Душевная болезнь
Невозможно ни описать, ни перечислить все разнообразнейшие муки душевнобольных людей. Как в летнюю пору, в сильнейший полуденный зной комары больше всего вертятся, так в разгоряченном мозгу этих бедных являются самые безрассудные мысли. Одни ненавидят свое прежнее любимое занятие, другие не желают больше молиться. Одних одолевает ненависть, ужас перед людьми, других — ненависть к самим себе, и они хотят лишить себя жизни.
У всех больных, посетивших меня за эти 35 лет, я всегда находил причину болезни. Страдание было наследственное, т.е. существовало уже с детства в зародыше, или же оно обусловливалось болезнями *, а также образом жизни (Древние говорили, здоровый дух живет только в здоровом теле.).
Во все время моей практики у меня не было ни одного случая, при котором не помогли бы естественные средства, примененные правильно.
Вот пример: брат приводит сестру, которая утверждает, что у нее в груди злой дух. Она знает много о дьяволе — так она говорила - но дьявол знает о ней все, даже все ее самые сокровенные мысли; он царствует, руководит и владеет ею. Брат ее глуп, еще глупее священник, а глупее всех — врач. Почему? «Потому, что они все твердят мне, чтобы я выбросила бы все это из головы, бросила бы свои глупости и слушалась бы их. Раз дьявол овладел кем-нибудь,— прибавила еще больная,— то голова уже теряет власть». Трудно, право, передать, как эта больная была настроена против трех названных лиц.
Если б они молчали,— они ведь видели, кто перед ними — больная не была бы в таком возбужденном состоянии, и мне было бы легче взяться за дело. С такими больными нужно прежде всего обходиться умело. Я не возражал ей ни словом и сказал только: «Да, конечно, у тебя внутри что-то неладно». Больная осталась этим очень довольна, и я склонил ее на свою сторону. Она сейчас же стала ко мне доверчивее, что видно из ее ответа: «Кто не хочет верить, что у меня внутри сидит дьявол, тот не сможет его выгнать».
Это доверие самое важное, по-моему: больная уже наполовину излечена. Она принимала все, что только я ей давал, в точности исполняла все назначенные мной применения воды. Через 6 недель она была совершенно здорова.
Конечно, каждому было бы очень интересно узнать, что было с этой больной. Она находилась в постоянном волнении. Лицо у нее осунулось, ноги и руки были холодны; на груди она чувствовала какую-то тяжесть; всякая пища была ей противна. Вся кровь как будто прилила к груди.
Прежде всего нужно было привести в порядок циркуляцию крови и вызвать таким образом в организме равномерную теплоту, нормальную жизнедеятельность. Для этого больная должна была ежедневно стоять в холодной воде до колен каждый раз по 2 минуты и сейчас же после этого быстро ходить, чтобы скорее согреть таким образом ноги; затем точно так же держать 2 раза в день обе руки в воде, а после этого постараться согреть их какой-нибудь работой. Далее два раза в день ей делали в постели сильные обмывания спины, груди и живота водой с уксусом. Все эти довольно слабые применения воды повторялись в течение 2 недель. Сильного возбуждения уже у нее не было, хотя дьявол вес еще сидел в се голове. Лицо несколько оживилось. После 2 недель я назначил ей процедуры уже посильнее. Вольной делали нижнее обертывание попеременно с полуваннами (всегда по 1/2 минуты с последующим обмыванием верхних частей тела) и испанский плащ; все эти применения делали в продолжение 3 недель. После 3 недель лечение закончилось еженедельным полным обмыванием и коротким обертыванием. Таким-то образом и был изгнан дьявол: вместо прежнего постоянного возбуждения наступило полное спокойствие.
Одни бедные люди привели ко мне своего сына 10 лет и рассказали следующее: «Всякий раз, как только начинают звонить на колокольне, мальчик поднимает крик и произносит ужаснейшие проклятия и ругательства, каких нам еще никогда не приходились слышать. Он ругается так до тех пор, пока все уже не войдут в церковь. Тогда он перестает. Но как только после богослужения покажется из церкви первый человек, он начинает снова свои проклятья и не умолкает до тех пор, пока он видит хоть одного человека. Когда мы молимся, он ругается, когда мы кончаем молиться, он тоже перестает. Это просто ужасно! Что мы ни делали, ничто не помогает, а меньше всего уговаривание; напротив, это его еще больше бесит. Раз он так схватил руками свою мать, так стал трясти ее, что было просто удивительно, откуда берется у мальчика столько силы. Мы уже спрашивали многих врачей, но никто не помогает.»
