Общее понятие об эмоциональном стрессе. Концепция стресса Ганса Селье. Нарушения эмоциональной сферы человека. Индивидуальные особенности эмоций.

Эмоциональный стресс — состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

Под стрессом понимают состояние организма, возникающее при воздействии необычных раздражителей и приводящее к напряжению неспецифических адаптационных механизмов организма.

В своей статье «Некоторые аспекты учения о стрессе» (хрестоматия) Г. Селье пишет, что концепция стресса отнюдь не нова. Даже доисторическому человеку, вероятно, приходило в голову, что чувство утраты сил и истощения, которое наступает после тяжелого труда, переохлаждения или перегрева, внезапного испуга или после любой болезни, по существу своему всегда одинаково. Автор предполагает, что всегда, когда это чувство возникало, доисторический человек должен был инстинктивно сознавать, что перешел границы своих истинных возможностей.
Проанализировав поведение живых существ при изнурительной нагрузке, Г. Селье выделил и описал три фазы, характерные для этого поведения. Он говорит о так называемом трехфазном общем адаптационном синдроме или биологическом стрессе. Он заинтересовался проблемой стереотипной реакции на непосильную нагрузку еще будучи студентом-медиком. Его заинтересовало, почему больные, страдающие от самых разных недугов, обнаруживают так много одинаковых признаков и симптомов. Исследователь предположил, что существует неспецифическая адаптивная реакция на изменение условий среды. Г. Селье задался вопросом, можно ли изучать эту приспособительную реакцию научными методами. «Синдром просто болезни» сам напрашивался, как пишет автор, на количественное исследование.
В первой работе, посвященной этому вопросу, автор назвал описанную реакцию «синдром, вызываемый различными вредными агентами». В той же статье для обозначения этой первичной реакции он предложил также термин «реакция тревоги», имея в виду, что указанная реакция может представлять собой соматическое выражение «всеобщей мобилизации» защитных сил организма. Однако реакция тревоги является лишь первой стадией ответной реакции организма на повреждающее воздействие стрессора. При длительном воздействии любого агента, способного вызывать такую реакцию, наступает стадия адаптации, или резистентности. Другими словами, ни один организм не может находиться бесконечно долго в состоянии «реакции тревоги». Если агент настолько силен, что длительное воздействие несовместимо с жизнью, то животное в течение первых часов или дней погибает на стадии «реакции тревоги», отмечает исследователь.
Г. Селье пишет, что если же организм способен выжить, то вслед за первичной реакцией обязательно наступает «стадия резистентности». Проявления этой второй фазы весьма не похожи на проявления реакции тревоги, а в некоторых случаях и полностью противоположны им. Так, например, на стадии «реакции тревоги» клетки коры надпочечников выбрасывают содержимое секреторных гранул в кровяное русло и полностью лишаются запасных материалов; на стадии же резистентности кора, напротив, становится чрезвычайно богатой секреторными гранулами. Если в период «реакции тревоги» наблюдается сгущение крови, снижение содержания ионов хлора в крови и общее истощение тканей (катаболизм), то на стадии резистентности кровь разжижается, концентрация хлора в ней увеличивается, а вес тела возвращается к норме.
Но в случае еще более длительного воздействия такая приобретенная адаптация снова утрачивается. Наступает третья фаза — «стадия истощения», которая, если стрессор достаточно силен и действие его достаточно длительно, неизбежно приводит к смерти. «Адаптационная энергия» всех живых существ есть величина конечная. Все эти наблюдения наводили на мысль, что необходим дополнительный термин, обозначающий синдром в целом. Поскольку синдром этот является генерализованной реакцией всего организма и тесно связан с адаптацией, автор дал ему название «генерализованный (общий) адаптационный синдром» (ГАС). В развитии ГАС выделяются три описанные выше стадии: реакцию тревоги, стадию резистентности и стадию истощения. Исследователь предположил, что такое трехфазное развитие характерно для большинства проявлений ГАС.
При этом качественно разные агенты равной токсичности могут вызывать неодинаковую реакцию; а одна и та же степень стресса, вызванного одним и тем же агентом, может иметь разные проявления у разных индивидов.
Например, если кто-нибудь говорит с вами в оскорбительном тоне, но вы не принимаете это близко к сердцу, то ничего не случится; однако если вы реагируете слишком сильно и чувствуете себя глубоко оскорбленным, то могут развиться тяжелые физические нарушения. Если у человека на работе чрезвычайно неприятный начальник, который без конца ругает его и придирается к мелочам, то служащий будет страдать только в том случае, если он слишком сильно переживает эти придирки; решающую роль играет здесь не обида сама по себе, а реакция человека на эту обиду. Для болезней, возникающих в основном вследствие дефектов адаптации (неправильное протекание синдрома стресса), Г. Селье предложил название «болезни адаптации». Автор отмечает, что стресс может изменять течение очень многих болезней. Продолжительный стресс может сам по себе играть роль очень сильного патогенного фактора, но и в этом случае определяющим моментом явится индивидуальная чувствительность к стрессу. В ответ на воздействие одного и того же стрессора болезнь разовьется не у каждого.
Итак, делает вывод Селье, стресс может вызывать разные поражения у разных индивидов. Это может быть связано с эндогенными факторами (например генетическая предрасположенность, возраст, пол) или экзогенными (лечение различными гормонами, лекарственными препаратами и т.д.).

