Общая характеристика и классификация основных прав и свобод

Определяющее значение для правового статуса лич­ности в любом государстве имеют основные права и сво­боды человека, которые являются фундаментальными, а потому получают гарантии в конституции государства. Основные (конституционные) права- это опосредованные государственно-правовыми нормами важнейшие связи государства и личности: их взаимные права и обязанности, ответственность, гарантии и ограничения.

Субъективные права— это определенная мера возмож­ного поведения субъектов правоотношения. Субъективное право принадлежит субъекту как его носителю и открывает перед ним определенную правовую возможность, исполь­зование которой зависит лично от него. Основным средст­вом обеспечения субъективного права является возложение на другое лицо или лиц юридической обязанности.

Когда речь идет о свободе,имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неоп­ределенному кругу субъектов, обязанных уважать эту свобо­ду, т.е. к любому возможному нарушителю свободы. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.

Обязанности человека— это мера должного поведения как по отношению к другому человеку, так и по отноше­нию к государству и его органам. Субъект может отказатьсяот права, но не от обязанностей. Управомоченное лицо приобретает блага, обязанное — отчуждает, передает управомоченному лицу.

 

 

Каждое субъективное право распадается на несколько дробных частей, называемых правомочиями.Субъектив­ное право может состоять и из одного правомочия — тогда они совпадают. Причем следует обратить внимание на то, что о все права граждан, которые они приобретают, вступая в разнообразные правоотношения, независимо от степени значимости, способа возникновения, форм осуществления, и иных особенностей, являются именно субъектив­ными, так как обладают главным родовым признаком — принадлежностью субъекту, наличию у него притязаний на возможность реализации данного права.

Конституция как нормативный акт высшей юридической килы закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Но к основным правам относятся не только те права, которые указаны в конституции, их перечень может быть расширен законом. Кроме того, выделение особой группы основных прав вовсе не значит, что другие права в чем-то ущербны и охраняются с меньшей силой.

Основное право (свобода)— это установленная госу­дарством и закрепленная в его конституции возможность, позволяющая каждому гражданину избирать вид и меру своего поведения, пользоваться предоставленными ему благами как в личных, так и в общественных интересах.

Основная обязанность— это установленная государст­вом в интересах всех членов общества и закрепленная в конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенный вид и меру поведения и ответст­венность в случае его неисполнения.

Совокупность субъективных прав, свобод и юридических обязанностей, определяющих правовой статус гражданина, образует систему. Основу ее составляют конституционные права, свободы и обязанности граждан. Хотя они и разно­образны по своему характеру и содержанию, но все выра­жают коренные связи, сложившиеся между государством и его гражданами, и в этом смысле они едины, составляют неразрывное целое. Это не исключает группировку основ­ных прав, свобод и обязанностей по одному пли несколь­ким направлениям.

Одной из первых классификаций является деление их на права человекаи права гражданина.Такая классификация опирается на идеи школы естественного права, которые выделяли права и свободы, существовавшие в естественном состоянии, т.е. до государства, поэтому не зависящие от него и, напротив, провозглашавшиеся государством. Первые назывались правами человека, а вторые — правами гражданина.

В современной интерпретации права человека — это со­циальные возможности пользоваться материальными и со­циальными благами. Права человека — это такие права, ко­торые принадлежат каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределявшихся в зависимости от занимаемого индивидом места на социальной лестнице. Современное демократическое государство обеспечивает защиту всех без исключения людей независимо от их гра­жданской принадлежности, если человек находится на его территории.

Права гражданина — это такие права человека, кото­рые оформлены юридически, признаны государством в его конституции и гарантируются государством исключитель­но своим гражданам.

Другой наиболее общей классификацией является деле­ние всех прав на негативныеи позитивные.В основу дан­ной классификации положена фиксация в них негативного и позитивного аспектов свободы. В негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, каких-либо ограничений по отношению к личности, а в позитив­ном — как свобода выбора, а главное, способность человека к достижению своих целей.

