунитета.
С феодальным иммунитетом тесно связаны специфический характер феодальной собственности на землю и феодальная иерархия. Это была собственность сословная и неполная, поскольку только при капитализме земельный собственник может поступать с землей так, как всякий товаровладелец со своим товаром. Феодальная собственность на землю носила расщепленный характер. Монарх (король, император, великий князь и т. п.) был верховным собственником всей земли в своем государстве и вместе с тем имел собственные, личные земли - домен. В свою очередь его вассалы герцоги, графы, удельные князья - имели свои владения, где были верховными собственниками на землю, и свои домены. Их вассалы - бояре, бароны и т. д. - также владели вотчинами на правах, пожалованных сюзеренами. Это явление носит название феодальной иерархии. В разных вариантах развития феодальных отношений, в разные периоды феодальная иерархия может быть четкой и многоступенчатой, а может быть и слабо выраженной.
Феодальный способ производства был шагом вперед по сравнению как с рабовладельческим, так и с первобытнообщинным строем. Он обеспечивал большую производительность труда, развитие производительных сил.
2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДОФЕОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Вопрос о времени появления славян на Балканском полуострове, в Центральной и Восточной Европе принадлежит к числу самых дискуссионных в исторической науке. Трудности здесь объективные: археологические источники не дают сведений о языке населения и, следовательно, не позволяют этнически идентифицировать археологические культуры; трудно положиться на сведения греческих и византийских авторов. Так, известия о венедах и антах, которых многие историки и археологи относят к славянам, достаточно спорны. Существуют веские основания считать, что античные историки в данном случае говорили о кельтских или германских племенах.
По предположению ряда исследователей, 2 - 1,5 тысячи лет до н. э. от миграционной волны индоевропейцев отделились племена, говорившие на близких балто-славянских диалектах. Они заселили Центральную и Восточную Европу. До сих пор не удалось определенно установить, какие именно археологические культуры II - I тысячелетия до н. э. связаны с протославянами, и отделить их поселения от предков балтов. Более определенными становятся поздние археологические памятники, которые к середине I тысячелетия до н. э. носят уже несомненно славянские черты (низовья Днепра).
Данные исторической лингвистики свидетельствуют, что балто-славянская языковая общность сохранялась чрезвычайно долго и лишь к V в. до н. э. разделились собственно славянские и балтские племенные диалекты. Топонимика дополняет и усложняет эту картину. Ее данные позволяют говорить о значительном пласте названий неславянского происхождения на территории Восточной Европы. Так, для степной зоны характерны гидронимы (названия рек) иранского происхождения, оставленные скифами и сарматами, - Дон, Днепр, Днестр и т. д. В междуречье Оки и Волги преобладают угро-финские названия (на языках угро-финской группы говорят сегодня мордва, марийцы, эстонцы, карелы, коми и т. д.). Многие названия рек Белоруссии, Северной Украины, Московской, Смоленской, Калужской, Тульской областей свидетельствуют о том, что здесь некогда жили народы, говорившие на балтских языках (из них сегодня существуют литовский и латышский).
Многие исследователи полагают, что на большей части территории Восточной Европы славяне появляются в VII - VIII вв. н. э. Археолог И. И. Ляпушкин высказал предположение, что продвигались они двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север - с побережья Балтийского моря. В последнее время высказано аргументированное предположение, что заселение Севера (будущей Новгородской земли) славянами относится к более раннему времени, чем освоение Приднепровья, - к V в. Но и эта точка зрения не стала общепризнанной. Окончательное решение проблемы славянского этногенеза пока еще дело будущего.
Вне зависимости от того, являются ли восточные славяне автохтонами (т. е. исконным населением) Восточной Европы или пришельцами, в VII VIII вв. они уже составляли значительную часть населения этой территории. Именно в это время славяне постепенно осваивают покрытые густыми, почти таежными лесами пространства Восточной Европы. Проникновение земледельческих славянских племен в эти края было не завоеванием, а медленной инфильтрацией. Плотность населения здесь была настолько мала, что пришельцам не приходилось вступать в конфликты с местными жителями. Высокая земледельческая культура славян, приобретенная на плодородных землях юга, воспринималась коренными жителями. Мирное сотрудничество славян с балтским и угро-финским населением приводило постепенно к ославяниванию значительной его части. Исследования антропологов показывают, что предками современных русских, украинцев и белорусов являются не только славяне, но и древние угро-финны и балты.
Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 447;