При различных психических заболеваниях часто наблюдается нарушение эмоционального состояния больного. Это проявляется в виде депрессии, эйфории, дисфории, слабодушия, эмоциональной тупости и др. Депрессия выражается стойким угнетением настроения, унынием, тоской. Окружающая действительность воспринимается больным с чувством безысходности. Это порождает мысли о самоубийстве. Подобные симптомы могут наблюдаться при маниакально-депрессивном психозе, инволюционной и реактивной депрессиях, а также при гепатитах, гипертонической болезни. Эйфория выражается благодушным, блаженным настроением с оттенками безоблачной радости и прекрасным самочувствием. Огорчения у таких больных непродолжительны. Эйфория может быть при опухолях головного мозга (лобных и височных областей), при тяжелых формах соматических заболеваний (туберкулезе, болезнях сердечно-сосудистой системы, прогрессирующем параличе). В некоторых случаях тяжелейшее физическое состояние, даже накануне смерти, сопровождается беспечностью, веселостью, построением массы радужных планов. Стойкое повышение настроения, сопровождается двигательной активностью больных и ускорением у них мыслительного процесса, наблюдается при маниакальном состоянии (мании). Оно характерно для маниакальной фазы маниакадьно-депрессивного психоза.

Дисфория характеризуется тоскливо-злобным, ворчливым настроением. Возникает обычно у больных эпилепсией. Длится от нескольких минут до нескольких суток. Больной при этом бывает угрюм, раздражителен, угнетен, агрессивен.

Слабодушие сопровождается несдержанностью эмоций, легким умилением или плаксивостью по различным незначительным поводам. Эмоциональная слабость чаще проявляется у пожилых людей. Например, больной, страдающий атеросклерозом сосудов головного мозга, плачет, читая художественное произведение или слушая рассказ трагического содержания. Так же легко у него возникает и веселое настроение.

При эмоциональной тупости характерно состояние безразличия к окружающему. Больного ничего не волнует, не беспокоит, не интересует. Он абсолютно бездеятелен, стремится к уединению. Такое состояние типично для шизофрении, а также встречается при опухолях головного мозга, атрофических процессах (болезни Альцгеймера и Пика).

Аффект - состояние, которое испытывает человек при чрезвычайно сильном чувственном потрясении. Различают состояние физиологического и патологического аффекта.

Бурные эмоциональные взрывы (обида, оскорбление, гнев, отчаяние, радость) при ясном осознании своего поведения относится к состояниям физиологических аффектов. В этом случае эмоциональные нарушения достигают крайней степени напряженности, но не выходят за рамки физиологических границ. Люди, находящиеся в таком состоянии при совершении преступления, должны отвечать за свои поступки, т. е. признаются вменяемыми. Память при физиологическом аффекте сохранена.

Патологический аффект характеризуется кратковременным нарушением психической деятельности.

Различают три стадии развития патологического аффекта.

1. Подготовительная стадия - проявляется при сильных эмоциональных переживаниях, развивающихся остро или же накапливающихся в течение длительного времени.

2. Стадия взрыва - возникает при бурной эмоциональной реакции, превосходящей по силе состояние физиологического аффекта. При этом расстройство настроения сопровождается глубоким нарушением сознания, нецеленаправленным стереотипным (автоматизированным) поведением со склонностью к агрессии (например, к убийству).

