Macr; Для любознательных 3 страница

Своеобразие интеллектуального развития дошкольников за­ключается и в преобладании образных форм познания - воспри­ятия, образного мышления, воображения. Именно для их образо­вания и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий про­цесс развития познавательной деятельности человека. А это значит, важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познава­тельной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.

Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает ре­шить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, вни­мания, наблюдательности, формирования представлений об окру­жающем мире, в том числе и математических, первоначальных ис­торических, географических и т.д. Вот, например, папа и сын, сер­вируя стол к завтраку, превращаются в «официантов» и решают такие математические задачи: поставили всем членам семьи чашки, а к ним разложили чайные ложки: чего больше - чашек или ложек? Поровну? Как же ты догадался? К тарелкам надо разложить ножи и вилки. Сколько ты возьмешь вилок, чтобы всем хватило? А сколь­ко ножей? Положим еще один нож для масла: чего стало больше -ножей или вилок? На сколько стало больше ножей, чем вилок? И так - от одной игровой ситуации к другой!

Из курса дошкольной педагогики вспомните характеристику любознательности ребенка-дошкольника. Составьте тезисы консультации для родителей; памятку «Как отвечать на вопросы детей» (для информационного стенда).

Семья — первая школаовладения ребенкомродным языком. Родной язык, являясь одновременно и средством и источником интеллекту­ального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ре­бенка как личность. Пользуясь языком как средством общения, ре­бенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осозна­вать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу не­обыкновенно высокой детской чувствительности к языковой ин­формации, которая «падает» на первые годы жизни. Внимание ро­дителей должно быть обращено на становление и развитие всех сторон речи - фонематической, лексической, грамматической. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом надо учитывать уникальность, своеобразие и неповторимость речи каждого ребен­ка, которые проявляются и в способах выражения своих мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, жесты, реплики) (О.С. Ушакова). Однако родители не должны «умиляться» речевыми ошибками детей, дефектами звукопроизношения - следует своевременно консультироваться со специалистами и исправлять недочеты в речевом развитии, пока они не стали привычными для ребенка.

Многое ребенок усваивает благодаря подражанию. Главной мо­делью для подражания становится значимый взрослый, прежде все­го родители. Дошкольникам свойственно доверие к словам взрос­лого, некритичность в принятии его требований, указаний, объяс­нений, особая чувствительность к оценке, особенно высказанной близкими людьми.Все это в совокупности тормозит развитие ин­теллектуальной самостоятельности ребенка, его способности к размышлению, сомнению.

Известный психолог Ж.Пиаже объяснил причины несамостоя­тельности ребенка в мышлении и поведении особенностями евро­пейской системы воспитания и обучения, в основе которой лежит достаточно жесткое разделение функций взрослого и ребенка в их совместной жизнедеятельности. За взрослыми закрепляется функ­ция контроля, оценки, а ребенка с рождения приучают к немотиви­рованным запретам, приказам, ставят его в положение безогово­рочного подчинения, повиновения Строгое разделение обязанно­стей на детские и взрослые формирует у ребенка представление о себе самом как воспитываемом, обучаемом, несамостоятельном существе.

Опыт показывает, что на соучастие в деятельности с ребенком легко идут родители с демократическим стилем общения. Диалог сложнее дается авторитарным родителям, которые не доверяют силам и возможностям своих детей, излишне опекают их. Между тем умственная активность детей значительно возрастает, если им представляется самостоятельность в выборе занятий, способа дей­ствии, партнеров по деятельности и т.д. Если с первых лет жизни поощрять в ребенке самостоятельность в выборе варианта задания, способов его выполнения и форм поведения, то это поможет лучше раскрыть его творческий потенциал.

Особо следует сказать о ролихудожественных средств в интел­лектуальном развитии дошкольника. В свое время И.Кант высказал удивительно меткую и верную мысль о том, что искусство раскры­вает свободное пространство для «игры познавательных способно­стей». Несомненны познавательные функции искусства, что дает возможность расширять с его помощью умственный кругозор ре­бенка, развивать его художественный вкус, стимулировать творче­скую деятельность.

