Основы педагогики 18 страница
Жилищные и материально-бытовые условия семьи;
Структура семьи и ее количественный состав;
Наличие в семье обоих родителей – отца и матери;
Отношение родителей к детям;
Выполнение родителями функций материнства и отцовства;
Духовное единство семьи;
Моральное единство семьи;
Трудовой характер семьи, атмосфера трудолюбия;
Авторитет родителей;
Семейные традиции, обычаи и обряды;
Культура общения родителей с детьми;
Уровень педагогической культуры родителей.
Жилищные и материально-бытовые условия семьи. При отсутствии жилья семья может существовать, но семейная жизнь, несомненно, утрачивает свою цельность. Хотя семья представляет духовное и моральное объединение, она базируется на внешнем жилищном объединении (дом, квартира) и должна иметь соответствующие материально-бытовые условия. Они существенно влияют на планирование и развитие семьи, установки родителей относительно численности детей в семье, направления жизнедеятельности семейного коллектива. Значительная часть семей уменьшает деторождение, что приводит к негативному влиянию на процесс семейного воспитания. В семьях с одним ребенком нередко появляются сложности и проблемы в морально-эмоциональном воспитании единственного ребенка, развитии у него навыков общения, межличностных отношений, организации детской жизнедеятельности, осуществлении воспитательных функций отца и матери.
Структура семьи и ее количественный состав.
В последние 10-15 лет в Республике Беларусь заметно сократились размеры семьи. В абсолютном большинстве преобладает тип простой (нуклеарной) семьи, которая состоит из мужа, жены и одного-двух детей (около 70% от общей численности белорусских семей). Появилось большое количество неполных семей (12,5% от общей численности семей). Нормы и стандарты поведения и взаимоотношений в неполной семье не могут быть примером для подражания. Основные взгляды и представления о создании, формировании будущей семьи молодежь приобретает в родительской семье, беря за образец распределение ролей, прав и обязанностей, взаимную поддержку и сочувствие, организацию домашнего труда, хозяйства, семейного быта и отдыха.
Неполная семья – это малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать-отец, отец-дети, мать-дети, дети-бабушки и дедушки. В неполной семье нарушен психологический климат, для нее характерны большая изолированность и оторванность от окружающего мира. Чаще всего неполная семья – это мать с одним или двумя детьми. В такой семье мать вынуждена выполнять множество несвойственных ей чисто мужских функций и ролей, в результате чего дети получают одностороннее воспитание. В преобладающем большинстве специфичность жизнедеятельности неполных семей негативно влияет на воспитание ребенка (значительно реже детей):1) деформирует его морально-эмоциональное развитие (особенно когда мать впадает в две крайности: или все внимание уделяет единственному ребенку или, наоборот, начинает заботиться о нем значительно меньше, нежели раньше); 2) приводит к появлению у детей таких отрицательных качеств и черт, как замкнутость, недоверие, эгоизм, недисциплинированность, упрямство, равнодушие; 3) уменьшает круг знаний, интересов, увлечений, умений; 4) сужает сферу и вид взаимоотношений и общения, их многообразие; 5) закладывает в сознании детей деформированные и искаженные представления о супружестве и семье.
Как свидетельствуют данные педагогических исследований, и успеваемость детей во многом зависит от брачно-семейных отношений, от стабильности или дезорганизации семьи. Естественно, что в полных семьях легче и качественнее осуществляется контроль за поведением детей. Неслучайно, что среди несовершеннолетних правонарушителей большая часть приходится на выходцев из неполных семей.
Наличие в семье обоих родителей – отца и матери. Отсутствие одного из родителей приводит к изменениям во внутрисемейных отношениях, к существенным нарушениям характера жизнедеятельности взрослых и детей, к трудностям и осложнениям в воспитании детей. Изучение показывает, что роль матери и отца в семье как воспитательном микроколлективе большая, но не равноценная. Матери от природы отведена более значимая, глубинная роль в семейном воспитании. Она обусловлена только ей присущими функциями: а) создавать и сберегать семью; б) пробуждать у мужчины-отца и детей чувства родственной любви и кровных связей; в) осуществлять неразрывные семейные связи, в основе которых находятся физиологические «контакты» матери с ребенком, который еще не родился. Мать в отличие от отца более остро чувствует (ощущает) эти связи, либо она живет одной жизнью с ребенком, организм которого развивается в естественной зависимости от материнского. В этой остроте и непосредственности ощущения связи женщины-матери с ребенком, семьей и заложены ее бесценные возможности в воспитании будущего человека.