3. Заключительная стадия - характеризуется тем, что человек постепенно успокаивается и впадает в состояние разрешающего сна. При состоянии патологического аффекта в отличии от физиологического обнаруживается полная или частичная амнезия. Люди, совершившие опасные действия в таком состоянии, признаются невминяемыми. Тот факт, что эмоциональные состояния играют универсальную, главенствующую роль в поведении человека, вызвал интерес многих исследователей к механизму чувственных переживаний. Высказывалось предположение, что эмоциональные переживания связаны с состоянием внутренних органов и скелетной мускулатуры. Сторонники этой точки зрения считали, что первичным в возникновении эмоций является импульсация со стороны внутренних органов и мышечной системы. К примеру, плач объяснялся тем, что льются слезы, радость - сокращением мимической мускулатуры. Несостоятельность этого взгляда была доказана экспериментально на животных, у которых прекращение интерорецептивной информации не приводило к исчезновению эмоций. И. И. Павлов в основе смены настроения видел колебания динамического стереотипа. Это он объяснял тем, что попадающие в кору больших полушарий различные раздражители вызывают определенные реакции и, взаимодействуя между собой, образуют подвижную уравновешенную систему - динамический стереотип. Колебания последнего сказываются на настроении человека. Нарушение привычного ритма жизни, т. е. изменение стереотипа, при преобладании отрицательных раздражителей, несомненно, ухудшает настроение, а увеличение положительных сигналов изменяет фон настроения к лучшему. В частности, тоска по родине есть не что иное, как нарушение динамического стереотипа в жизни человека.

У. Кеннон и В. Гесс в 1938 г. установили, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований, в частности таламуса и гипоталамических структур. Е. В. Папец (1937) связывал эмоциональные процессы с деятельностью старой коры (архипаллиума), гиппокампа, мамиллярных тел и гипоталамуса, а расшифровку поступающей информации - с функцией новой коры (неопаллиума). Он считал, что эмоциональные процессы, возникнув в гиппокампе, идут через свод мозга в мамиллярные тела гипоталамуса, а затем в переднее ядро таламуса и поясную извилину, являющуюся рецептивной областью эмоциональных переживаний. Описанную систему связей между различными структурами мозга называют <кругом Папеца>.

Связь эмоциональных состояний с деятельностью глубинных структур мозга подтверждается и исследованиями Дельгадо, Олдса и др. Они установили, что у животных при электрическом раздражении глубоких центров мозга возникают эмоциональные переживания в виде общего успокоения или страха, ярости. Раздражение глубинных структур мозга у людей в процессе оперативных вмешательств также вызывает появление чувства радости, успокоения, огромного удовлетворения или, наоборот, чувства тревоги, страха, подавленности, беспокойства.

Все эти исследования свидетельствуют о том, что эмоциональные переживания обусловливаются функциями гипоталамуса, таламических образований, лимбической системы. Эти образования тесно связаны с корой головного мозга, которая оказывает корригирующее влияние. Нарушение правильного взаимодействия коры и подкорковых структур приводит к развитию эмоциональных расстройств.

Современную точку зрения о механизмах эмоциональных переживаний высказал Анохин (1968). Он считал, что биологическая сущность эмоций сводится к удовлетворению какой-либо потребности. Если обратная информация о результатах предпринятого человеком действия говорит о полном достижении цели, возникает положительное эмоциональное состояние. Несовпадение же обратной афферентации с результатами поставленных задач ведет к неудовлетворенности, беспокойству, поиску новых решений.

Познание человека в системе наук. Общее понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность». Взаимосвязь социального и биологического в личности.

Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с ми­ром (абиотические и биотические факторы при­роды > человек; общество и его историческое развитие - человек; человек - техника; человек - культура; человек и общество >Земля и кос­мос).

В системе тех или иных связей человек изу­чается то как продукт биологической эволю­ции — вид Homo sapiens , то как субъект и объект исторического процесса — личность, то как есте­ственный индивид с присущей ему генетиче­ской программой развития и определенным диа­пазоном изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как ос­новной производительной силы общества, субъ­екта труда и ведущего звена в системе «человек-машина», как субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания и т. д.

