Общая характеристика проблемы коммуникации в процессе разработки решений в сложных ситуациях
Иногда сразу проанализировать проблему или сформулировать цель предстоящей операции ЛПР не удается. Чаще всего это обусловлено недостаточной исходной информацией, срочностью решаемой задачи, неполными знаниями или отсутствием опыта у ЛПР. Число вопросов, возникающих при решении сложной проблемы, более чем превосходит интеллектуальные возможности одного человека. Поэтому в практике разработки решений в сложных ситуациях все чаще наблюдается ситуация, когда в качестве ЛПР выступает коллективный органе (например, совет директоров, совет попечителей и т.п.), а при обосновании решений, как правило, обязательно участвуют консультанты, эксперты, переводчики. Их работой ЛПР также должно управлять. Однако при этом почти сразу возникает параллельная проблема — проблема коммуникации, проблема общения ЛПР и другим участников процесса разработки решений и управления. Эта проблема часто усугубляется особенностями субординации в организациях, требованиями конфиденциальности или режимом секретности, другими обстоятельствами. Все указанные обстоятельства вносят дополнительный психологический дискомфорт.
Большая удача, если ЛПР длительное время работает с одной «командой». Тогда люди неизбежно узнают друг друга лучше, адекватнее воспринимают вербальные высказывания, учатся прощать незначительные просчеты и ошибки, растет взаимопонимание. При этом ЛПР должно быть постоянно готовым пребывать в несвойственной ему роли «ученика», слушающего «мудрого учителя», ЛПР должно заставить себя не обращать внимания на разницу в должности, звании, возрасте и т.п.
Таким образом, реалии сегодняшнего дня таковы, что невозможно эффективно решать сложные проблемы или задачи, если не учиться терпеливо, с желанием и по возможности беспристрастно воспринимать информацию от специалистов, советы и рекомендации помощников и экспертов. Важно хорошо усвоить, что особенно это трудно делать, если информация или рекомендации не очень нравятся ЛПР, не совпадают с тем, что оно желало бы услышать.
Возникает известная психологическая проблема, получившая в литературе название «Они и Мы». Вначале «Они» неизбежно воспринимаются ЛПР как чужаки. ЛПР, его команда и «Они» никак не могут найти общий язык. Они как бы говорят на разных, несовпадающих, иностранных языках. А ведь должно быть единое понимание проблемной ситуации, должен быть выдержан еще один принцип системного подхода — принцип однозначной семантики.
Поэтому при исследованиях выяснилось, что хорошей, адекватной моделью совместной работы, например, ЛПР и экспертов является модель изучения иностранного языка. Математическую модель процесса взаимного общения достаточно просто построить, если допустить, что ничто не изменяется скачком. В действительности это довольно сильное допущение. На самом деле понимание обычно как раз и проявляется внезапно, как некое озарение.
Для построения математической модели процесса коммуникации (например, ЛПР и эксперта) следует согласиться с некоторыми гипотезами об основных факторах и проявлениях тех или иных тенденций в процессе изучения иностранных языков. Впервые перечень таких факторов и тенденций для моделирования предложил известный исследователь Г. Саймон. На основе анализа процесса изучения иностранного языка по методике «Берлиц» Саймон предположил, что главными факторами, определяющими эффективность процесса, являются исходный уровень непонимания языка и продолжительность обращения к изучаемому предмету (языку).
В качестве гипотез об основных тенденциях и условиях процесса изучения иностранного языка были сформулированы следующие предположения:
§ уровень непонимания меняется в процессе обучения логарифмически с ростом частоты и продолжительности обращения к языку, практики разговорной речи;
§ существует «граница положительной мотивации» при обучении новому языку;
§ скорость изменения интенсивности обучения (частоты и продолжительности обращения к языку, практики разговорной речи) зависит от «близости» параметров процесса обучения к «границе положительной мотивации».
