Предмет аксиологии. Понятие ценностного пространства. Виды ценностей.

 

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. То есть ценность и польза — две стороны одной и той же медали.

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.

Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

Мир ценностей сложен и трудноописуем. Ценности разнообразны и неоднородны. В аксиологии предложены различные варианты их классификации.

Г. Риккерт, один из родоначальников аксиологии, разделял все ценности на шесть классов: логические (в научных достижениях), эстетические (в произведениях искусства), мистические (в культах), религиозные, нравственные, личностные.

Философ и психолог Г. Мюнстерберг в начале XX в. предложил различать два типа ценностей - жизненные (например, любовь, счастье) и культурные (например, поэзию, музыку), а в каждом из этих типов - логические, эстетические, этические и метафизические ценности.

Один из видных немецких философов XX в. М. Шелер выстраивал ценности в иерархию: на низшей ее ступени находились ценности чувственные ("приятное"), над ними - жизненные, или витальные ("благородное"), еще выше - духовные, в том числе эстетические ("прекрасное"), морально-правовые ("справедливое"), гносеологические ("истинное"), а на верхней ступени - религиозные ("святое").

Французский аксиолог И. Гобри выделил в качестве основных четыре ценности: пользу, красоту, истину и добро.

В современной отечественной литературе по культурологии свой вариант классификации ценностей предлагает Б. Ерасов: 1) витальные - жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.; 2) социальные - семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.; 3) политические - гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.; 4) моральные - добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т.п. 5) религиозные - Бог, Священное Писание, вера и пр.; 6) эстетические - красота, стиль, гармония и др.

 

15. Классическая китайская философия: канонические книги, общая специфика знания и методологии.

 

Классические Книги китайской образованности - представляют собой собрание пяти книг, содержащих традиционные китайские знания по философии, истории, законодательству, религии, гаданию. В основном это произведения неизвестных авторов, написанные в разное время. Особое внимание им уделяли конфуцианские мыслители, и, начиная со II столетия до н.э., эти книги стали основными в гуманитарном воспитании китайской интеллигенции. Знание их было достаточной предпосылкой для сдачи государственных экзаменов на должность чиновника. Все философские школы в своих рассуждениях вплоть до XX в. обращались к этим книгам; постоянные ссылки на них были характерны для всей культурной жизни Китая.
1) Летопись "Чунь цю" ("Весны и осени") - собрание кратких записей о событиях китайских удельных царств с 770 по 481 гг. до н.э., которые велись в царстве Лу. В книге были запечатлены исторические воззрения, а название ее отражает идею циклизма исторического процесса.
2) "Шу цзин" ("Книга истории", "Канон истории") - также памятник аналитического характера, состоящий из записей, преданий, мифов, правительственных обращений, поучений сановников до VIII в. до н.э., является собранием официальных документов, описаний исторических событий. Имела большое влияние на формирование позднейшей официальной письменности.
3) "Ши цзин" ("Книга песен") - первый китайский литературно-поэтический памятник народного песенного творчества. В ней 306 текстов, которые, по преданию, были обработаны Конфуцием из лично отобранных 3000 песенно-поэтических произведений. Содержит также культовые песнопения и, согласно мнению некоторых комментаторов "Книги перемен", мистическое объяснение происхождения племен, ремесел и вещей. Она стала образцом для китайской поэзии в ее дальнейшем развитии. 4) "Ли цзи" ("Книга ритуалов") - памятник-обрядник. В ней очерчивается идеальная конфуцианская модель социального механизма - от основ политической администрации до норм взаимоотношений в семье. Заключает в себе описание правильной организации, политических и религиозных церемоний, норм социальной и политической деятельности. Идеализирует древнейший период китайской истории, который считает образцом и мерой дальнейшего развития.
5) "И цзин" ("Книга перемен") - самый загадочный и своеобразный из древнекитайских памятников. В ней содержатся первые представления о мире и человеке в китайской философии. В ее текстах, написанных в разное время, прослеживается начало перехода от мифологического изображения мира к его философскому осмыслению. Здесь нашли отражение древнейшие решения онтологических вопросов, разработан понятийный аппарат, используемый последующей китайской философией. Однако, мир, в ней не понимается как рационально организованный.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — уникальная составная часть мировой философии, оказавшая влияние на формирование культурной общности, системы ценностных ориентации стран Дальнего Востока. На рубеже перехода предфилософии в философию ( XXI - VII вв. до н.э.) развивающееся сознание осмысливает все явления природно-родовой жизни в круговой динамике чередования активности и пассивности, свёртывания и развёртывания, пробуждения и засыпания, взаимодействия мужского и женского начал — противоположностей, образующих основу жизни. Наглядным выражением единства противоположностей стали свет («ян») и тень («инь»). Они взаимодействуют в ритме «раскачивания», чередования и сталкивания. В движении противоположностей рождаются «перемены», то есть всё многообразие явлений окружающего мира.

Эта же «естественная» ритмика, образующая основу динамической гармонии мира, получит название Дао («то инь, то ян — это и называется Дао»). Дао — верховный закон и конструктивный принцип мироздания. Тогда же, в древности, было понято, что за всем многообразием природы скрывается небольшое число первоэлементов. Их насчитывали пять и природу каждого определяли через посредство хорошо известных человеку представлений: воды, огня, дерева, металла и земли, которые, таким образом, превратились в символы первоэлементов материального бытия. «Небо и земля» рассматривались как «родители» человека, а «тьма вещей» — как его «сотоварищи». Считалось, что Небо — мир вечных добродетелей, недифференцированно содержащий в себе всё прошлое, настоящее и будущее Поднебесной: «если само Небо поможет, ничего плохого не бывает».

Катя

 

16. Философия Древней Индии: ортодоксальные и неортодоксальные школы, специфика знания и методологии.

(Протофилософия - философия в становлении.)

В философии индии выделяют три основных этапа:

1) ведийский период (1500—500 до н. э.),

2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и

3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Брахман - священная сила, воплощенное "бытие мира".

Веды – древние (до 1500 до н. э.), священные тексты индуизма, написанные на санскрите

(Ведийский санскрит). Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии.

Традиционные философские школы Индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные.

Ортодоксальные признают авторитет Вед.

Ортодоксальные школы Древней Индии.

1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир

существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки

пяти органов чувств – не существует.

Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово

авторитета.

2) Вайшешика – основана риши(мудрецы в индуизме, которым боги открыли ведийские гимны)

Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые

частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман –

изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и

умозаключение.

3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и

важности ритуалов, описанных в ведах.

4) Санкхья – признает, что мир объективен и материален, характеризуется 3-мя гунами, состоит из

пуруши и пракрити.

5) Веданта – конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.

6) Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта, т.е бога или

первопричиной основы бытия всего мира. Базовый трактат – йога с утра. Йога посвящена

специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических

методов для достижения сомадхи.

Неортодоксальные школы индийской философии.

1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна,

существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения

(гедонистическая философия)

2) Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция

является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее

количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в

вещи. Закон кармы ( сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2

вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда

всему живому








Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 4448;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.