Подобного многообразия подходов к изу­чению человека еще никогда не знала история науки. Все возрастающее многообразие аспек­тов человекознания — специфическое явление современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложения­ми к различным областям обществе. В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связа­но овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д.

Для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ре­сурсах самого человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использующихся обществом.

Благодаря крупным достижениям в научном познании человека и ускорению про­гресса в этой области уже в настоящее время жизнь обогащается более эффективными средствами организации производства, градостроительства, массовых коммуникаций и обучения на всех уровнях образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д. Не меньшее значение имеет оптимальное сочетание такого их взаимодействия в образе жизни людей, которое в наибольшей мере соответствует структуре человеческого развития.

В ближайшее десятилетие теоретическое и практическое человекознание станет одним из главнейших центров научного развития. Об этом можно судить по трем важ­ным особенностям развития современной науки, связанным именно с проблемой че­ловека.Первойиз них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки. Втораяособенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд все более частных учений. Наконец, третьяособенность современного научного раз­вития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и мето­дов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтети­ческих характеристик человеческого развития.

Эти особенности связаны с возникновением новых пограничных дисциплин и со­единением посредством их многих, ранее далеких одна от другой областей естество­знания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.)

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2]

Индивид— отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

Субъе́кт(лат. subjectum — подлежащее, лежащее внизу, находящееся в основе, от лат. sub — под и лат. jacio— бросаю, кладу основание) в психологии — активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным инструментам, в том числе их состояниям, рассматривая их как объект.

Природа субъекта открывается из рассмотрения общего характера душевной жизни как жизни сознания и отражения истории развития посредствомпамяти. Жизнь сознания, взятая в целом, имеет три специфических особенности.

Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Существует мнение, что "индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают" (А.Г. Асмолов).

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека долгое время была предметом ожесточенных споров среди психологов-теоретиков. Интересно, что до того, как Ч. Дарвин развил свою теорию эволюции, показав, что основой ее является естественный отбор, вопрос о соотношении биологического и социального в личности почти не поднимался. О происхождении человека раньше были лишь очень смутные представления, в основном замешанные на религии и вообще мистике.
В процессе становления объективной науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое»:
- психическое развитие трактовалось как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального,
- оно же трактовалось как производное только от биологического,
- или только от социального,
- или от параллельного воздействия биологического и социального.
В первой группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. Организм обычно рассматривался как некоторое "вместилище" психической деятельности. Воззрения древних философов и теологов можно отнести именно к этой группе, потому что источники развития психики искались только в самой психике.
В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. Нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. К месту и не к месту для объяснения психического развития ссылаются на биогенетический закон (закон рекапитуляции), согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит.
Биологизаторы утверждают, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Можно, но такие описания и объяснения получаются очень и очень натянутыми. К сожалению (или к радости?) человек настолько глубоко погружен в общество, в цивилизацию, в культуру, в нас настолько развит разум, что описывать поведение человека через физиологическое - значит крайне упрощать и искажать реальные закономерности такого поведения.