Первые шаги в мире искусства, культуры ребенок делает в се­мье, поэтому столь важны ценностные ориентиры родителей. Это особенно необходимо помнить сегодня в связи с усилением дест­руктивных явлений в культуре, преодолеть которые можно, опе­ревшись на наиболее значимое культурное достояние, обеспечи­вающее дальнейшее развитие цивилизации. В этом отношении незаменимы произведения народной культуры, классического ис­кусства, которые используются как действенное средство воспи­тания детей с первых лет жизни. С раннего возраста ребенок впи­тывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, фольк­лорные образы, знакомится с формами, красками орнаментов на игрушках, одежде, предметах интерьера. В произведениях устного народного творчества, которые сопровождают ребенка с первых дней жизни, для него открывается вся прелесть родного языка. Незабываемые образы фольклорных произведений, поэтические картины природы, выразительность и меткость языка, красота образного слова психологически близки и интересны детям. Они быстро «схватывают» фольклорную поэзию. Это важно помнить современным родителям, часто пренебрегающим такими важ­нейшими средствами народной педагогики, как колыбельные песни, потешки, пестушки, потягушки, прибаутки, приговорки, заклички, скороговорки, считалки. Обращение к ним не дань прошлому, а следование по проверенному многовековой практи­кой пути приобщения детей к искусству (Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Е.А.Флерина). Привязанность к народному слову, произведениям декоративно-прикладного творчества, воспитанная в дошколь­ном детстве, постепенно перерастает в любовь к литературе, ис­кусству, которая сопровождает человека всю жизнь. В жизнь ре­бенка входит высокая поэзия, музыка, яркие произведения изо­бразительного и театрального искусства. К старшему дошколь­ному возрасту дети должны иметь представление о разных видах и жанрах искусства, знать наиболее выдающихся писателей, ком­позиторов, художников, скульпторов, артистов и т.д.

Традиционно прочное место в воспитании ребенка, его духовном обогащении занимает литература. Детские книги - обязательное средство воспитания современного ребенка. Родителям важно при­вить ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал ее, мыслил на основе словесных представлений, переживал вместе с героями повествования. Для развития мышления, воображения, чувств ребенка чтение книги дает значительно более богатую пищу, чем просмотр телевизионных передач. Ребенок должен знать, кто написал книгу и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника книга - произведение искусства. Любимая книга сопровождает ребенка все его детство, а во многих семьях детские книги передаются из поколения в поколение как реликвии.

Наиболее близки детскому мироощущению сказки с их чудесами и волшебными превращениями, с моралью, которая преподносится в прозрачной, ясной по смыслу, захватывающей и забавной форме. Восприятие сказки - особая деятельность ребенка-дошкольника с присущими ей сопереживанием, мысленным содействием герою произведения. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем вооб­ражении, сливается с ее героями, вызывающими его симпатию. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доб­роты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает тем­ные силы в лице Кощея, Бабы Яги, Змея Горыныча (А.В.Запорожец, Д.Н.Дубович-Арановская, Б.М.Теплов). Одним словом, как удиви­тельно точно отметил К.И.Чуковский, сказки воспитывают у ре­бенка «дивную способность волноваться чужими несчастьями, ра­доваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Воспитательная ценность сказки во многом зависит от методики ее преподнесения детям. Современные родители предпочитают сказки читать: конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказыва­нии создаются возможности для особых контактов с ребенком (глаз в глаз), усиления эмоционального воздействия на него. К полю­бившейся сказке ребенок возвращается снова и снова, поэтому необходимы повторные рассказы, чтение, рассматривание иллю­страций. В 4-5 лет детям целесообразно читать «толстые» книги, длинные авторские сказки. Чтение растягивается на много дней, организуется как ритуал: в определенное время, в уютном месте. Ребенок «вживается» в сказочное повествование, оно овладевает его умом и сердцем. Важно привлекать ребенка к размышлению над прочитанным, подводить к осознанию общечеловеческих ценностей, учить различать добро и зло, ценить трудолюбие, верность, формировать представления о справедливости, мужестве, упорстве.

В дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку, т.е. знакомится с инсти­туциональными формами организации культуры. От семьи зави­сит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или на­долго определит его культурное развитие, станет служить обога­щению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.

