Возрастные различия
Обращаясь к возрастным свойствам, следует учитывать, что возраст человека обладает метрической и топологической характеристиками. Метрическая характеристика определяется суммой прожитых лет. Топологическая оценка характеризует фазы, периоды развития психологических особенностей и поэтому становится центральной для рассмотрения в данном контексте.
Так, в период биологического созревания организма происходит общее улучшение психофизиологических характеристик. Развитие многих сенсорных функций достигает оптимума примерно к 20 годам, а интеллектуальных — к 18-20 годам; до 25 лет прогрессирует память и цветовая чувствительность. Время сенсомоторных реакций улучшается до 20-25 лет.
В исследованиях Л. А. Шварц и С. В. Кравкова установлено, что функционирование сенсорно-перцептивной сферы человека достигает своего оптимума к 25 годам. Показатели невербального интеллекта достигают своего оптимума к 30-35 годам, вербальный интеллект развивается еще и после 40. Величины уровневых показателей развития объема, переключения и избирательности внимания нарастают постепенно, наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключения и избирательности приходятся на возраст 27-33 года.
Одной из основных характеристик мышления в период 20-40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления.
Теоретическое мышление проверяется практикой, под влиянием которой происходит обогащение и теоретического мышления. Имеющиеся экспериментальные данные позволяют говорить о том, что на протяжении периода ранней взрослости (от 18 до 40 лет) наблюдается неравномерность развития конкретных видов мышления. Практическое мышление имеет самые высокие показатели развития (оптимумы) в возрасте 31–35 лет. В студенческие годы развитие практического мышления еще не опосредовано профессиональной деятельностью и выработкой ее индивидуального стиля. Однако наблюдаются оптимумы в развитии теоретического мышления, которые приходятся на возраст 20, 23, 25 и далее 32 года. Оптимумы в развитии образного мышления также приходятся на возраст 20, 23, 25 лет, в последующем только 32, 35 и 39 лет [4].
По результатам исследований К. Ригеля было выявлено, что важным достижением когнитивного развития в период ранней взрослости является формирование диалектического мышления (как понимания противоречий). Это позволяет человеку адекватно воспринимать окружающую действительность и принимать адекватные решения.
Учеными в последние десятилетия предполагается наличие сдвига пика становления самосознания с возраста 17-19 на 23-25 лет.
В целом онтогенетическое развитие можно разбить на три большие фазы. Первой фазой является обрисованный фронтальный прогресс функций, который заканчивается примерно в 24-25 лет. На второй фазе начинается медленное гетерохронное (разное по времени) снижение показателей продуктивности этих функций. Однако фаза некомпенсируемой биологически обусловленной общей инволюции неминуемо наступает примерно после 48-50 лет.
Так, к 50 годам снижается острота зрения, а немного позже происходит сужение поля зрения. Высокий уровень вербально-логических функций сохраняется до 45 лет, а памяти — до 45-50 лет. После 50 лет существенно уменьшается возможность образования сложных дифференцированных рефлексов.
Приведенные данные позволяют говорить о существовании в oнтогенезе двух достаточно четко выраженных рубежей снижения продуктивности психологических функций — в возрасте 20-25 и 45-50 лет.
Качественное изменение внутриструктурных отношений между различными компонентами интеллекта является определяющим для выделения как этапного и возраста 34-36 лет. Тем более что примерно к этому времени достигает оптимума такая важнейшая психофизиологическая функция, как внимание. Кроме того, нельзя не выделить возраст 11-14 лет и в среднем около 60 лет, когда происходят изменения поведения, во многом обусловленные изменениями в половой сфере.
Таким образом, выделяются периоды онтогенеза человека, ограниченные 11-14, 20-25, 34-36, 45-50 и примерно 60 годами. Главным критерием выделения указанных границ явились продуктивность основных психофизиологических функций, формирующих общие способности, а также изменение структуры отношений психофизиологических функций и первичных потребностей. То есть, такая периодизация имеет преимущественно биологическую основу.
Особенности проявления биологически обусловленных свойств личности, темперамента можно проследить на разных возрастных этапах. Так, среди учащихся 4-8 классов в группе подростков с несформированной структурой характера выделены «порывистый», «опасливый», «порывисто-опасливый» типы. У «порывистого» типа в поведении превалируют упрямство, вспыльчивость, капризность, драчливость. Они не принимают школьных требований, проявляют неповиновение. Подростки «опасливого» типа проявляют робость, боязливость, неуверенность, нерешительность. Они инертны в поведении, пассивны к школьным требованиям. В условиях организованной жизни класса они подчиняются коллективным требованиям, но при отсутствии таких условий легко попадают под влияние ребят «порывистого» типа, становятся исполнителями их желаний. «Порывисто-опасливый» тип является промежуточным и сочетает в себе черты двух других типов.
Среди той же категории учащихся у подростков с более сформировавшимся поведением было установлено три типа: регулируемый, полный саморегулируемый и неполный саморегулируемый. Поведение подростков регулируемого типа упорядочивается социально направленными воздействиями (требованиями, правилами, примерами); отклонения в поведении у таких подростков незначительны и легко поддаются корректировке. Подростки полного саморегулируемого типа в различных жизненных обстоятельствах самостоятельно организуют и корректируют своё поведение, не испытывая при этом необходимости в дополнительной внешней стимуляции. Подростки неполного саморегулируемого типа в одних случаях самостоятельны в проявлении своего поведения, в других случаях им необходима дополнительная стимуляция. В целом, обобщая многочисленные исследования, можно говорить о выделении психологических типов подростков, поступки которых определяются преимущественно социальным окружением и подростков, относительно независимо, самостоятельно организующих свое поведение, реализуя собственные особенности.
На другом полюсе возрастного континуума также выделяются три типа стариков и старости: старик-негативист, отрицающий у себя наличие каких-либо признаков старости, старик-экстраверт и старик-интроверт. Старик-экстраверт признает наступление старости, но к этому признанию приходит через внешние влияния и путем наблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию (наблюдение за выросшей молодежью, расхождение с ней во взглядах и интересах, смерть близких и друзей, новшества в области техники и социальной жизни, изменение положения в семье). Старик-интроверт остро переживает процесс старения, что проявляется в тупости по отношению к новым интересам, оживлении воспоминаний о прожитом — реминисценции, в интересе к вопросам метафизики, в малоподвижности, ослаблении эмоций, ослаблении сексуальных моментов, стремлении к покою.
Таким образом, можно констатировать, что возрастные проявления свойств личности как бы преломляются через изначальные типологические особенности человека, которые сохраняются на протяжении всей его жизни. Прежде всего это касается типологии темперамента и типологии направленности человека: на себя или на окружение, интроверсии—экстраверсии, по К. Юнгу. Но тогда получается, что люди, направленные вовне, приспосабливающиеся к внешней среде, открыты для изменений со стороны социального окружения.
Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 1485;