Специфика и основные идеи русской философии.
Идеи русской философии выражают «душу» народа, его внутренний духовный опыт , его сокровенные мечты и чаяния. Развивалась как в сотворчестве, так и в «оппозиции» философии Запада. Ценность человеческой жизни абсолютна, что никакой «прогресс» не стоит слезинки ребенка, не может и не должен быть куплен ценой разрушения личности.
Главная идея- ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА! То есть цельные знания обретаются совокупными усилиями души, эмпирией, умозрением и верой! Высшие истины открываются народу интуитивно, просветленному любовью к своей земле и к своему народу человеку.
Русская философия – отражение исторического сознания и самосознания народа. Появилась в 19-м века, но ее истоки уходят корнями в славянскую историю. Но это было поистине великое начало: Достоевский, Толстой, Соловьев.
Русская философия-это одновременно и русская литература., которая несла миру глубоко выстраданную опытом поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь.
Это философия ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.
Ее лейтмотив- нравственное вето на любой «прогресс», если он рассчитан на насилие, принуждение.
С Достоевского и Соловьева берет начало жанр антиутопии, требовавший языка притчи, исповеди, проповеди.
Русская философия- антитеза философии Запада: философии свободы личной инициативы и личной ответственности. Р. Ф. критикует одностороннее просветительство и просветительский рационализм. Цельность ( « всеединство») может придать человеку только особый вектор движения- ЛЮБОВЬ!
Дух русской классической философии в основном антибуржуазный .
роль России- спасительница европейская, от гнета и бесправия. Русская философия- целостное духовное образование. Но внутреннее единство ее идей достигалось в сложной, напряженной борьбе различных школ и направлений мысли. В философских спорах нередко каждая сторона была по-своему права, а истина рождалась в сопряжении, синтезе противоположных мнений.
Вова Зайцев
25. Направления и тенденции развития современной философии.
С середины xix в. в философии произошли глубокие изменения в общей ориентации философских учений. в первую очередь это переход от классической философии к неклассической: отход от классических принципов понимания философских проблем. например, трактовка философии уже не как «науки наук», а как одного из средств познания, орудия преобразования мира. кроме того, разуму отводилась уже не столь определяющая роль, его потеснили нерациональные формы и процессы духовного опыта. особенно глубокие сдвиги в философии произошли во второй половине хх в. наметились следующие черты:
1. смена господствующих направлений.
2. сближение и поиск компромиссных позиций различных по своему характеру философских
воззрений.
3. возникновение новых мировоззренческих подходов и возвращение к забытым старым.
4. осмысление всех философских вопросов на широкой социокультурной основе.
5. постановка в центр исследований комплексного подхода к проблеме человека с привлечением естественно-научного, научно-технического, гуманитарного знания. кардинальные изменения в окружающем мире привели к новому осмыслению, к поиску новых мировоззренческих установок.
Идея альтернативности становится ключевой во многих философских, социально-философских, теологических теориях. в общей форме ее смысл сводится к необходимости выработки новой культуры, нового стиля мышления, гуманистического по характеру. поэтому в современной философии происходит отказ от «фундаментализма», т.е. от построения философской концепции на каких-то раз и навсегда данных «абсолютах», будь то чувственный опыт, «базисные предложения» разума, иррациональные глубины «я» и др. одновременно идет поиск гибких и подвижных принципов, способных к более классическому философскому отображению природной и исторической реальности, уникальности человеческого бытия, стремительно меняющегося знания о мире и знания о знании. В современной философии выделяются три базисных центра в философских направлениях:
1. сциентистика как тип научности связана с интересом человека к власти над природой с помощью развития науки, техники и технологии.
2. гуманитаристика, или герменевтика, воплощает коммуникативный интерес человека к общению с себе подобными.
3. критика идеологий. эта группа направлений в философии реализует освободительный интерес человека, стремящегося избавиться от внешнего и внутреннего угнетения.
Но границы между этими базисными центрами чаще всего размыты, поскольку философские концепции одной эпохи не могут существовать изолированно. сциентистика представлена, например, таким большим разделом, как «философия науки», в котором в начале хх в. господствовал неопозитивизм, сводивший ее к анализу языка физики и математики. сейчас в ее рамках наряду с логико-методологической проблематикой широко обсуждаются онтологические, гносеологические, этические, истореографические проблемы.неопозитивизм, логический эмпиризм, явился третьим этапом позитивизма (ср. xix в.). его видные представители: б. рассел, р. карнап, п. витгенштейн и др. неопозитивизм, продолжая эмпирическую традицию старого позитивизма, несколько изменил эту программу. он разделил предложения науки на аналитические и синтетические. первые – простые правила употребления языка и не описывают ничего из опыта. вторые говорят об опыте, но должны сводиться к чувственному данному. все же остальное знание, которое претендует на описание внешнего мира, но не может сводиться к элементам чувственного опыта, объявлялось неопозитивистами бессмысленным (например положения традиционной философии). поэтому их главная задача состояла в объяснении природы тех и других предложений. решение задачи осложнялось тем, что реально наука содержала и те, и другие компоненты: в логико-математическом знании были не только формулы, но и содержательные термины, описание действительности проходило на разных уровнях абстрактности. в отношении аналитических, т.е. логико-математических, предложений неопозитивизм выдвинул следующую схему объяснения: законы логики не описывают действительность, а вырабатываются людьми путем соглашения и предписывают, как пользоваться в языке логическими связками (подобно игре в шахматы). эти конвенции (соглашения) должны фиксироваться в языке чистой логики – формул, не допускающих содержательных терминов, описывающих действительность. данныйпринцип обозначается как принцип фиксации конвенций в языке чистой логики. Завершающее действие этой процедуры – принцип сведения к логике всех аналитических предложений, иначе говоря, сведение всей математики к логике. подобным же образом строилась концепция синтетического, т.е. знания, описывающего действительность. но действительность, по мнению авторов, – не внешний мир, а содержание наших органов чувств (позиции субъективизма), поэтому вопрос о природе этого знания сводился лишь определению порядка, последовательности опоры на чувственные данные положений фундаментальных наук. исходным базисом ситетического знания считались чистые эмпирические констанции – предложения, описывающие непосредственно чувственный опыт без примеси теории, разума. называлось это принципом «чистой эмпирической констанции». далее эмпирические констанции должны переводиться на язык физики (принцип физикализма). например, фраза: «этот предмет красный» должна быть выражена: «я вижу предмет, цвет которого воспринимаю в таком-то диапазоне колебания волны». следующий шаг – все предложения теоретического языка должны были сводиться к исходному базисному уровню (принцип редукционизма). конечно, эти принципы претерпевали изменения в ходе развития науки, но суть оставалась прежней: знание, которое претендует на описание внешнего мира, но не сводимо к элементам чувственного опыта, – бессмысленно (за исключением правил употребления языка).
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 1977;