Особо тщательно следует продумать первое посещение с ребен­ком театра, музея, выставки и др.: оно должно оставить яркие впе­чатления, дать представление о назначении того или иного объекта культуры. В театре это сам спектакль, артисты, декорации, музы­кальное оформление, в музее - экспонаты (картины, скульптура и т.д.). Видимо, не следует при первом знакомстве ребенка с театром. музеем вести его в буфет, угощать сладостями: это может отвлечь от эстетических переживаний, исказить образ театра, музея. Пер­вые впечатления ребенка от встречи с искусством целесообразно подкрепить беседой (что видели, что понравилось), рассматрива­нием иллюстраций (каталог музея, выставки, книга, по которой смотрели спектакль). Взрослым целесообразно в присутствии ре­бенка рассказать домашним о том, что увидели и узнали, какое по­лучили удовольствие от спектакля, выставки. При последующих посещениях музея расширяется круг экспонатов, которые смотрит ребенок, но обязательны возвращения к тому, что особенно запало в память ребенка по прошлому знакомству. Если посещение музея будет регулярным (например, раз в полгода), то родители увидят, как «растет» их ребенок, повторно воспринимая свои «самые лю­бимые картины», раскрывая в них новое содержание, художествен­ные особенности.

Саше было четыре года, когда его в первый раз привели в Третьяковскую га­лерею Его воображение поразила картина И. Айвазовского «Девятый вал». Он волновался, спасутся ли люди, потерпевшие кораблекрушение, утихнет ли шторм. Перед уходом из галереи он попросил снова отвести его к картине И. Айвазовского. Дома с интересом рассматривал альбом репродукций картин собранных в Третьяковской галерее, особенно работы художников-маринистов. При повторном посещении галереи Саша прежде всего пошел к полюбившейся картине. Он уже высказывал предположения о причинах кораблекрушения о судьбе людей, пытающихся спастись. Обратил внимание на художественные осо­бенности картины как нарисовано море, небо. В шесть лет Саша созрел настолько, что сумел найти «оптимистическую ноту» на любимом полотне «Бабушка люди обязательно спасутся видишь, радуга. Художник ее нарисовал, чтобы ус­покоить нас раз радуга, значит, погода изменится, ветер утихнет и не будет под­нимать волны. Люди спасутся!»

Детей надо беречь от пагубного воздействия так называемой массовой культуры, а точнее - антикультуры, апеллирующей к низменным инстинктам человека, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребенка-дошкольника противопоказаны различ­ные современные зрелищные мероприятия-шоу с громким музы­кальным сопровождением, яркими световыми и пиротехническими эффектами, с многолюдием присутствующих. Помимо того, что такие зрелища возбуждают и утомляют ребенка (как, впрочем, и взрослого человека), они притупляют его восприимчивость к менее броским, но более художественным явлениям окружающей жизни. Ребенок, например, привыкший к постоянному громыханию и по­лыханию светомузыки, т.е. к очень сильным раздражителям, про­сто не увидит красоты серенького воробушка, принарядившейся в серебряный иней березки, что растет под окном.

Итак, домашнее воспитание - это деятельность, органично вплетенная в целостную ткань проживания детьми своей индивиду­альной жизни среди самых близких и значимых людей. А для роди­телей и других членов семьи - это повседневный кропотливый труд по созиданию растущего человека, имеющий глубокий гуманисти­ческий смысл.

«ПОИГРАЙТЕ СО МНОЙ!»

Как часто можно слышать этот призыв ребенка! Многих роди­телей он наводит на размышления о несамостоятельности ребенка, который не может себя занять. «Ну что за ребенок! - жалуются они, -Даже поиграть один не может!» Ошибочность подобных родитель­ских сентенций свидетельствует о непонимании природы детской игры.

Известно, что игровая деятельность (впрочем, как и любая дру­гая) не возникает сама по себе, не изобретается ребенком: она задает­ся взрослыми, которые учат его играть, передают ему общественно сложившиеся способы игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства изображения образа; выпол­нять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Усваивая технику различных игр в общении со взрослыми, ре­бенок затем обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект (А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, Н.Я.Михайленко).

Игра - исторически сложившаяся часть человеческой культуры, и задача родителей вводить в нее детей, «внедрять» ее в их жизнь. Существует много каналов такого «внедрения». Один их них - оснащение игры игрушками. Еще до рождения малыша родители по­купают первые игрушки-погремушки и мечтают о том времени, ко­гда порадуют ребенка куклой, мячом, велосипедом и т.д. Зачастую забота об игре ограничивается покупкой игрушек, и здесь родители нуждаются в квалифицированном совете, ибо, как метко подмечено народной мудростью, «игрушка - не балушка». На каждом возрас­тном этапе детства нужны свои игрушки, поскольку они призваны решать определенные задачи воспитания.

