Биологизаторские теории
По своему существу первыми крайней биологизаторскими теориями стали теории инстинкта 3. Фрейда и У. Макдугалла, которые были предложены в конце девятнадцатого века и получили популярность в первой половине двадцатого. Оба, и Фрейд, и Макдугалл свели все формы человеческого поведения к врождённым инстинктам.
При этом в своей теории Фрейд сначала опирался лишь на один инстинкт (так называемый инстинкт жизни - либидо), сводя все формы проявления человеческого к этому. Потом он добавил инстинкт смерти (стремление к разрушению, хаосу).
Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов:
- инстинкт изобретательства,
- инстинкт строительства,
- инстинкт любопытства,
- инстинкт бегства,
- инстинкт стадности,
- инстинкт драчливости,
- репродуктивный (родительский) инстинкт,
- инстинкт отвращения,
- инстинкт самоунижения,
- инстинкт самоутверждения.
В дальнейшем Макдугалл добавил к перечисленным ещё восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям.
Теории инстинктов породили множество споров в научной среде. Предметом обсуждения было:
- Как доказать существование у человека этих инстинктов?
- В какой мере могут быть сведены к инстинктам или выведены из них социально обусловленные формы поведения?
- Как в конкретном поведении разделить инстинктивное и приобретаемое?
В дальнейшем в психологии стали всё реже использовать понятие "инстинкт", заменив его "потребностью". В результате описательный аппарат общей психологии, стоит это признать, обеднел. Понятие "инстинкт" аппелирует к биологическим схемам поведения, в то же время потребность отражает лишь некое насущное неудовлетворение. Взять, к примеру, инстинкт самоунижения - понятна его биологическая роль (предотвращение агрессивных действий в отношении себя), понятно когда запускается этот механизм (если человек прогнозирует акт агрессии в отношении себя, при этом агрессор заведомо сильнее). Нельзя здесь заменить инстинкт самоунижения на "потребность в самоунижении" - у слушающего может сложиться впечатление, что человек всегда испытывает эту потребность.
Некоторые инстинкты у человека, что совершенно очевидно, носят более тотальный характер, нежели у животных, например репродуктивный инстинкт. Природа дала человеку разум, но вместе с этим усилила действие этого инстинкта (чтобы человек не "передумал"). Поэтому никакая хорошая теория личности не может обойтись без понятия об инстинктах.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 2206;