Смысл понятия «граница положительной мотивации» заключается в том, что при определенном уровне непонимания обучаемый стремится сокращать продолжительность занятий языком. Если же уровень непонимания ниже некоторого критического порога для данного значения продолжительности занятий («порога отрицательной мотивации»), то занятия приносят удовлетворение, они приятны (наблюдается положительная , мотивация), их хочется продолжать, и обучаемый будет стремиться увеличивать продолжительность занятий. Если же уровень непонимания выше критического порога, то занятия неприятны, раздражают (отрицательнаямотивация), и обучаемый будет стремиться сокращатьих продолжительность или даже вообще откажется от изучения языка. Процесс целенаправленного общения людей в интересах получения и обмена информацией, достижения соглашения, принятия совместного решения по важной проблеме будем далее именовать деловой беседой.
Приняв гипотезы Г. Саймона и основываясь на предположении о плавном, нескачкообразном характере изменениязначений факторов модели, составляют несложные дифференциальные уравнения и моделируют процесс общения ЛПР и эксперта. Результаты моделирования дают достаточно полное представление об особенностях процесса взаимодействия участников подобных деловых бесед. Так например, при хорошем начальном уровне взаимопонимания даже при сравнительно низкой частоте общения удается снизить уровень непонимания практически до нуля, не вызывая у ЛПР и эксперта отрицательных эмоций. Если же уровень непонимания очень высок, а частота общения низкая, ЛПР, скорее всего, откажется от контактов с экспертом и останется практически на том же уровне непонимания.
Умению преодолеть подобные трудности общения учит практика ведения деловых бесед. Обычно считают, что участники деловой беседы одинаково заинтересованы в ее результатах и поэтому готовы активно сотрудничать друг с другом для достижения общей цели. Это значит, что рациональное должно преобладать над эмоциональным («не примешивать чувства и эмоции к делу»). Нужно понять, что ситуация «Они и Мы» должна уступать место ситуации «Мы против проблемы». Стороны просто обязаны исключить взаимные обиды и предвзятости. При планировании особо ответственных деловых бесед стоит прибегнуть к помощи и совету специалистов по этому вопросу, пригласить для консультации психоаналитика, имиджмейкера, дизайнера. Они помогут ЛПР подготовить и отрепетировать специальные действия, направленные на блокирование скрытого сопротивления или открытой деструктивной позиции собеседника.
Однако даже если участники деловой беседы искренне заинтересованы в ее успехе, часто этого еще недостаточно для того, чтобы она немедленно дала полезный эффект. Люди ведь разные. У них могут быть разная национальность, религия, разный уровень образования и культуры, разные принципы морали и нравственности (например, И. Кант утверждал, что чем выше мораль, тем ниже нравственность). Поэтому нет ничего более далекого от истины, чем полагать, будто одни и те же слова для разных людей обозначают одно и то же. Значение одного и того же слова для разных людей почти всегда — разное. Следовательно, в ходе деловой беседы необходимо активно добиваться взаимопонимания, тактично выясняя, что именно в сознании собеседника (собеседников) отождествляется с тем или иным словом. Ни в коем случае не пытаться пассивно приписывать словам тот смысл, который они (эти слова) имеют для вас.
Особенно ярко это проявляется, если ваш собеседник делает заявления типа: «Вам этого не понять!». В подобной ситуации Вам следует немедленно блокировать подобное отношение вашего собеседника к беседе и сразу задать свой вопрос: «Что именно ...<нам не понять>?».
Скорее всего, такая активная позиция, подкрепленная неоскорбительным вопросом, обеспечит необходимую разрядку в отношениях сторон. Но если вы вдруг «обидитесь» и ударитесь в амбиции, поставив перед собеседником вопрос типа: «Почему <нам этого не понять>?», который выразит ваше «агрессивное» и вызывающее отношение, это может превратить деловую беседу в ее антипод — словесную ссору. В результате цепь деловой беседы может оказаться недостижимой. Более подробно о проведении деловых бесед будет рассказано ниже.
Содержание процесса контроля
Важным элементом управления является контроль. Именно контроль позволяет реализовать эффективное разделения труда исполнителей, так как предполагает обязательное делегирование полномочий этим исполнителям в соответствии с принципом неокончательности и свободы принятия ими локальных решений. Контроль — это такая же целенаправленная деятельность ЛПР, как и любая другая операция. Поэтому для достижения необходимого эффекта его также нужно тщательно спланировать и организовать. Теория управления предусматривает три основных вида контроля:
§ предварительный— контролируется готовность трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
§ текущий— контроль работы исполнителя его непосредственным руководителем;
§ итоговый— контроль ЛПР фактически достигнутых результатов, когда операция закончена или истекло отпущенное на нее время.