Отношение родителей к детям. Чувства и отношения родителей к детям содействуют: 1) укреплению прочности и жизнедеятельности семьи; 2) занятию в семье женщиной-матерью, которая более тесно связана с детьми, ведущего положения и позиций; 3) обогащению жизнедеятельности семейного микроколлектива; 4) процессу передачи материальных, моральных, культурных ценностей старшего поколения молодому.
Выполнение родителями функций материнства и отцовства. Дети и чувства к ним являются в отношении супругов тем основным фактором, который делает эти отношения благородными; появление детей преобразует соединение полов в более или менее устойчивый союз морально-этического и трудового характера.
Одна из самых специфических, ответственных и больших задач женщины, которую никто и никогда ничем не заменит, – это ее как физическое (биологическое, т. е. природный материнский инстинкт), так и духовное материнство. Такая задача женщины-матери определяется самой природой, продолжением человеческого рода, вечными общечеловеческими ценностями. Исследования показывают, что особенности материнского воспитания заключаются в: 1) развитии эмоциональной сферы ребенка посредством чувства любви и привязанности (природный материнский инстинкт), участие, сопереживание, сочувствие родным, близким, окружающим людям; 2) формировании через самое непосредственное общение с ребенком доброты, сердечности, милосердия, чуткости, нежности, правдивости, искренности; 3) возможности помочь ребенку приобрести первый положительный жизненный опыт через общение, игру, труд, познание; 4) создании благоприятной семейной атмосферы, которая содействует воспитанию и развитию ребенка.
Отцовство не менее значимо в воспитании детей, нежели материнство. Положительная сторона отцовского воспитания заключается в: 1)развитии у детей ответственности и требовательности к себе и другим; 2) формировании у детей, особенно у мальчиков, таких положительных «мужских» качеств, как мужество, упорство, решительность, трудолюбие, инициативность; 3) воспитании чувства ответственности перед семьей, родными, соотечественниками, обществом; 4) воспитании уважения к матери, женщине, маленьким детям, готовности защищать их и свое достоинство.
Духовное единство семьи. Семья испытывает потребность не только в родственном объединении, в родительских отношениях к детям, в материально-бытовых условиях, но и в духовном единстве ее членов. Дух, духовная атмосфера семьи обусловлена наличием родственных чувств, взаимными связями членов семьи, осознанием зависимости перспективы жизни и судьбы каждого представителя семейного микроколлектива. Нормальная семья, которая благоприятно влияет на воспитательный микроколлектив, всегда представляет собой духовную среду. И тем не менее исследования показывают, что из множества моделей жизнедеятельности семьи выделяются две наиболее характерные: первая – с ориентацией родителей главным образом на материальные запросы и интересы, вторая (даже нередко при слабых материальных условиях) – на духовное развитие детей и других членов семьи. В семейном воспитании важно ориентироваться именно на вторую модель, не забывая, естественно, и материальные интересы.
Моральное единство семьи. Моральное единство семьи проявляется в: 1) заботе мужа (отца) о жене и детях; 2) заботе жены (матери) о муже и детях; 3) чувстве любви и уважения детей к матери и отцу, благодарности им за заботу, помощь и защищенность; 4) помощи детей родителям (бабушке и дедушке), другим членам семьи. Все эти чувства и проявления, которые основаны на родственности и родительском инстинкте, играют огромную роль в воспитании ребенка человеком, тружеником, семьянином.
Трудовой характер семьи, атмосфера трудолюбия. Этот фактор наиболее существенно влияет на другие, особенно на духовное и моральное единство семьи. Именно честный труд всех членов семьи, атмосфера трудолюбия воспитывают моральные отношения, чувства, мотивы у детей, являются естественным средством формирования их многих положительных качеств (честности, доброты, гуманного отношения к родителям, другим людям).
Авторитет родителей. Авторитет родителей – это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, которое основано на уважительно-доверительных отношениях ребенка к суждению отца и матери.
Потребность в авторитете и матери, и отца присуща детям всех возрастов. Его значимость возрастает для юношей и девушек, которые, хотя и критически относятся к родителям, тем не менее при решении жизненно важных проблем ориентируются на мнение матери или отца.
Особых «методов» создания родительского авторитета в семье нет, он является результатом постоянного естественного образа жизнедеятельности матери и отца и зависит от стремлений, чувств, привычек, мотивов поведения и деятельности родителей; характера взаимоотношений между матерью и отцом; правильных отношений и общения родителей с детьми; ответственности родителей за воспитание детей.