В противовес биологизаторским, как уже говорилось, существуют социологизаторские концепции, утверждающие приоритет социального над биологическим. Интересно, что тот же закон рекапитуляции применяется и здесь, но в другом смысле: индивид в своем онтогенезе воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.
В. Штерн писал: "Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится в стадии млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего — обезьяны, и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью, — элементарного человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями, — онтогенетическая параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры Нового времени". Конечно, это представление Штерна может (и должно) быть подвергнуто развернутой критике. Можно отметить, что человек в первобытное время не столько играл и слушал сказки, сколько находился в постоянной борьбе за выживание, сражаясь с врагами и добывая пропитание. Христианство было распространено только в европейских странах. И так далее. Однако - пусть и небольшие - параллели между развитием цивилизации и развитием индивида усмотреть действительно можно.
В настоящее время споры между учеными по поводу роли биологического и социального почти прекратились. Если где и продолжаются, то в основном по спекулятивным причинам - чтобы изобразить деятельность неких "психологических школ".
Никто уже не оспаривает тот факт, что человек рождается как представитель определенного биологического вида, со своими физиологическими особенностями, с рефлексами, инстинктами и т.д. Широко известны, с другой стороны, случаи, когда маленькие дети попадали на воспитание к животным (так называемые "дети-маугли"), в результате чего по уровню своего развития не могли превзойти обычного 3-4 летнего ребенка. Человек после рождения оказывается в определенном социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества.
В последнее время появляется много интересных научных сообщений о роли социального у животных. Оказывается, и животные (в первую очередь высшие) не живут только по программе, определенной природой, но и впитывают в себя активно социальный опыт. Те же кошки благодаря инстинктам умеют охотиться на мелких грызунов и птиц, но эта врожденная способность развивается в игре и обучении. Взрослые кошки учат своих котят приемам эффективной охоты. Если у котенка не было учителя или учитель был плохой, охотничьи умения и навыки у него будут развиты хуже. Интересно, что стремление к обучению у кошки тоже в свою очередь является инстинктом.
Роль инстинктов в поведении человека тоже велика, хотя и не так заметна. Если молодая мама учит своего ребенка ходить и говорить, чем это обусловлено: инстинктами или социальным опытом (знанием, что так надо делать)? В большинстве случаев инстинктивное и социальное у человека образует своего рода сплав, "амальгаму". Только в отличие от обычного сплава или амальгамы здесь "разделить и посчитать в процентах" невозможно и лишено практического смысла.
Физиологическое в поведении не сводится только к инстинктам. Например, слуховой анализатор человека так устроен, что слушая определенные сочетания звуков, решая "звуковые интеллектуальные загадки" человек может испытывать сильное удовольствие. Отсюда рождается увлечение музыкой. Отсюда много разных социальных эффектов: от организации дискотек до побуждающих на подвиг революционных песен. Не было бы этой физиологической особенности - социальная жизнь была бы иной. В свою очередь общение с другими людьми может побудить человека сменить свои музыкальные пристрастия, обратить внимания на новый жанры, новых композиторов и исполнителей. Слишком сильное увлечение громкой музыкой может привести к ранней глухоте. Можно посчитать, каков процент биологического и социального в этой ранней глухоте? Нет.
"Противоречия" между природным и социальным в человеке часто рассматривают через противопоставление понятий "индивид" и "личность". Индивид - это некая подструктура, биологический компонент человека, его первоначало. Интересно, что "индивид" происходит от латинского individuum - неразделенное, нерасчлененное, а аналогом русского слова "личность" было persona - маска, роль.
Часто психологи-авторы отождествляют слова "человек" и "личность". Очевидно, это не очень корректно. Личность - это социальный человек, со своими ролями и включенностью в цивилизацию. Но поскольку в действительности вне социума человек не существует, поэтому его допустимо называть личностью. Особенно взрослого человека.

45. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности. Структура личности.

Бихевиористский (поведенческий) подход. Здесь фактически ставится под вопрос необходимость употребления понятия «личность». Представители теории убеждены, что человек не наследует личностных свойств: личность порождается воздействиями окружающей среды. Реагируя на эти внешние воздействия, человек обучается, т. е. приобретает навыки поведения в среде, а также определи ные рефлексивные реакции. Другими словами, человек рассматривается бихевиористами как чистый лист бумаги, на котором с помощью специально составленной программы подкреплений и наказаний за выполненный им поведенческий акт можно «нарисовать» личность с любыми свойствами. «...Я гарантирую, что выбрав наугад ребенка, могу сделать его специалистом любого профиля - врачом, адвокатом, художником, торговцем, даже нищим или вором, карманником - вне зависимости от его склонностей и способностей, рода занятий и расовой принадлежности его предков», -писал в своей книге «Бихевиоризм» основатель подхода Джон Уотсон (1878-1958).Появлению бихевиоризма способствовали учение Ивана Павлова (1849-1936 гг.) об условных рефлексах, законы научения Эдварда Ли Торндайка (1874-1927 гг.), открытие Владимиром Бехтеревым (1857-1949 гг.) сочетательных рефлексов, отдельные работы представителей функционализма в психологии.В рамках бихевиоризма выявились два альтернативных варианта: операциональный и социальный бихевиоризм.Операциональный бихевиоризм исходил из позиции: в личности подлежат изучению только те процессы, которые можно представить через набор операций, объективно их описывающий. Другими словами, если психолог сумеет найти поддающиеся измерению операции, относящиеся к изучаемому психическому процессу, то он может точно описать и сам процесс. Например, силу голода человека следует определять не через какие-то интроспективные наблюдения голодающего субъекта, а через точное количество часов лишения его пищи. Операционализм в психологии представлен работами Эдварда Толмена (1886-1959), Кларка Халла, Берреса Скиннера. Гештальт-психологический подход. Психика человека и ее высший уровень - способности отражения сознания могут быть поняты, если их рассматривать как структурное и неделимое целое (гештальт). Эта исходная позиция представителей гештальт-психоГИИ была вызовом сторонникам структурной психологии (В. Вундт, Э. Титченер), доказывающим возможность расчленения сознания на отдельные элементы с последующим построением из них психических образований любой сложности. Если не заниматься изучением сознания человека, то психология превратится в науку о животных.У истоков данного подхода стояли Макс Вертхеймер (1880-1943), К. Коффка( 1886-1941), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Левин (1890-1947). Психическая деятельность человека обусловлена воздействием психологического поля («годологического пространства»), впитавшего в себя все прошлое, настоящее и даже хранящее события будущего. Личность человека есть одновременно источник и продукт такого поля. Это относится не только к индивиду, но и к группе (К.Левин). Сознательный опыт человека постоянно был в центре внимания психологов - гештальтистов.Классический психоаналитический подход. При взгляде на личность основными объектами внимания здесь стали конфликт между бессознательным и сознанием, а также бессознательная мотивация поведения. Эта теория исходит из того, что только небольшая часть активности человека обусловлена сознанием и «рассудок не является хозяином в собственном доме». Рассудочная, сознательная сфера психики отражает лишь поверхностную часть личности (верхушку айсберга»). Главную же область психики («подводную часть айсберга») составляет сфера бессознательного, наполненная биологически обусловленными инстинктами. Именно они определяют личность человека, его поведение. Эта обусловленность проявляется в том, что инстинкты стимулируют высвобождение накопленной в психике энергии (либидо, от лат. libido - влечение, желание). Основное содержание энергии заключалось в сексе и агрессии. Человек должен как бы «разрядиться», «заземлить» эту энергию через действия и мысли, доставляющие ему наслаждение. Этот процесс имеет характер внутреннего конфликта между отдельными компонентами психики, составляющими ее психологическую структуру. Обращение к сфере бессознательного позволяет исследователю выявлять многие корни нарушений психики, создать соответствующие психотерапевтические процедуры их устранения (метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и оговорок, прием установления близких личных отношений между психотерапевтом и пациентом). Психоанализ критикуют обычно за его недостаточную научную обоснованность, чрезмерную ориентацию на личные воспоминания и субъективные высказывания пациентов по поводу их сновидений, оговорок и др. Главным пациентом З.Фрейда был он сам, а главным критерием научной истины - его интуиция. Психоанализ объясняет особенности поведения человека, но не может предсказать их. По всей вероятности, это связано с тем, что З.Фрейд работал исключительно с контингентом неврастеников.Неофрейдисты (К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер, Э. Эриксон и др.) не соглашались с 3. Фрейдом в том, что поведение человека полностью обусловлено психосексуальными факторами, а включали в этот состав и ряд социальных потребностей, мотивов, условий жизни.Позиция Карла Юнга (1875-1961), автора аналитической психологии, отличалась от классического психоанализа следующими положениями:

- энергия либидо проявляется не только в сексуальных инстинктах, но и во всем, что в текущий момент значимо для данного человека (карьера, деятельность, образование и др.);

- психика человека обусловлена не только детскими переживаниями, но и ожиданиями будущего;

- сфера бессознательного неоднородна, она состоит из компонентов, различающихся по содержанию, времени накопления жизненного опыта и возможности восстановления этого опыта в сознании.Альфред Адлер (1870-1937) также пытался освободить теорию 3. Фрейда от полной биологизации. В своей системе, названной им «(индивидуальной психологией», он утверждал, что человек рождается с «социальным интересом», определяющим его взаимодействие с другими людьми и способы достижения цели жизни. Именно цели, а не инстинкты объясняют повседневное поведение человека. Человек, стремящийся попасть в рай, ведет себя не так, как тот, кто никогда не задумывался об этой стороне своей жизни. Основной, фактически врожденной целью личности является стремление к превосходству и самоутверждению. Какие способы человек выбирает для достижения цели, это зависит от «стиля жизни». Стиль жизни, по Адлеру, отражает поведенческий рисунок или набор приемов решения значимых для него жизненных задач. Если же это не удается, то у человека появляется «комплекс неполноценности», для преодоления которого он постоянно ищет способы компенсации (через творчество, занятия спортом и др.).