Мальчик выглядел как-то особенно: мертвенно-бледный цвет лица, черты лица в высшей степени дикие; волосы постоянно вверх, как иглы у ежа. Я хотел пощупать его руки, и он чуть не вцепился мне в лицо.
С самого начала я нашел эту болезнь вполне естественной и на этот раз не ошибся; за 6 недель мальчик совершенно исцелен. Я велел ежедневно на 1—1 1/2 часа надевать на мальчика рубаху, смоченную в воде с уксусом, а также ежедневно по разу обмывать все тело смесью воды и уксуса. И то, и другое продолжали делать 2 недели. В третью неделю он один день надевал вышеописанную рубаху, а другой — принимал получасовую теплую ванну в 35 градусов, попеременно с холодной (полминуты), на третий же день ему делали полное обмывание. Все это повторялось и в продолжение 4-й недели. В 5-ю неделю он надевал только мокрую сорочку, в 6-ю (т. е. последнюю) он принимал теплую ванну, сопровождавшуюся быстрым холодным обмыванием.
Перемена к лучшему была заметна уже скоро. Совершенно холодный мальчик снова стал теплым, аппетит вернулся, и он с удовольствием ел молочную и мучную пищу, которую ему с радостью предлагали бедные родители. Всякое безумие совершенно прошло.
Может быть, у кого-нибудь из читателей возникнет вопрос: почему же этот священник не применяет к таким больным обливаний, тогда как во всех наших домах для умалишенных, особенно к буйным больным, применяют главным образом души и т. п. Мне кажется, что охотник, желающий выманить лисицу из ее норы, не должен стрелять прямо перед норой. Лучше воспользоваться для этого какой-нибудь приманкой (курицей или поросенком), заставить этим хитрую лисицу выйти из своего убежища.
Послушай, мой любезный читатель! Там, где находится болезнь, там же и болезнетворные вещества. Растворить и выделить их — значит выманить и поймать лисицу; душ не растворяет и не выделяет. Но раз все растворено и выделено, тогда более легкий душ имеет смысл, тогда и я охотно применяю его.
Лет 9 тому назад пришла ко мне одна девушка и рассказывает следующее: «Мой брат вот уже год находится в доме для умалишенных. Его признали неизлечимым. Теперь и у меня появляются признаки той же болезни, что и у брата. Я до сих пор служила, но теперь должна была оставить место, потому что не могу больше работать. Если мне не помогут, я скоро тоже попаду в дом умалишенных».
Расспросив ее, я узнал, что аппетит у нее временами хорош, временами же очень плох, вообще изменчив; что, как только прекращается сильная ломота в членах, наступают такие же сильные боли в груди; что бывшие до сих пор у нее густые длинные волосы чуть не на половину уже выпали. Для меня сейчас же стало ясно, что причиной ее болезни являются испорченные соки и что вернейшим признаком их полного выделения послужат вновь выросшие на полуголом черепе волосы.
Больная делала одно за другим следующие применения воды: сначала в течение 3 недель ежедневно мокрая рубаха, смоченная в соленой воде или же в воде с уксусом; точно также ежедневно теплые полуванны с сильным холодным обмыванием верхней части тела (продолжающимся самое большее 1 минуту); было летнее время, и она ходила ежедневно босиком по росе. После этих 3 недель она принимала теплые ванны попеременно с холодными, затем нижнее обертывание (для этого пользовались мешком, смоченным в отваре сенной трухи). Все лечение до полного выздоровления продолжалось 3 месяца. Сильный рост волос указывал на полное излечение. Эта девушка впоследствии вышла замуж и до сих пор здорова.
Один священник приехал ко мне, удрученный тем, что он — так ему казалось — не может уже более исполнять свои обязанности. Его состояние, выражавшееся в тоске, дурном расположении духа, неспособности к умственным занятиям, уже однажды побудило соседних священников поместить этого беднягу в больницу. Здесь он пробыл несколько недель и возвратился домой несколько успокоенным, но все-таки еще не совсем здоровым. Он спрашивал у меня совета, как ему поступить: оставить ли ему приход или нет, и вообще что ему делать? Выглядел он свежим, здоровым, сильным. У таких больных такой вид легко вводит в заблуждение. Если несколько поближе вглядеться, то легко заметить, что глаза мутны, лицо бледно.
Применения воды были следующие: паровая ванна для головы и ног, холодное верхнее и нижнее обливание, частое хождение по мокрым камням или стояние в воде 3—4 минуты. Через несколько дней он стал принимать теплые ванны попеременно с холодными верхним и нижним обливанием. На 6-й день лечения водой на спине появилась синеватая сыпь. И чем больше ее становилось, тем лучше чувствовал себя больной. Когда все болезненные вещества были выделены, священник выздоровел. Все лечение продолжалось 2 недели.
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 773;