ЭНДОКРИННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОЖИРЕНИЯ
У тучных лиц наблюдали ряд эндокринных изменений [49, 50]. По большей части они, по-видимому, являются следствием, а не причиной ожирения. Нарушения в эндокринной функции поджелудочной железы (гиперинсулинемия) уже обсуждались.
Тучные женщины часто страдают нарушениями менструального цикла (гипер-, гипо-, аменорея и нерегулярность циклов в отношении как периодичности, так и продолжительности) [106, НО]. У них наблюдают патологические изменения в яичниках, наиболее характерным из которых является поликистоз. Одно из возможных объяснений связи между ожирением и нарушениями менструальной функции заключается в изменении гипоталамо-гипофизарной функции, а именно секреции фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), лютеинизирующего гормона (ЛГ) и их рилизинг-факторов. Следствием гипоталамо-гипофизарной дисфункции являются ановуляторные циклы, часто наблюдающиеся у тучных женщин. Возможно также, что ожирение обусловливает ановуляторные циклы и менструальные нарушения путем увеличения секреции и тем самым уровня в плазме андрогенов яичникового или надпочечникового происхождения. Последнее может определять и гирсутизм, часто наблюдающийся у тучных лиц. Считается, что это осложнение связано и с усиленным превращением эстрогенов в андрогены в периферических тканях, особенно в имеющейся в избытке жировой ткани [111]. Определенную роль может играть и повышенная или нарушенная секреция эстрогенов; хроническое повышение уровня эстрогенов может снижать уровень ФСГ до такой степени, что это будет препятствовать созреванию фолликулов и последующей вызываемой ЛГ овуляции [112].
У большинства больных функция щитовидной железы, по крайней мере насколько об этом можно судить по результатам стандартных тестов, не изменена [51]. Как уже отмечалось, недавно проведенные исследования с использованием более чувствительных показателей функции щитовидной железы обнаружили изменение уровня трийодтиронина (Т3) в плазме при переедании у людей и животных без ожирения [53]. Переедание увеличивает содержание Т3 и снижает концентрацию рТ3 (реверсивный Т3) в сыворотке, что может служить адаптивной реакцией, направленной на снижение эффективности метаболизма. Происходят ли изменения уровня Т3 и рТ3 у тучных людей, имеются ли различия между лицами с ожирением и без него в этом отношении и являются ли такие изменения причиной или следствием ожирения, неизвестно.
Скорость секреции кортизола при ожирении может быть увеличена, но в отличие от синдрома Кушинга суточные колебания секреции, а также ее реакция на стимуляцию и угнетение остаются в пределах нормы [49, 50]. Вне стрессов уровень кортизола в плазме не изменен. Общая суточная экскреция с мочой 17-оксикортикостероидов при ожирении обычно повышена, но при расчете на 1 кг массы тела нормальна. Общая суточная экскреция 17-кетостероидов также повышена, хотя и в меньшей степени, чем экскреция 17-оксикортикостероидов. Уменьшение массы тела восстанавливает скорость секреции кортизола и уровень в моче 17-окси- и 17-кетостероидов до нормы, что указывает на вторичный характер изменения этих параметров по отношению к ожирению.
У тучных лиц снижается реакция гормона роста на аргинин пли прием белка. Уменьшение массы тела обычно приводит к восстановлению секреции гормона роста и его уровня в плазме до нормы, что опять-таки свидетельствует о вторичности этих нарушений по отношению к ожирению [53].
Убедительные доказательства того, что эти эндокринные изменения являются следствием переедания и/или ожирения, были получены при длительном перекармливании здоровых лиц, не страдающих (исходно) ожирением. После развития тучности у этих лиц развивались эндокринные и метаболические нарушения, которые за малыми исключениями имели тот же характер, что и наблюдаемые при спонтанном ожирении [50].
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 868;