Практика показывает, что достаточно большая категория родителей допускает типичную ошибку, когда видит свою задачу в том, чтобы дети беспрекословно им подчинялись. Такие авторитарные отношения (когда идет полное подчинение ребенка власти и воле родителей), которые будто бы, на первый взгляд, не требуют от родителей особых педагогических умений, приводит к отрицательным результатам в семейном воспитании: у детей формируется комплекс отрицательных качеств (безинициативность, слабоволие, безответственность, неумение принимать самостоятельные решения, активно действовать в сложных жизненных ситуациях и др.).
Семейные традиции, обычаи и обряды. Они играют важную роль в возобновлении (воссоздании, воспроизведении) культуры народа, его духовной жизни, в формировании у детей привычек и навыков деятельности и поведения. Под семейной традицией понимается устойчивая форма семейной жизнедеятельности (отношений и поведения), которая передается от родителей и старших членов семьи детям. С помощью традиций происходит «трансляция» детям знаний, взглядов, идеалов, убеждений, вкусов, преданий, нравов, обычаев и т. п. Обычай как форма реализации семейных традиций служит для сохранения и передачи от родителей детям установленных правил поведения и деятельности в конкретных ситуациях. Обычаи сопровождаются разнообразными обрядами – специфическими действиями, цель которых заключается в том, чтобы «при помощи эмоционально насыщенной символики содействовать прочному усвоению социального опыта».
Культура общения родителей с детьми. Взаимодействие родителей с детьми в процессе семейного воспитания осуществляется через общение – весьма тонкое и деликатное средство воспитания. С его помощью родители формируют моральную мотивацию поступков ребенка, включают сына или дочь в полезную семейную и общественную деятельность, обогащают опыт детских переживаний, что положительно влияет на все сферы развития личности. Общение родителей с детьми делает процесс воспитания естественным, неприметным, ненавязчивым и достаточно действенным. Следовательно, родители должны владеть культурой общения, которая в комплексе предусматривает наличие общей культуры, знаний об общении как средстве воспитания, его функциях и стилях, а также основных психолого-педагогических умениях: 1) быть постоянно внутренне подготовленными к глубокому и тонкому пониманию потребностей ребенка; 2) понимать состояние детей и правильно оценивать их поступки и действия в каждой конкретной ситуации; 3) эмоционально отзываться (реагировать) на их состояние, поступки, поведение; 4) выбирать способы и формы общения с учетом возраста и психологических особенностей детей; 5) адекватно оценивать себя и свои действия, управлять своим эмоциональным состоянием; 6) владеть методикой общения.
Уровень педагогической культуры родителей в значительной мере влияет на успешность выполнения семьей ее воспитательной функции.
Уровень педагогической культуры зависит от многих других факторов, среди которых в первую очередь выделяются общая культура, гражданская направленность личности, профессиональная подготовленность, жизненный опыт, индивидуальные особенности родителей.
В педагогической культуре важнейшей составной частью является педагогическая подготовленность родителей, т. е. приобретение ими: а) конкретных знаний, прежде всего по психологии и педагогике, а также по медицине, физиологии, гигиене, генетике, праву, этике и т. п.; б) определенных навыков, которые приобретаются в практике семейного воспитания.
В процессе семейного воспитания родители осуществляют такие виды педагогической деятельности, как конструктивную, организаторскую и коммуникативную. Конструктивная деятельность родителей предусматривает определение цели и задач семейного воспитания, выбор путей, форм и методов воспитания детей, а также проектирование своей собственной деятельности и поведения. Конструктивная деятельность осуществляется с помощью организаторской, которая включает: 1) организацию жизнедеятельности детей (режим, труд, учеба, досуг, общение, оздоровление и т. п); 2) организацию собственной деятельности (семейный, производственный, общественный труд, воспитание детей, отдых, психофизическая реабилитация). В процессе осуществления первых двух видов деятельности устанавливаются взаимоотношения между отцом и матерью, родителями и детьми, детьми, между членами семьи и окружающими людьми (коммуникативная деятельность).
Педагогическая культура предусматривает важнейшее умение родителей соединять настоящую любовь с разумной требовательностью к детям.
Важным компонентом педагогической культуры является педагогический такт родителей, т. е. их умение внимательно относиться к детям, быть чуткими, справедливыми и требовательными.
Повышение педагогической культуры родителей особенно интенсивно осуществляется в процессе непосредственной воспитательной деятельности в семье, в совместной деятельности семьи и детского сада, семьи и школы.
Важное направление повышения педагогической культуры – самообразование родителей, которое осуществляется с помощью:1) участия родителей в семейном и общественном воспитании детей; 2) постоянного изучения психолого-педагогической литературы; 3) психолого-педагогического консультирования у специалистов и самостоятельного внедрения их рекомендаций и советов в процессе семейного воспитания.
