Тема 3. Культура как система ценностей и норм
1. Понятие культуры. Материальная и нематериальная культура.
2. Основные теоретические подходы к исследованию культуры.
3. Понятие культурного развития и культурной деградации.
4. Белорусская культура и ее традиции.
1. Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал «возделывание почвы, ее культивирование». Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем словом «культура» стали называть все созданное человеком. Культура представала как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир, включающий в себя результаты материального и духовного производства. Осваивая природу, человек создавал собственное пространство жизнедеятельности, расширяя границы между освоенным им и неосвоенным миром. Поэтому культуру можно определить как специфический человеческий способ жизнедеятельности.
Культура имеет социальную природу. Она выражается в социальных отношениях, которые направлены на создание, усвоение, сохранение, распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Культура через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и символов задает человеку определенный способ видения и усвоения мира, создания определенных форм жизнедеятельности в нем.
В социологии под культурой понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. Она обеспечивает системность и устойчивость общества, организует деятельность людей, предлагая образцы, в соответствии с которыми человек должен строить свое поведение. Поэтому в узком смысле культура рассматривается как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, регулирующих взаимосвязи в обществе и присущих определенной группе людей.
Культура в широком смысле этого слова включает в себя все достижения человечества, как духовные: знания, верования, язык, ценности и идеалы, так и материальные: орудия труда, здания, продукты потребления и т.д. В связи с эти выделяются две основные формы существования культуры – духовную и материальную. Материальная культура – это предметы, созданные руками человека, техника, сооружения, орудия труда.
В рамках духовной культуры выделяют:
· познавательный, знаково-символический элемент (знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке):
· ценностно-нормативный элемент.
Ценности и нормы как компоненты культуры особенно важны для изучения общества, т.к. именно они направляют и регулируют деятельность людей. Ценность – свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы людей. Ценности образуют иерархическую систему, в которую входят:
1) смысложизненные ценности (представления о добре, счастье, смысле жизни и т.д.);
универсальные ценности, которые можно разделить на :
2) витальные ценности (жизнь, здоровье, благосостояние, семья, безопасность, порядок и т.д.);
ценности межличностного общения (честность, бескорыстие, любовь, дружба);
ценности общественного признания (престиж, слава, социальное положение и т.д.);
демократические ценности (свобода, национальный суверенитет и т.д.);
3) партикулярные ценности (привязанность к малой родине, вера в Бога и т.д.)
Ценностная установка, которая формируется на основе разделяемых ценностей, определяет программу деятельности и общения индивида и передается из поколения в поколение, усваиваясь в процессе социализации. Они образуют мотивы и цели деятельности . В качестве конечных целей(для которых все остальные являются лишь средствами достижения) выступают идеалы. Нормы придают ценностям и идеалам реальность, выступая в качестве конкретных требований к деятельности и отношениям индивидов, групп и социальных институтов. Их исполнение обеспечивается различными формами принуждения, как общественным, так и государственным.
Обряды, обычаи и традиции являются образцами поведения, объединяющими эмоционально-психологическое и рациональное усвоение ценностей и норм.
2. Основные теоретические подходы к исследованию культуры.
В Х1Х в получили распространение два подхода к пониманию культуры, которые существуют и в настоящее время: аксиологический и антропологический.
Аксиологический (ценностный) подход исходит из представления, что культура есть воплощение подлинно человеческого бытия, и к ней относится лишь то, что выражает достоинства человека и способствует их развитию. Этот подход сужает сферу культуры, относя к ней лишь ценности, т.е. позитивные результаты деятельности людей, исключая из нее такие явления, как преступность, рабство, социальное неравенство и др. Но подобные явления сопровождают жизнь общества, поэтому невозможно понять культуру какой-либо страны или эпохи, если игнорировать негативные явления.
Антропологическое понимание культуры предполагает, что она охватывает все, что отличает жизнь человека и общества от жизни природы. Как реальный, исторически развивающийся образ жизни людей культура объединяет все многообразие видов человеческой деятельности, включает все, что создано людьми и характеризует их жизнь. Но тогда содержание культуры расширяется настолько, что исчезает ее специфика как особой сферы общественной жизни, утрачивается ее отличие от других социальных явлений. Понятия «культурное» и «социальное» перестают различаться.
Эволюция антропологического подхода к культуре приводит к расслоению содержания этого понятия на ряд частных представлений, отражающих отдельные стороны и проявления культуры: археологическое, этнографическое, психологическое и др.
Информационно-семиотический (семиотика – наука о знаках и знаковых системах) подход к изучению культуры рассматривает ее как информационную систему, информационную среду, существующую в обществе и в которую «погружены» члены этого общества. Культура предстает как совокупность знаков – культурных кодов, в которых воплощается (кодируется) содержащаяся в ней информация.
Культура – это мир артефактов (продуктов и результатов человеческой деятельности, имеющих материальную форму и духовное содержание).
Культура – это мир смыслов, придающих артефактам субъективную определенность. Люди вкладывают в предметы своей деятельности смысл, отношение к ним, «очеловечивая» их. Существует три вида смыслов%
· знания (когнитивные смыслы)
· ценности (ценностные смыслы)
· регулятивы (регулятивные смыслы).
Культура – это мир знаков, предметов, выступающих в качестве носителей информации о других предметах и используемых для ее приобретения, хранения и передачи. Системы знаков – коды – это естественные языки (русский, английский и т.п.), искусственные языки (язык программирования, язык танца и т.п.). Т. о., явления культуры – это знаки и совокупности знаков (тексты), в которых «зашифрована» социальная информация, т.е. вложенные в них людьми содержание, смысл. Культура как мир знаков предстает в единстве материально и духовного. Знак – чувственно воспринимаемый материальный предмет, а его значение (смысл, информация) – это продукт духовной деятельности. Знаки становятся «материальной оболочкой» человеческих мыслей, чувств, желаний. Знаки позволяют воспринимать и передавать информацию, накапливать ее.
3. Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создает на протяжении веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате исторического процесса возникает множество культур. Перед социологией стоит проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре, или культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Дж. Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем общностям: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, обычай дарить подарки, спорт и т.д. Они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности людей. Т.о., все культуры имею как общие, так и уникальные специфические формы выражения. Любая культура может быть понята только тогда, когда она рассматривается в целостности.
Человеку свойственно оценивать другие культуры через призму собственной. Это явление получило название этноцентризма. Другой крайностью является культурный релятивизм, который провозглашает абсолютную самобытность любой культуры, не увязывая конкретную культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий процесс, развитие мировой цивилизации в целом.
При изучении белорусской национальной культуры мы должны говорить как об ее специфических чертах, так и о том, что сближает ее с культурами других народов, прежде всего, восточнославянских, славянских и европейских. Рассматривая закономерности и региональные особенности процессов государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа в контексте восточнославянской, общеевропейской и мировой истории, мы признаем, что белорусский народ исторически формировался в процессе взаимодействия разных социально-экономических и этнокультурных сообществ под влиянием евразийских цивилизационных и геополитических факторов. Учет влияния на процесс исторического и культурного развития белорусского народа разных факторов отражает потребность современного белорусского социума в самоосознании и осмыслении своего прошлого, настоящего и будущего. Зная о достижениях в развитии материальной и духовной культуры белорусского народа; его культурно-историческое наследие, мы можем использовать эти знания в своей профессиональной деятельности и обогащать ее.
Вопросы для самоконтроля и повторения:
1. Что такое культура?
2. Какие две основные формы существования культуры вы знаете?
3. Каковы основные компоненты культуры как нормативно-ценностной системы?
4. Каковы основные подходы к изучению культуры?
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 3413;