Опираясь на знания, усвоенные при изучении курса дошкольной педагогики, составьте педагогические рекомендации о том, какие игрушки целесообразно приобретать детям на протяжении дошкольно­го возраста (Козлова С. А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. –М., 1999. – Гл. 20).

Сам по себе подбор игрушек не определит направления разви­тия детской игры. Для этого необходимы впечатления детей об ок­ружающей жизни, в соответствии с которыми используется та или иная игрушка. Помните, как писал К.Д.Ушинский: «Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь...» (Ушинский К.Д. Избр.пед.соч. - М.,1954. - Т. II.-С.484).

Далее необходимо раскрыть ребенку, что «закодировано» в той или иной игрушке: обучить игровым действия. В каком возрасте это целесообразно делать? Буквально с первых дней жизни, когда ребенку раскрывают игровые возможности погремушек, колоколь­чика (звенит!), шарика, подвешенного над кроваткой.

Повторите технологию первоначального обучения игре (Козло­ва С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М., 1999. – Гл. 16).

В семье есть возможность дать ребенку в дополнение к гото­вым игрушкам различные бытовые предметы, которые помогают реализации замысла игры, воплощению образа. Мамина блузка превращается в халат Айболита, а плед оказывается незаменимым для постройки «хижины», диванные подушки становятся «кроко­дилами», а кресло - прекрасный «космический корабль», «наблю­дательный пункт», «королевский трон». Задача родителей - со­действовать такому творческому «преобразованию» окружающей обстановки, наталкивать ребенка на возможные замещения, не выступать в роли «хранителя» раз и навсегда заведенного поряд­ка. И не следует сразу после окончания игры (в воображении ре­бенка она еще живет), немедленно все расставлять по местам. На­пример, Саша «плывет» в «пироге» (перевернутая скамейка) по Амазонке. Игра в полном разгаре, но пора ужинать, вся семья ждет. Мама предлагает «причалить» к берегу, где «у костра» го­тов ужин. И ребенок спокойно переключается на семейную трапе­зу, зная, что потом можно «доиграть», потому что «пирога», «крокодилы», «пираньи», все что отражает полет фантазии и под­держивает ее, останется на месте.

Часто в процессе игры появляется потребность в предметах, ко­торые легко смастерить. И тут незаменима помощь взрослых. «Я -доктор, и мне нужны очки!»- заявляет Лиза и пытается «узур­пировать» бабушкины очки. «Стойте, стойте, доктор, - возражает бабушка. - Вам мои очки не подойдут: вы в них ничего не увидите. Как же будете лечить больных? Но я работаю в магазине «Оптика», где делают очки. Где у вас рецепт на очки?» Далее следует изготов­ление очков из картона. А Артем построил горную дорогу. Надо везти грузы в далекий аул. Папа пришел на помощь: «Надо сделать трайлер!» Но из чего? Мама подсказала: из футляра от зубной пас­ты. И закипела работа... Как сделать, чтобы колеса крутились, что­бы дверца в кабине открывалась?

Казалось бы, мелочь - помочь ребенку оснастить свою игру. А у родителей, думающих о развитии детей, это превращается в «школу» воспитания воображения, ума, смекалки, сотрудничества и многого другого. Но главное, родители демонстрируют уважение к игре ре­бенка, а следовательно, и к нему самому, его увлечениям, интересам, переживаниям. И словом, и делом они укрепляют в сознании ребенка представление о том, что игра - это серьезно. А потом он перенесет серьезное отношение на другие виды деятельности.

Правда, во многих семьях достаточно распространенным явля­ется взгляд на детскую игру как на пустое занятие: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Отсюда - некорректные замеча­ния, требования, комментарии детской игры («Зачем перевернул стул? Ах, ему понадобилась пушка! И в кого же ты решил стрелять? Что-то я не вижу здесь неприятеля!»). Родители часто не видят ни­чего зазорного в том, что резко вмешиваются в игру («Хватит иг­рать! Сколько можно тебя ждать за столом?»). А ведь игра ребен­ка - это деятельность не напоказ, дети не любят играть, если за ни­ми кто-то наблюдает. Поэтому дома дети облюбовывают для игры укромные уголки (за креслом, под столом, на подоконнике).