Роль семьи в развитии личности ребенка
Семья как субъект социализации и воспитания растущей личности.
Семья - сложнейшая подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции. Это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Проблемы семейного воспитания, взаимодействия школы и семьи в воспитании детей были предметом изучения многих педагогов. Так, В.А. Сухомлинский (1918-1970) создавая гуманистическую воспитательную систему Павлышской средней школы, исходил из признания огромной роли семьи в воспитании учащихся. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными», - утверждал В.А. Сухомлинский. «Будьте воспитателями ума своего ребенка, учите его мыслить», - советовал он родителям. Центральное место в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского занимает вопрос об организации взаимодействия семьи и школьного коллектива в воспитании учащихся. По его мнению, только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье. В Павлышской школе использовалась развернутая система средств укрепления отношений между детьми, родителями и педагогами: организация совместных дел родителей и детей, ознакомление с трудом родителей непосредственно на месте работы, изготовление подарков родителями (выращивание цветов, праздники чествования родителей и т.п.), стенды, посвященные матерям и другое. Согласно концепции В.А. Сухомлинского, любые нравственные, гражданские идеи ребенок должен соотносить прежде всего с атмосферой, образом жизни семьи, с социально-нравственными взглядами и убеждениями родителей.
В истории педагогики существовали разные точки зрения на соотношение семейного и общественного воспитания. В настоящее время важнейшим принципом гуманистической педагогики признано утверждение о гармоничном сочетании семейного и общественного воспитания, при этом родители признаются первыми и важнейшими воспитателями ребенка.
Роль семьи в воспитании ребенка не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, закладываются основы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Семейное воспитание (как воспитательная деятельность родителей) – это взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении и защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития. Исследователи выделяют разные функции семьи.
1. Репродуктивная функция (функция продолжения человеческого рода, потребность иметь и растить детей).
2. Хозяйственно-экономическая функция: ведение общего хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей, материальное обеспечение и забота о нетрудоспособных.
3.Организация досуга, рекреационная и психотерапевтическая функция.
4. Функция первичной социализации (первая социальная группа, влияющая на формирование личности ребенка, постепенное введение ребенка в общество, обучение ребенка социальному опыту, культуре, традициям страны, в которой он родился и живет)
5. Воспитательная функция семьи (создание условий для формирования личности каждого члена семьи, передача, усвоение и воспроизведение социального, трудового опыта, нравственных норм и духовных ценностей).
Особая значимость семейного воспитания обусловлена:
· глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания: оно строится на кровном родстве, родительской любви к детям и ответных чувствах детей к родителям;
· постоянством и длительностью воспитательных воздействий родителей, других членов семьи в самых разнообразных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день;
· наличием объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи.
Семейное воспитание – сложная система, на которую оказывают влияние множество внутренних и внешних факторов. Выделяют четыре основные группы внутренних факторов, обуславливающие жизнедеятельность семьи и, следовательно, семейное воспитание.
· Социально-культурные факторы. К ним относятся: гражданская позиция, ответственность родителей за воспитание детей, выполнение родителями функций материнства и отцовства; микроклимат семьи, непосредственно влияющий на эмоциональное самочувствие и благополучие всех членов семьи; уровень образования и профессиональной квалификации родителей; общая культура семьи. Не меньшее значение имеют такие факторы семейного воспитания, как духовное, моральное единство семьи, ее трудовой характер, авторитет родителей, семейные традиции, обычаи, культура общения родителей с детьми и уровень сформированности педагогической культуры родителей. Педагогическая культура родителей – степень осознания и понимания родителями ответственности за воспитание детей; уровень овладения знаниями о развитии и воспитании детей разного возраста; практическими умениями и навыками организации жизнедея-тельности, воспитания и обучения детей в семье; реализация продуктивной связи с другими образовательными институтами.
· Социально-экономические факторы определяются имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание ребенка требует серьезных материальных затрат на его содержание, образование, здравоохранение, удовлетворение культурных и иных потребностей. Приток женщин на рынок труда также осложняет условия семейного воспитания.
· Технико-гигиенические факторы. Характеризуют воспитательный потенциал семьи в зависимости от места и условий (жилищных, материально-бытовых и др.) проживания, особенностей образа жизни семьи. Например, различаются по воспитательным возможностям сельские и городские семьи.
· Демографический фактор. Структура и состав семьи (количество детей, наличие обоих родителей, других родственников и т.п.) также определяют особенности воспитания.