Для правильной, научной организации каждого из этих видов контроля следует провести тщательное их планирование, организовать гласное делегирование полномочий исполнителям на принятие ими локальных решений, а также спрогнозировать и глубоко проанализировать возможные форс-мажорные ситуации. Схема организации и проведения контроля в рамках такого подхода к нему реализуется в ходе выполнения трех основных этапов (рис. 5.1.).
1 этап: Планирование контроля | |
1. Получение ответов на ключевые вопросы контроля | ГДЕ возможны нарушения по срокам, ресурсам и качеству работ? (указываются точки и объекты контроля) |
КАКОВЫ значения ПЛАНОВЫХ ЗАДАНИЙ и КАКИЕ величины ОТКЛОНЕНИЙ от них следует считать существенными? (задаются плановые задания по каждому из видов работ, а также — «зоны нечувствительности» по величинам отклонений от этих заданий) | |
КАК и ОТКУДА станет известно о существенных отклонениях от плановых заданий? (определяются возможные источники и способы получения информации о существенных отклонениях) | |
ЧТО нужно будет срочно предпринять? (намечаются варианты реакций на существенные отклонения) | |
2. Принятие решений о заданиях и пороговых значениях величин существенных отклонений | |
3. Определение номенклатуры и объемов резервов активных средств | |
2 этап: Делегирование полномочий исполнителям | |
1. Доведение до исполнителей критериев для принятия самостоятельных решений (плановых заданий) | |
2. Определение границ допустимой свободы принятия локальных решений исполнителями (параметров «зон нечувствительности») | |
3 этап: Принятие решений по результатам контроля | |
1. Получение информации от исполнителей, оценка ее точности и надежности | |
2. Анализ возможных ситуаций и рациональные решения (если информация оценена как точная и надежная): | «Цель достигнута?»: § «да» — завершить операцию; § иначе... |
«Задания реалистичны?»: § «да» — оказать помощь исполнителю (финансовую, материальную, техническую); § иначе — пересмотреть задания и перейти к 1-му этапу |
Рис.5.1. Схема организации и проведения контроля
На первом этапе проводится планирование контроля. Именно здесь, на основе глубокого изучения сложившейся проблемной ситуации принимаются решения по главным вопросам.
При этом:
§ определяют основные направления контроля — сроки, ресурсы, эффективность и качество исполнения отдельных подопераций и работ;
§ определяют основные объекты и точки контроля;
§ намечают плановые значения (задания) по главным результатам выполнения подопераций и работ;
§ выбирают величины допустимых отклонений от заданий по главным результатам (так называемые существенные отклонения и зоны нечувствительности) и диапазоны свободы принятия решений по неосновным, некритическим работам;
§ устанавливают порядок передачи докладов и сообщений (определяются возможные источники и способы получения информации о существенных отклонениях) и порядок взаимодействия при затребовании резервов активных средств при форс-мажорных ситуациях;
§ концептуально (на уровне замысла) планируют экстраординарные реакции на существенные нарушения заданий (решают, что нужно будет срочно предпринять в той или иной ситуации);
§ планируют объемы резервов основных видов активных ресурсов.
На втором этапе организации и проведения контроля юридически оформляют делегирование полномочий исполнителям по принятию локальных решений по результатам текущего контроля. Основной принцип делегирования полномочий, вытекающий из принципа неокончательности и свободы принятия решений, гласит: руководители на местах с конкретными людьми и ресурсами, а также сами исполнители в конкретной обстановке, лучше знают, как выполнить ту или иную поставленную перед ними задачу или работу.
На третьем этапе процесса контроля оцениваются реально складывающиеся ситуации и принимаются текущие решения. Здесь по-прежнему полагаем, что решения, принятые ЛПР на этапе планирования процесса контроля, вовсе не являются безупречными, идеальными.
Литература
1.Балдин К. В., Воробьев С. Н. Управленческие решения: теория и технологии принятия . Учебник для вузов. – М.: Проект, 2004. – 304 с.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 1045;