Основы педагогики 4 страница
Умения и навыки характеризуются разной степенью обобщенности и классифицируются по различным логическим основаниям. Например, по характеру преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) и умственные (интеллектуальные) умения и навыки.
Важнейшими общеучебными умениями и навыками являются:
• умения и навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор рационального и оптимального пути их достижения, определение последовательности и продолжительности этапов деятельности, построение алгоритма деятельности, планирование самостоятельной работы на уроке и дома);
• умения и навыки организации своей учебной деятельности (организация рабочего места в классе, режима работы, домашней самостоятельной работы, определение порядка и способов умственных действий);
• умения и навыки восприятия информации, работа с различными источниками информации (чтение, работа с книгой, конспектирование, библиографический поиск, работа со справочниками, словарями, слушание речи, запись прослушанного, внимательное восприятие информации, управление вниманием, наблюдение, запоминание, работа с компьютером);
• умения и навыки мыслительной деятельности (осмысливание учебного материала, выделение главного, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция, дедукция, классификация, обобщение, систематизация доказательств, построение рассказа, ответа, речи, аргументирование, формулирование выводов, умозаключений, написание сочинений, решение задач, проблем);
• умения и навыки осмысливания результатов своих действий (самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности, оценка достоверности изложения, верности решения, различных сторон явлений – экономической, экологической, эстетической, этической, умение проверить правильность и прочность теоретических знаний, практических навыков, рефлексивный анализ).
Оценивать вышеупомянутые знания, умения и навыки педагог может с помощью следующих оценочных шкал: а) количественной, которая подразделяется на абсолютную и относительную; б) порядковой, которая подразделяется на ранговую, имеющую в своем составе рейтинговую оценочную шкалу, и дескриптивные, включающие аналоговые и знаковые шкалы, причем последние подразделяются на образные и вербальные.
2.3.Воспитание
Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Тем не менее общепринятого определения понятия «воспитание» не существует. Одно из объяснений этого – его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, деятельность, процесс, результат, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно их них не позволяет охарактеризовать воспитание как педагогическую категорию в целом.
Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют воспитание как социальное или как педагогическое явление, рассматривая их, в свою очередь, в широком или узком смысле.
Воспитание как социальное явление – один из факторов жизни и развития общества. Воспитание в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Под опытом понимаются знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы, духовное наследие человечества. Как социальное явление воспитание носит:
а) исторический характер. Оно возникло вместе с обществом и будет существовать, пока существует общество;
б) конкретно-исторический характер. Смена уровня развития производственных сил и производственных отношений влечет за собой смену целей, задач и форм воспитания;
в) классовый характер. Хорошее воспитание требует больших затрат, в том числе и финансовых, а значит, становится недоступным для всех людей в обществе, начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность;
г) социальный характер. Цели, содержание, формы воспитания определяются потребностями общества и формулируются исходя из его интересов.
Воспитание в узком социальном смысле – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка, трудовые коллективы и т. д.) с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни.
Воспитание как педагогическое явление в широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества, эстетических взглядов и т. д.).
Признаки воспитания как педагогического понятия:
• целенаправленность (наличие какого-то образца, идеала воспитания);
• соответствие социально-культурным ценностям (воспитывается то, что принято в обществе);
• присутствие определенной системы организуемых влияний. В педагогике принято выстраивать траекторию движения
к цели через комплекс решаемых задач. К задачам воспитания традиционно относят задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, гражданского воспитания.
Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В.А. Сухомлинский). Задача школьного воспитания – разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач используются такие средства: сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение. Существуют приемы самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль и др.
Процесс воспитания включает в себя и перевоспитание, понимаемое как перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. Процесс изменения, ломки сознания и поведения очень сложен, поскольку должны изменяться стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер. В перевоспитании нуждаются ученики, называемые трудными, имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в учебе. Причиной этого являются, как правило, ошибки в семейном и (или) школьном воспитании, влияние малых социальных групп.
2.4. Развитие и формирование
Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений.
Синтезируя наиболее устоявшиеся в педагогике определения, можно дать такое толкование этого понятия: развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему, от количества к качеству.
Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса наука пошла по пути дифференцирования его составных компонентов, выделяя в нем развитие физическое, психическое, духовное, социальное и др. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.
Если под развитием понимать изменение или функционирование системы, сопровождающееся появлением нового качества (возникновением качественных новообразований), то можно выделить следующие особенности такого процесса:
• необратимость – любая деградация, обратное развитие не является зеркальным отражением поступательного развития, возвращение системы на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям, полное восстановление того, что было раньше, невозможно;
• прогресс и регресс – две диахронические структуры, прогрессивное развитие обязательно включает в себя элементы регрессии;
• неравномерность – периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений;
• зигзагообразность – неизбежным во всяком развитии является не только замедление, но и откат назад, ухудшение функционирования системы как условие нового подъема;
• переход стадий развития в уровни – при появлении нового уровня функционирования старый не уничтожается, но сохраняется с некоторыми специфичными только для него функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы;
• наряду с тенденцией к качественному изменению всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов функционирования.
Развитие личности – одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика разрабатывает теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. Л.И. Божович понимает развитие личности как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих аспектах: физическое развитие (ске-летно-мышечная и другие системы организма), психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.), социальное развитие (формирование нравственных чувств, определение социальных ролей и др.).
В науке вызывает споры вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает. На этот счет существуют два основных подхода: биологиза-торский и социологизаторский. Сторонники биологизатор-ского подхода объясняют развитие как процесс биологического, природного, наследственно запрограммированного созревания, развертывания природных сил. По мере взросления включается та или иная генетическая программа. Вариантом этой позиции является взгляд на индивидуальное развитие (онтогенез) как на повторение всех стадий, которые прошел человек в процессе своей исторической эволюции (филогенезе): в онтогенезе в сжатом виде повторяется филогенез. Согласно З. Фрейду, в основе развития человека тоже лежат биологические процессы, проявление в разных формах либидо – полового влечения.
Представители бихевиоризма утверждали, что развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств. Это породило в начале XX в. учение о диагностировании свойств личности и практику тестирования детей в начальной школе, деление их по результатам тестов на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии с якобы природными способностями. На самом деле, по мнению большинства ученых, тестирование выявляет не природные способности, а уровень обученности, приобретенный при жизни. Многие западные ученые считают биологизаторскую концепцию развития ошибочной, а практику деления детей на потоки по результатам тестирования – вредной, поскольку она ущемляет права детей на образование и развитие.
Согласно социологизаторскому подходу развитие ребенка определяется его социальным происхождением, принадлежностью к определенной социальной среде. Вывод делается тот же: детей из разных социальных слоев надо учить по-разному.
Приверженцы материалистического подхода утверждают, что развитие личности протекает под воздействием обоих факторов: биологического (наследственности) и социального (общества, социальных институтов, семьи). Природные данные составляют основу, возможность для развития, но преобладающее значение имеют социальные факторы. Отечественная наука выделяет среди этих факторов особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии ребенка. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же руководит развитием целенаправленно. Как сформулировал Л.С. Выготский, обучение влечет за собой развитие.
К внутренним факторам развития личности относят активность самой личности: ее чувства, волю, интересы, деятельность. Формируемые под влиянием внешних факторов, они сами становятся источником развития.
Учителю важно знать психологию развития личности, возрастные и индивидуальные различия людей, чтобы на этой основе вести профессионально грамотную работу, определяя цели, содержание и средства педагогической деятельности с конкретными детьми.
Законы развития личности. Первый закон развития личности состоит в следующем: жизнедеятельность личности есть одновременно проявление всех ее основных функций. Иными словами, жизнедеятельность личности – это одновременно ее дело, общение, разум, чувствование и познание.
Данный закон открыт антропологами и выражает суть концепции цельной личности. Еще Н.Г. Чернышевский, поясняя главный принцип научной антропологии, писал: «Принцип этот состоит в том, что на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезывать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам, чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность... всего его организма». Из этого же исходил и А.С. Макаренко, когда утверждал: человек не воспитывается по частям.