К внешним факторам относятся (В.В. Чечет): социально-экономические, политические, экологические условия; углубление процессов технизации и материального потребительства; увеличение числа разводов и снижение численности браков; снижение рождаемости и рост смертности; степень интеграции усилий семьи, учреждений образования, общества и государства. В настоящее время государство проводит социальную политику, направленную на поддержку института семьи, на охрану прав материнства и детства. Вышесказанное позволяет обосновать цели и задачи семейного воспитания .
Исследователи проблем семейного воспитания (Т.А. Куликова, В.В. Чечет и др.) выделили принципы семейного воспитания: гуманное отношение к ребенку; оказание помощи ребенку, готовность создавать условия для его разностороннего развития; вовлечение детей как равноправных участников в жизнедеятельность семьи; социальная направленность семейного воспитания; оптимистичность, открытость и доверительность взаимоотношений в семье; последовательность и согласованность родителей в своих требованиях к ребенку; запрещение физических наказаний и наказаний, морально унижающих ребенка.
Содержанием семейного воспитания так же, как и содержанием воспитания в других воспитательных институтах, является базовая культура личности, ценности и ценностные отношения, принятые в обществе. Все известные методы и приемы воспитания могут быть применимы и в практике семейного воспитания. В качестве приоритетных можно выделить такие методы, как пример, приучение, игра, упражнение, беседа (обсуждение, убеждение, внушение), поощрение, похвала, порицание, создание воспитывающих ситуаций (выбора, авансирования доверием, творчества, успеха, соотнесения), семейные традиции и другие.
Формирование культуры семейных отношений – важное направление воспитательной работы школы. Содержание воспитательной работы в указанном направлении включает: формирование у детей и молодежи отношения к семье как важнейшей ценности, потребности в укреплении семейно-родственных отношений и поддержании семейных традиций; развитие способности осознавать себя как члена семьи и рода, умений оказывать помощь своим близким, выполнять режим жизнедеятельности семьи, обустраивать свое жилье; проявление заботы о сохранении чести и достоинства своей семьи; формирование готовности учащихся к семейной жизни; ценностного отношения к своей половой принадлежности, любви, браку, материнству и отцовству, стремления к достижению понимания во взаимоотношениях.
В младшем школьном возрасте воспитание культуры семейных отношений – сопутствующее направление воспитательной работы. Оно осуществляется в русле формирования нравственных представлений о духовной и физической красоте мужчины и женщины, культа материнства. Пути решения этих задач в использовании всех видов искусства, проблемных ситуаций, возникающих в процессе общения мальчиков и девочек, материалов о дружбе и взаимопомощи, включение детей в совместную деятельность и др.
Работа по воспитанию культуры семейных отношений в подростковом возрасте должна быть системной и дифференцированной (групповой или индивидуальной). По своему содержанию она базируется на формировании образа будущего супружества, создании у учащихся представлений об отце и матери как воспитателях своих детей, о дружной, сплочённой, основанной на любви семье. К работе в этом направлении привлекаются медицинские работники, психологи и др.
Основные задачи воспитания культуры семейных (супружеских) отношений у старшеклассников – это формирование представлений о взаимоотношениях полов; изучение истории взаимоотношений полов, представлений о сексуальной культуре у различных народов; ознакомление с основами деторождения; приобретение знаний о профилактике СПИДа. Работа в данном направлении в большей степени должна вестись в индивидуальных формах.
Воспитание будущего семьянина осуществляется прежде всего в семье. В родительском доме дети приобретают навыки общения с близкими людьми, людьми разного пола, возраста, разнообразных потребностей и интересов. Семейное общение реализуется в совместном домашнем труде и разных формах проведения досуга. В родительской семье формируются опреде-ленные умения, которые требуются в будущей семейной жизни: умения устанавливать доброжелательные отношения с людьми, терпеливо слушать, прощать, предвидеть поведение человека, а также прикладные умения и навыки (кулинария, домоводство, умение правильно распределять бюджет и т.п.), умение организовать свой отдых и досуг, сохранять и развивать традиции семьи.
Критериями сформированности культуры семейных отношений являются: понимание культуры семейных отношений; знание о своей родословной, истории семьи, семейных традициях и реликвиях; осознание значимости социально-нравственной, мотивационной, психолого-педагогической готовности к семейной жизни; наличие чувства ответственности за свою семью, ее благосостояние; принятие на себя постоянных обязанностей по дому; участие в ведении домашнего хозяйства, наличие навыков ухода за маленькими детьми; оказание помощи престарелым, немощным членам семьи.
Литература:
Сивашинская Е.Ф. Педагогика.– Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 751;