Решетка персонажа
(Grille du personnage)[175]
А - Текстовое | ||||||||
Актант(элемент синтаксиса с возможными трансформациями: А1, А2…) [в синтаксических отношениях с другими актантами] | Фигура мето-нимическая (элемент парадигматического ансамбля) [связь с остальным ансамблем] | Фигура метафорическая коннотация | отличительные черты бинарного действия актер | роль [отношение к коду] | индивид. признаки субъект | отношение с другими дискурсами | ||
В -Сценическое Физическое действие | актер | Речь, голос, звук | ||||||
Здесь будет необходимым вспомнить теорию уровней существования персонажей, которую разработал П. Пави. В книге «Словарь театра» он приводит таблицу, отражающую 4 уровня существования персонажа и его развитие от «аморфной формы» (глубинная нарративная структура) до конкретной формы актера (поверхностная дискурсивная структура, существующая в пьесе как данность). Необходимо заметить, что это нисколько не уводит нас в сторону от актантной модели, т.к. персонаж рассматривается как актант и поэтому нельзя миновать разговора о персонаже как категории присущей и драматической, и театральной структуре. Во-первых, потому, что любой персонаж совершает действие. Отсюда следует, основополагающая для театра идея о диалектике характера и действия (как сказал Аристотель,«источник действия - мысль и характер). Во-вторых, персонаж необходимо рассматривать как структурный элемент, организующий этапы действия или повествования. Он конструктор фабулы. Наконец, существует определенная разница между персонажем увиденным и прочитанным, это обусловлено самой природой театра и драматургии, ее некоторой автономностью. Все это делает данное исследование весьма конкретным и актуальным.
Если «решетка персонажа» исследует состав персонажа, то схема Пави - уровни его «существования». Обратимся к схеме.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 794;