Особым «гонениям» подвергается игра старших дошкольников: родителям хочется «заменить» ее занятиями, которые, с их точки зрения, готовят ребенка к школе. Подобное несправедливое отно­шение родителей к игре старших дошкольников - свидетельство недопонимания ими ее места в формировании таких ценных ка­честв, от которых напрямую зависят будущие успехи в школе. Лю­бая игра учит ребенка управлять своим поведением: «учительница» вынуждена отказаться от своих капризных наклонностей, а «ка­питану» следует вырабатывать у себя решительность, «командный» строгий тон, а значит, учиться преодолевать свою застенчивость. А если ребенок играет с друзьями, то приходится особенно тщатель­но следить за своими словами, репликами, действиями, в чем-то уступать партнерам, иначе игра разрушится. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях они еще «не до­росли», а именно, в отношения взаимного контроля и помощи, со­подчинения, требовательности.

В.В.Давыдов изучал важнейшее свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состояться учебная деятельность. Это способность переносить функции с одного пред­мета на другой, не обладающий этими функциями (карандаш стано­вится ложкой, ножом, дирижерской или волшебной палочкой, коро­левским жезлом и пр.). Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия. Широкое ис­пользование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами и знаками, что потребуется в учении.

Какие виды игры в наибольшей степени можно считать домаш­ними? Бесспорно, что все виды должны занимать достойное место в семейном воспитании, ибо каждая их них обладает своим преимуще­ством в развитии у детей тех или иных ценных качеств и свойств. Вот, например, игры с конструктивным материалом. Какой простор для развития мышления, пространственного воображения, творчест­ва они представляют! Однако в семье конструкторы покупают пре­имущественно мальчикам, ограничиваются каким-то одним типом конструктивного материала, не обучают детей техническим умениям, без чего поделки бедны по замыслу и воплощению.

Подбирая ребенку настольно-печатные игры, необходимо заду­мываться о разнообразии их типов. Овладев умениями, заложенны­ми в определенном типе игры (лото, гусек, разрезные картинки, до­мино), ребенок легко перенесет их на аналогичный, даже если игра будет иного содержания. Научить ребенка навыкам разных типов игр - задача родителей, являющихся «первыми учителями» малыша. Многие настольно-печатные игры требуют партнера (партнеров), в таком качестве сначала выступают родители. Научившись играть с родителями, ребенок оказывается способным взаимодействовать с другими детьми. А это поднимает его статус как в собственных гла­зах, так и среди сверстников. Но способы взаимодействия, которые он перенесет на самостоятельные игры с другими детьми, зависят от того, как вели себя взрослые, играя с ребенком. А именно: как вво­дили ребенка в игру, как учили соблюдать правила, выигрывать и проигрывать. И здесь перед родителями встает вечная дилемма под­даваться ребенку или играть серьезно, на равных? Ответ может быть один только на равных, но естественно, страхуя ребенка на первых порах от «зевков», неправильных действий. А потом - все по спра­ведливости, не уступая ребенку первый ход, а используя жеребьевку, считалку. Выигрыш - радость для ребенка, она тем сильнее, чем труднее была победа. Но жизнь не строится на одних удачах. На­стольно-печатные игры, как и другие игры с правилами, учат ребен­ка достойно принимать поражение, тем более что остается надежда выиграть в следующий раз.

Включение игры в канву семейной жизни служит оптимизации эмоциональных взаимоотношений в семье. В исследовании Г.Н. Гри­шиной убедительно показано, что широкий простор в этом плане дают народные игры. Будучи богатыми по содержанию, формам, построению, разнообразию действий играющих, они легко могут быть использованы в самых различных ситуациях, без привязки к определенным месту и средствам. Другими словами, они обладают универсальностью, что важно знать родителям. Народными играми можно «скрасить» многие малопривлекательные моменты в жизни ребенка (ожидание приема у врача, длительная дорога, постельный режим при болезни). Преодолению эмоциональной отчужденности между родителями и ребенком помогают театрализованные игры. На эту тему проведено интересное исследование Р. К. Сережниковой.

Итак, родителям необходимо играть с ребенком. Без этого он не сможет полноценно овладеть игровой деятельностью, а будет толь­ко манипулировать игрушками. Но, обратите внимание, нужно именно играть, а не включаться в игру по родительскому долгу. Не снисходить до детской игры, не ставить условий (например, «поиграю только 10 минут»), а входить в замысел ребенка, тактич­но направлять его, перевоплощаться в образ, в общем - играть на равных, как того требуют партнерские отношения. Ребенок очень ценит, когда взрослый соглашается играть с ним, отложив свои серьезные дела. Он интуитивно понимает, что к нему отнеслись как к равному, значимому: не пожалели своего «взрослого» времени. Это поднимает его в собственных глазах. И конечно, наполняет сердце любовью к родителям.