Знание первого закона развития личности имеет огромное значение для каждого педагога, ведущего учебно-воспитательную работу. Было бы наивным, например, полагать, что учитель русского языка в одиночку дает детям знания по языку и развитию речи, преподаватель физкультуры обеспечивает их физическое воспитание и развитие, а мастер в школьных мастерских прививает им трудовые навыки. И учитель физкультуры, и мастер по труду общаются с учащимися и уже в силу этого способствуют развитию их речи. Учитель русского языка призван заботиться о физическом развитии своих учеников, в частности строго следя за правильностью их осанки. И все учителя независимо от предмета, который они преподают, приучают учеников к труду. Как отмечал К.Д. Ушинский, умственный труд – едва ли не самый тяжелый труд для человека.
Забота о полноценном развитии всех основных функций личности – главное дело каждого педагога, учителя и воспитателя. Такой вывод неизбежно следует из понимания первого закона развития личности.
Второй закон развития личности приобретает исключительное значение для практической педагогической деятельности, поскольку он вскрывает механизм образования и становления качеств личности. Его можно сформулировать так: в однотипных поступках, повторяющихся в сходных обстоятельствах, умение аккумулируется в навык, затем закрепляется в привычку, чтобы в качестве нового действия включиться в обычай.
Рассмотрим действие этого закона на примере. Человек учится водить машину. На первых порах включение зажигания, сигнала поворота, переключение рычага скоростей, набор скорости путем нажатия на педаль и другие сравнительно простые действия требуют принятия сознательных решений и являются по существу отдельными поступками. Но спустя какое-то время, иногда значительное, умения становятся навыками, закрепляются в привычки, которые замыкаются в цепочку бессознательных автоматизированных действий. Высвобожденное сознание теперь уже не контролирует эти действия и направлено на оценку дорожной обстановки, состояния дорожного покрытия и многое другое, что должен учитывать водитель, если хочет целым и невредимым прибыть в намеченный пункт. То же самое происходит при освоении человеком любого нового дела.
Вновь обратившись к первому закону, мы увидим, что действие второго закона, хотя оно и описано в терминах функции «жизнедеятельность», распространяется на все другие основные функции.
Третий закон развития личности прямо вытекает из второго: всякий акт жизнедеятельности личности в индивидуальном опыте первоначально совершается как поступок. Личность начинается с поступка.
Вспомним древнее изречение: посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу. Привычка – именно тот процесс, посредством которого убеждение становится наклонностью и мысль переходит в дело. Не следует забывать, что привычка творится в поступках.
А.С. Макаренко отмечал «противоречие между сознанием, как нужно поступать, и привычным поведением. Между ними есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом». Борьба за этот опыт правильных поступков воспитанников стала основой его педагогической системы.
Все три закона в жизни человека всегда действуют вместе и одновременно, ибо они представляют собой способ функционирования и развития личности. К открытию этих законов педагоги шли веками. Особенно заметен вклад И.Г. Пе-сталоцци, который первым установил, что все естественные силы и способности детей развиваются в процессе их упражнения в жизни. До сих пор не оценен по достоинству труд К.Д. Ушинского, заложившего основы общей теории развития личности. Он наметил главные функции личности, описал их наиболее важные формы и установил их взаимодействие и переходы друг в друга.
Современная трактовка и изложение проблем теории развития личности были бы невозможны без величайшего открытия XX в. – создания И.П. Павловым учения об условных рефлексах – теории высшей нервной деятельности животных и человека. В 1931 г. Павлов писал: «...Накопляется огромный материал, который, помимо чисто физиологического анализа, сейчас захватывает глубоко вопросы невропатологии и даже психиатрии, а также идет на ближайшее соприкосновение с психологией, гигиеной ума и педагогией».
С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко продолжили дело своих великих учителей и выдвинули в качестве главной задачу педагогически целесообразной организации жизни детей. Они заложили основы современной методики воспитания и обучения. И именно проникновение в сущность законов воспитания и развития личности дало им возможность сделать это.