В соответствии с этим негативные права определяют обязанности государства и других лиц воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они обеспечивают автономию личности от государственного вмешательства в некоторые наиболее значимые для чело­века сферы его жизнедеятельности. Эти права считаются основополагающими. Государство признает за личностью определенную сферу отношений, которая отдана на ус­мотрение индивида и не может быть объектом притязания государства. Негативные права — основа индивидуальной свободы. В эту группу прав входят права личной свободы (неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки и др.). Осуществление этих прав не зависит от ресурсов го­сударства.

В отличие от негативных прав, позитивные нрава фик­сируют обязанности государства, лиц и организаций пре­доставить гражданину те или иные блага, содействовать в практическом осуществлении индивидом принадлежащих ему прав и свобод. Это, например, право на образование, материальное обеспечение по возрасту, по болезни, в слу­чае потери кормильца, право на достойный жизненный уро­вень и др. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов.

Принято считать, что обеспечение негативных прав и свобод малозатратно, не зависит от ресурсов государства, нуждается лишь в наличии применяемого по мере необхо­димости правозащитного механизма, тогда как реализация позитивных прав (финансовая помощь неимущим, право на бесплатное образование, здравоохранение) ложится тя­желым, а зачастую и непосильным бременем на государст­венную казну. Большинство негативных прав может осу­ществляться без прямых затрат со стороны государства, однако на самом деле государство несет косвенные расходы на содержание, например, правоохранительной и судебной системы, поддержку общественных организаций, поли­тических партий и пр. При более глубоком рассмотрении оказывается, что обеспечение негативных прав обходится государству, пожалуй, дороже, чем позитивных.

По форме осуществления выделяются коллективныеи индивидуальные права и свободы.Существуют права и свободы, которые могут реализовываться только инди­видуально (право на жизнь и личную неприкосновенность, право на определение своей национальной принадлежности); выделяют также те права, которые могут быть реализованы как индивидуально, так и коллективно (свобода слова, пра­во обращаться в государственные органы); и, наконец, права и свободы, обладание и пользование которыми могут быть только коллективными (право на митинги, демонстрации).

История становления прав и свобод человеказнает три поколения. Эта классификация отражает результат длитель­ного исторического становления эталонов и стандартов поведения, являющихся нормой современного общества, повышения уровня цивилизации, достижений в области культуры и благосостояния.

Первое поколение характеризуется исключительно гра­жданскими и политическими правами, поскольку они были закреплены в конституциях и законодательных ак­тах XVII—XVIII вв. Это и неприкосновенность личности с ее процессуальными гарантиями, и избирательное право, и свобода слова, печати и др.

 

 

Хотя сначала Конституция США 1787 г. не содержала перечня прав человека, впоследствии в 1789 г. были пред­ложены 10 поправок к ней, составившие Билль о правах, ратифицированный в 1791 г. В нем были закреплены такие права, как свобода совести, право ношения оружия, непри­косновенность личности и жилища, право на скорый пуб­личный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и тому же делу и избирательное право.

Другим правовым актом данного периода была Деклара­ция прав и свобод человека и гражданина 1789 г., принятая во время Великой французской революции. Декларация закрепляла цель всякого политического союза в защите прав человека. Такой подход явился революционным по­воротом в общественном сознании: индивид, ранее всецело подчиненный государству и зависимый от него, приобретал автономию, право на невмешательство государства в сфе­ру свободы личности и получал гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод.

К правам второго поколения относятся экономические и социальные права, которые в период ранних буржуазных революций рассматривались только как производные граж­данских и политических прав. Они стали провозглашаться в конституциях различных государств лишь в конце XIX — на­чале XX в., поскольку для их реализации требуются конкрет­ные акции государства. Это права и свободы, гарантирующие прежде всего интересы тех, кто работает по найму, — право на труд, социальное обеспечение, образование, пользование достижениями культуры и др. Данные права способствова­ли превращению государства в социально ориентированное, означали исторически иной уровень взаимоотношений госу­дарства и личности, характеризующийся в первую очередь конкретными социально-экономическими обязанностями государства перед гражданами. Эта закономерность совре­менного государственного развития нашла свое4 воплощение в конституциях ФРГ, Испании, Франции и др.