НАКАЗАНИЕ, ПООЩРЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ

В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение - метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности.

В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказа­ния необходимыми при воспитании детей В.А. Сухомлинский выступал как решительный противник наказания Он считал, что маленьких де­тей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно орга­низовав их жизнь в семье, детском саду, школе. А.С. Макаренко при­держивался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требова­ний, делать это терпеливо, без раздражения. По мнению А.С. Макаренко, безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.

Сравните эти две точки зрения и сформулируйте свою позицию.

Традиционно наказание рассматривается как такое воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм пове­дения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания муд­ро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать - значит помочь ребенку осознать свой посту­пок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответ­ственно с установленными правилами. Итак, наказание - это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребенке, то, что он при этом переживает. С психо­логической точки зрения наказание - хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от кото­рого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Поэтому не следует напоминать ребенку о прошлых наказаниях, упрекать ими.

Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду, злость против того, кто это совершает. Следова­тельно, неправильное использование наказания приводит к тому, что этот метод теряет педагогический смысл. Однако далеко не всякий детский проступок требует наказания. Следует иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть причиной проступка (например, недостаточная координация дви­жений, эмоциональность, несбалансированность процессов возбу­ждения и торможения, подражательность, любознательность и многое другое). Поэтому иногда достаточно ограничиться репли­кой, замечанием. Часто ребенок своим поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и утешении со сто­роны взрослых, чем в карательных мерах. Например, неосторожно ткнул пальцем в красивый воздушный шар, и тот лопнул; полез в лужу за корабликом, упал, промок... Если ребенок ждет за каждую ошибку наказания, то страх парализует его стремление самому строить свое поведение. Боясь наказания, он будет обманывать взрослых, хитрить, изворачиваться.

В практике семейного воспитания неправильное использование наказания проявляется в том, что родители часто наказывают ре­бенка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, сумми­руют несколько проступков для наказания. Ребенок не понимает справедливость подобных наказаний, поэтому они порождают но­вый конфликт в отношениях с родителями. Недопустимы наказа­ния трудом («сломал игрушку - иди убирайся в своей комнате»), наказания, вызывающие страх («сиди один на темной террасе»). Грубая брань, оскорбления, обидные прозвища травмируют психи­ку ребенка, ослабляют его волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.

Особо следует сказать о телесных наказаниях, от которых стра­дают многие современные дети в своих семьях. Почему на пороге XXI в. о физических наказаниях в условиях семьи заговорили на международном уровне, что отразилось в «Конвенции о правах ре­бенка» (1989)? Дело в том, что многим родителям не хватает эле­ментарных знаний об особенностях развития маленького ребенка, выдержки и терпения в его воспитании. Другие находятся в плену иллюзии относительно того, что с помощью физических наказаний удается достаточно быстро добиться послушания ребенка, забывая при этом о постоянном повышении «дозы» воздействия. Третьи просто морально деградировали, отсюда жестокие побои и истяза­ния маленьких детей. Отметим, что любые телесные наказания (даже «невинные» шлепки) перечеркивают всю воспитательную ра­боту с ребенком. Дети, подвергающиеся дома побоям, не верят в доброе слово взрослых, скептически воспринимают такие мораль­ные нормы, как «не обижай маленьких, помогай слабым». После розги и ремня дети не чувствительны к другим мерам воздействия.

Возможны наказания в виде лишения развлечений, отстранения от какой-то деятельности («Ссоришься и споришь с детьми - поси­ди, подумай, кто не прав: ты или твои товарищи»). В отдельных случаях уместен метод естественных последствий: забрызгал зерка­ло - вытри, насорил - убери. Старшие дети чувствительны к лише­нию доверия. («Не могу пустить тебя одного во двор, в прошлый раз ты выбегал за мячом на проезжую часть улицы»). Дети тяжело переживают изменение отношения к себе. Поэтому в качестве нака­зания взрослые могут проявить к ребенку сдержанность, некото­рую официальность, холодность. Так, пятилетний ребенок говорит: «Я не люблю, когда папа называет меня Александром: значит, он на меня сердится».








Дата добавления: 2015-01-21; просмотров: 836;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.