Знание законов и теории развития личности в целом позволяет педагогу осмысленно, со знанием дела выбирать и правильно применять методы воспитания и обучения. На это указывал еще К.Д. Ушинский. Вот почему каждый педагог должен изучать теорию развития личности, важнейшую составную часть педагогической науки. В противном случае он лишается научных оснований своей воспитательной деятельности и вынужден действовать вслепую.
Теория развития личности складывается из двух частей: общей теории, которая рассматривает основные функции личности, их формы и законы развития личности, и учения о возрастном развитии детей, весомый вклад в которое внес П.П. Блонский. После разгрома педологии эстафету изучения возрастного развития детей приняли психологи, среди которых в первую очередь следует упомянуть С.Л. Рубинштейна, а также педиатры – детские врачи.
Формирование личности – это процесс ее изменения как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и др., появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности, изменение внешних проявлений (формы) личности.
Формируется и младенец, и пожилой человек. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности.
Понятие формирования шире остальных категорий. Соотношение между ними можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).
Общие основы педагогики: конспект лекций
Рис. 2
2.5. Социализация
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
В общем смысле под социализацией понимается процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей, типичных форм поведения, а также установление им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества. Л.С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей культуры общества.
Сущность социализации состоит в сочетании адаптации и обособления человека в условиях конкретного общества.
В структуру процесса социализации входят следующие составляющие: 1) стихийная социализация – процесс развития и саморазвития человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества; 2) относительно направляемая социализация – когда государство предпринимает экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, объективно влияющих на жизненный путь человека и его развитие; 3) относительно социально контролируемая социализация – планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека; 4) сознательное самоизменение человека.
Основными видами социализации являются: а) полороле-вая (овладение членами общества ролями мужчины и женщины); б) семейная (создание членами общества семьи, выполнение функций по отношению друг к другу, выполнение функций родителей по отношению к своим детям и детей по отношению к своим родителям); в) профессиональная (компетентное участие членов общества в экономической и социальной жизни); г) правовая (законопослушание каждого члена общества).
Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1–3 года), дошкольное детство (3–6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10–12 лет), старший подростковый (12–14 лет), ранний юношеский (15–17 лет), юношеский (18–23 года), молодость (23–30 лет), ранняя зрелость (30–40 лет), поздняя зрелость (40–55 лет), пожилой возраст (55–65 лет), старость (65–70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).
Агентами социализации называются люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для него. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен.
Средства социализации – это набор средств, специфичных для определенного общества, определенного социального слоя, определенного возраста. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности; набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций.
Механизмы социализации делятся на социально-психологические и социально-педагогические.
К социально-педагогическим механизмам относятся: традиционный (представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения); институциональный (функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными); стилизованный (действует в рамках субкультуры); межличностный (функционирует в процессе взаимодействия с субъективно значимыми для человека людьми); рефлексивный (осознание и переживание той реальности, в которой человек живет, и самого себя).
К социально-психологическим механизмам относятся: подавление (исключение из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих стыд или душевную боль); вытеснение (произвольное подавление); реакция на противоположную установку (подавление чувства вины из-за имеющихся социально неприемлемых желаний и разрешение противоречия между желаниями и присвоенной социальной нормой); изоляция (вытеснение эмоциональных компонентов неприятных, травмирующих впечатлений); самоограничение (отступление перед трудностями, ограничение своего «я»); проекция (предписывание собственных нежелательных черт другим людям); идентификация (отождествление себя с другим субъектом, группой, образцом); интроекция (установки другого человека как бы встраиваются в структуру личности субъекта без специальной переработки); эмпатия (сопереживание эмоциональному состоянию другого человека); интеллектуализация (абстрактные рассуждения о трудной ситуации вместо реальных действий по ее разрешению); дискредитация цели, самообман (изобретение на первый взгляд логичных умозаключений и суждений для ложного объяснения своих фрустраций); аннулирование действия (предотвращение или ослабление неприемлемых действий); сублимация (перевод любого инстинктивного влечения, потребности и мотива, удовлетворение которых блокировано условиями ситуации, в социально приемлемую деятельность).