Обеспечивая международно-правовые гарантии осу­ществления социально-экономических прав, Всеобщая дек­ларация прав человека (1948 г.), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) закрепили права: на труд; свободный выбор рабо­ты; социальное обеспечение; отдых и досуг; защиту мате­ринства и детства; образование; участие в культурной жиз­ни общества и другие права второго поколения. К третьему поколению многие ученые относят «коллек­тивные» или «солидарные» права, такие как право на раз­витие, мир, здоровую окружающую среду, право на комму­никацию, право народов на самоопределение, право народа па осуществление власти, о которых стало возможным го­ворить лишь в 70-х гг. XX в.

Права народов не являются правами индивидов и не могут быть реализованы отдельной личностью, а принад­лежат коллективу людей, образующих народ или нацию. Тем не менее, это право не отрицает возможность каждого индивида, входящего в состав того или иного народа, ис­пользовать свои права и свободы (свободу слова, печати, собраний), выражать свое отношение к тому или иному во­просу. Мнение большинства, выраженное таким образом, и составляет волю всего народа. Совокупность реализуемых каждым отдельным лицом, входящим в состав народа, прав и представляет собой коллективное право — право народов В принятой в 1981 г. Организацией африканского единства Африканской хартии прав человека и народов закреплен ряд прав народов (право на самоопределение, право на сво­бодное распоряжение своими естественными богатствами и ресурсами, право на развитие и т.д.).

В последнее время группа прав третьего поколения несколько расширилась за счет включения в нее так назы­ваемых «новых» прав, которые появились в результате транс­формации традиционных прав или как ответ на новые реалии общественной жизни. К ним стали относить право на эвтана­зию, на возможность создавать семью людьми одного пола, на отказ от воинской службы, а также права различных кате­горий лиц: больных СПИДом, сексуальных меньшинств, лиц с физическими или психическими отклонениями и др. Пере­чень «новых» прав подвижен, он может расширяться за счет влияния глобализации, природных и техногенных катаклиз­мов, научно-технического прогресса. Возможно, через неко­торое время можно будет уже рассматривать права жертв тер­роризма, техногенных аварий, клонированных людей и др.

Более конкретной классификацией прав и свобод лич­ности по сравнению с предыдущими классификациями яв­ляется их подразделение в соответствии со сферами жиз­недеятельности человека. Исходя из этого, традиционным является деление прав и свобод человека и гражданина на личные (гражданские), политические, социально-эко­номические и культурные.

Личные (гражданские) права — это естественные, осново­полагающие, неотъемлемые права человека, определяющие отношение личной свободы к государственной власти. Они призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защитить человека от произвола со стороны го­сударства и других людей. К этой группе прав обычно отно­сят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени и др.

Политические права и свободы наиболее полно выража­ют суть взаимоотношений между государством и челове­ком. Они обеспечивают участие гражданина в институтах публичной власти, но различаются по способу привлечения личности к ее осуществлению. К ним относятся избира­тельные права, свобода союзов и ассоциаций, свобода сло­ва, мнений, печати.

Социально-экономические права и свободы обеспечива­ют удовлетворение материальных потребностей индивида и гарантируют ему свободу участия в хозяйственно-эконо­мической сфере жизни общества.

Объектами социальных прав выступают отношения от­дельной личности к институтам социально-общественной системы, например к семье, браку, трудовой деятельности, культуре. Эти права гарантируют человеку право на труд, справедливую заработную плату, жилище, поддержание минимального прожиточного уровня, обеспечение достой­ной жизни самого гражданина и его семьи.

Данная группа прав определяет обязанности государства обеспечить каждому нуждающемуся минимум средств су­ществования, необходимых для поддержания человеческо­го достоинства.

Культурные права и свободы имеют своим назначением удовлетворение духовных потребностей человека и призва­ны гарантировать духовное развитие личности. Они вклю­чают в себя право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и техническою твор­чества и некоторые другие.

Обязательным условием взаимоотношений государства и человека по поводу его прав выступают юридические обя­занности, без которых невозможны ни правовое государст­во, ни реализация самих прав и свобод человека. Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к правам человека, но и вы­полнения гражданином определенных обязанностей, а в не­которых случаях и его отказа от осуществления своих прав.








Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 1536;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.