В настоящее время принято выделять три основных метода сбора информации о личности.Первый метод – это регистрация реального поведения человека в повседневной жизни. Этот способ строится на внешнем наблюдении и регистрации конкретных поступков и достижений личности. Данные, полученные с помощью этого способа, принято называть L – данными. Очень часто L – данные используют в качестве внешнего критерия, относительно которого измеряется валидность результатов другого метода. К числу основных недостатков этого метода следует отнести чрезмерную субъективность.Второй метод – это метод использования опросников и других методик, основанных на основе самоотчетов. Результаты подобных исследований принято называть Q – данными. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации этот метод занимает центральное место в исследованиях личности. Этот метод также не лишен недостатков. Поскольку он построен на основе самоотчетов, то результаты обследования могут быть искажены. Эти искажения могут быть вызваны: низким культурным и интеллектуальным уровнем испытуемых; характером мотивации испытуемых, из-за которой результаты могут быть смещены в сторону социальной желательности или подчеркивания своих дефектов; использования неверных эталонов.Третий способ – это метод, который основан на регистрации объективных данных. Данные, полученные с помощью подобных методов, называются Т – данными. Недостаток этого метода заключается в высокой трудоемкости, сложности формализации результатов и т. д.

Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования. Существуют различные подходы к определению структуры личности. Так, С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности:

1) направленностьЧего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится?

- проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения;

2)знания, умения, навыки Что человек может?

- приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности;

3) индивидуально – типологические особенности Что он есть… что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности?

- проявляются в темпераменте, характере, способностях

Наиболее обособленную и развернутую структуру личности предложил К. К. Платонов. В структуре личности выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры. Особенностями отдельных свойств этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характери способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.

 

Интересы различаются:

1) по содержанию:

а) материальные (жилищные удобства; одежда; еда);

б) профессиональные (интерес к предмету своего профессионального труда; к процессу профессиональной деятельности; к професиональным знаниям и т.д.);

в) познавательные (интерес к новым знаниям в той или иной области);

г) эстетические (искусство, литература, музыка, природа и т.д.);

д) политические;

е) спортивные;

2) по цели:

а) непосредственный интерес – это интерес к самому процессу деятельности (процессу познания, овладения знаниями, творчества, труда и т.д.).

б) опосредованный – интерес к результатам деятельности (к приобретению профессии, служебного положения, материальным результатам труда и т.д.).

3)по объему:

а) широкие – распределены между многими объектами;

б) узкие – сконцентрированы на одной области;

в) глубокие – потребность основательно изучить объект во всех деталях;

г) поверхностные – человек скользит по поверхности объекта и не интересуется им по-настоящему.

4) по устойчивости:

а) устойчивые интересы – длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека;

б) неустойчивые – они сравнительно кратковременны и быстро возникают и угасают. Человек с неустойчивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает.

5) по уровню действенности:

а) активный – побуждающий человека к систематическим и целеустремленным действиям в определенном направлении, к активным инициативным поискам источников удовлетворения интересов;

б) пассивный – это интерес к той деятельности, в которой человек сам не принимает участия.

6. Склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, не вызывает особого труда и человек испытывает чувство удовлетворения в процессе выполнения этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Нередко склонность, особенно, если она проявляется в детстве, может свидетельствовать о таком свойстве личности как способности.

7. Убеждения –определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Эмоциональная сторона убеждений связана с глубоким их прочувствованием. Убеждения – это то, что не только понятно, но и глубоко прочувствовано, пережито. Иногда человек знает, как следует поступать в тех или иных конфликтных ситуациях, но не переживает эти знания как потребность действовать согласно знаниям (дефект убеждений). Слово расходится с делом. Убеждения характеризуются - высокой осознанностью и - теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.

8. Мировоззрение– система (философских, эстетических, этических, естественно – научных, политических, экономических, психолого-педагогических и др.) сложившихся взглядов и убеждений на окружающий мир и свое место в нем.

9. Идеал– это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет перспективы самосовершенствования. Существует два типа отношения к идеалу: созерцательное и деятельное








Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 1367;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.03 сек.