Результатом социализации выступает социализирован-ность, под которой понимается сформированность характеристик человека, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.
Понятие «социальность» также имеет непосредственное отношение к социализации человека. Под социальностью понимается интегрированный результат социального воспитания, выражающийся в способности человека взаимодействовать с социальным миром, другими людьми.
Факторами социализации называются более или менее активно влияющие на развитие человека и требующие от него определенного поведения и активности условия. Изученные факторы социализации можно объединить в четыре большие группы: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.
Мегафакторы – это условия, влияющие на всех людей Земли. К ним относятся мир, космос, планета. Данные обстоятельства необходимо иметь в виду, определяя цели и содержание воспитания. В педагогическое целеполагание следует включать формирование и развитие у взрослых и детей планетарного сознания, отношения к Земле как к общему дому. Содержательная сторона такого сознания определяется общечеловеческими ценностями.
Макрофакторы – это условия, которые влияют на процесс социализации всех людей, живущих в определенных странах. К ним относятся страна, государство, общество, этнос. Регионы страны отличаются друг от друга природно-климатическими условиями, особенностями экономики, мерой урбанизированности, культурными особенностями. В зависимости от исторического пути, достигнутого уровня и перспектив развития в обществе складывается идеал человека, формируется определенный тип личности. Политика, социальная практика, характерные для данного государства, создают для граждан определенные условия жизни, в которых и проходит социализация. Среди макрофакторов огромное влияние на формирование личности оказывает этнос. Каждый этнос имеет свои специфические черты и свойства, совокупность которых определяет его национальный характер. Они проявляются в национальной культуре. Социализация в том или ином этносе имеет свои особенности, условно объединяющиеся в две группы: витальные (биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства). Менталитет этноса проявляется в имплицитных концепциях личности и ее воспитания.
Мезофакторы – это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, в которых они живут (город, поселок, село); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации; по принадлежности к тем или иным субкультурам. Самыми существенными среди них являются регион и тип поселения. Влияние региональных условий на социализацию имеет различный характер и определяется природно-географическими, социально-географическими, социально-экономическими, социально-демографическими, историческими, культурологическими особенностями, климатом, этническим составом и степенью стабильности населения. В селе и поселке сохраняется социальный контроль за поведением человека, так как здесь стабильный состав жителей, слабая социальная, профессиональная и культурная дифференциация, тесные связи между соседями и родственниками, обеспечивающие открытость общения. Город же создает потенциальные возможности взрослому и ребенку для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности, предоставляет возможности широкого выбора групп общения, стилей жизни, системы ценностей. В городе и поселке человек оказывается под воздействием средств массовой коммуникации, которые выполняют в развитии детей информационную и релаксационную функции. Субкультуры играют огромную роль в социализации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их влияние на те или иные общности, а также маркирования социальной и возрастной структуры общества. Признаками субкультуры являются: ценностные ориентации, нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношения, предпочитаемые носителями источники информации, эстетические пристрастия, жаргон, статусная структура. Субкультура служит одним из способов обособления человека в обществе, одной из ступеней автономизации личности.
Микрофакторы – это условия, которые непосредственно влияют на конкретных людей. К ним относятся семья, соседство, микросоциум, домашний очаг, группы сверстников, воспитательные, общественные, государственные, частные, религиозные организации.
Как основной институт социализации семья является персональной средой жизни и развития человека на протяжении всей его жизни. Она выполняет определенные социализирующие функции: обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека, овладение им социальными нормами, формирует психологический пол ребенка, его ценностные ориентации, определяет последующее интеллектуальное развитие. Поддержка, негативное или безразличное отношение семьи оказывают огромное влияние на притязания человека. Благожелательное отношение помогает в адаптации человека к жизни, негативное – способствует возникновению барьеров в ее осуществлении, безразличное – является источником многих трудностей на протяжении его жизни. В любой семье человек проходит стихийную социализацию, содержание которой определяется ее объективными характеристиками, ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношениями членов семьи. Относительно социально контролируемая социализация осуществляется в семье в форме воспитания, понимаемого как осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 910;