Тема 14. Эстетическое воспитание
План
1. Актуальность проблемы эстетического воспитания школьников.
2. Сущность, задачи и особенности эстетического воспитания.
3. Эстетическое воспитание в процессе учебной деятельности.
4. Эстетическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе.
Литература
1. Выготский Л.С. Эстетическое воспитание /Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
2. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – Минск: Нар. асвета, 1988.
3. Нелинский Б.М. У истоков эстетического воспитания в семье. – М., 1966.
4. Шемшурина А. Эстетическая грамматика для подростков // Воспитание школьников. – 1993. – № 2.
5. Юрова В. Через прекрасное – к нравственному. // Нар. образование. – 1988. – № 11.
1. Люди в своей практической деятельности руководствуются не только такими категориями, как выгодно – невыгодно, истинно – ложно, но и такими как прекрасно – - безобразно. Причем не всегда понимание значения этих категорий соответствует истинному, т.е. оно не всегда правильно. Так, на вопрос анкеты «Что такое прекрасное?» из 40 старшеклассников 11 класса 3 человека дали относительно удовлетворительный ответ, остальные ответили либо неверно, либо не ответили вовсе.
Вот некоторые ответы:
«Прекрасное – изящное, красивое по форме…»
«Прекрасное – это полезное, нужное людям»
«Прекрасное – это то, что интересно…»
«Прекрасное – это совершенство во всем, облагораживающее нас самих и окружающих»
«Прекрасное – это слишком относительное понятие для определения. То, что прекрасно сегодня, безобразно завтра. Зачем же определять столь быстро изменяющуюся категорию, задумываться над ней».
И действительно, длительное время вплоть до 60-х годов особых проблем с определением данной категории не было, глубоко над ней никто на задумывался.
Так, в толковом словаре по эстетике можно прочесть: «Прекрасное – это категория эстетики, которая служит для положительной эмоциональной оценки явлений действительности».
Но ведь восприятие этих явлений действительности у различных людей сугубо индивидуально. И то, что один считает прекрасным, другой может воспринять как безобразное. В связи с этим возникает вопрос: каковы критерии прекрасного?.
Критерии:
· Соответствие формы содержанию;
· Гармоническое соотношение всех сторон предметов и явлений, в конкретных условиях, их взаимосвязи с другими предметами и явлениями.
Сформировать верное понимание прекрасного можно только в процессе эстетического воспитания. Причем, это эстетическое воспитание не должно ограничиваться только воспитанием способности воспринимать только прекрасное в жизни, искусстве. Оно должно состоять в воспитании разностороннего эстетического отношения к действительности, в том числе и к безобразному.
II. Что же такое эстетическое воспитание?
Эстетика (с греч.) означает чувственно воспринимаемый, имеющий отношение к чувственному восприятию. Из этимологии слова ясно, что эстетическое воспитание имеет главным объектом воздействия эмоции, чувства людей. А это очень важно, ибо человек в предметном мире утверждается не только через посредство мышления, но и через посредство своих чувств. И чувства эти надо воспитывать.
«…только в гармонии ума и чувства, заключается высочайшее совершенство человека» В. Белинский
«Я уверен, что если мы не воспитаем человеческое чувство, то, значит, мы ничего не воспитаем» А. Макаренко
На основе чувств формируется отношение, вкус, идеалы.
Таким образом, эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование эстетических чувств, вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусств, а также к самостоятельному творчеству в области искусства» (из энциклопедии).
Мне больше импонирует вот это определение: «Эстетическое воспитание – это целенаправленный, специально организованный процесс формирования и развития в человеке творческих сил и способностей в области эстетической деятельности и художественного творчества, эмоциональной отзывчивости на все факты окружающей действительности, стремление активно привносить прекрасное в жизни, противостоять безобразному, руководствоваться в жизни истинными художественными вкусами и эстетическими идеалами».
Главная, специфическая цель эстетического воспитания – воспитание чувств.
Помимо этого оно имеет познавательный, образовательный и творческий аспекты. Исходя из целей формируются задачи:
· Формирование эстетических понятий, суждений, оценок;
· Знакомство с основами научной эстетики;
· Побуждение школьников к эстетическому самообразованию;
· Выработка умений и навыков эстетической деятельности;
· Формирование потребности постоянного общения с прекрасным, с искусством, непримиримости к безобразному.
Определяют 2 аспекта решения этих задач:
1. воспитание средствами искусства (художественное воспитание);
2. воспитание всей окружающей действительностью (эстетическое воспитание).
Понятие эстетическое воспитание является более широким, оно включает в себя художественное воспитание.
Художественное воспитание определяется сущностью и спецификой искусства как особой формы общественного сознания. Искусство ставит себе целью создание жизни человеческого духа. Именно поэтому в искусстве одинаково важно и то, что сказано, выражено, изображено, и то, как это сделано. При этом последнее имеет не формальное, а решающее значение для произведения искусства, во многом определяет богатство его художественного содержания.
Эстетическое воспитание осуществляется всей окружающей действительностью, при изучении всех предметов, в любой внеклассной и внешкольной работе. Оно является обязанностью каждого педагога.
Эстетическое воспитание вытекает из эстетического отношения человека к действительности и является одной из сторон познания этой действительности – ее эстетического познания.
Эстетическое воспитание имеет особенности?
1. Эстетическое воспитание нельзя рассматривать в качестве составной части учебно-воспитательного процесса (использование картин, музыки и т.д. на уроке, беседы на эстетические темы). Эстетическое воспитание обладает характером универсальности и должно сопутствовать всей учебно-воспитательной работе – от оформления школы, кабинетов до создания своей «Третьяковки» т т.д.
2. Эстетическое воспитание отличается всесторонностью воздействия на человека, захватывает всю его личность – чувства, волю, мысль, глубоко проникает в самые скрытые тайники человеческой психики. Но начинать его надо с чувственного восприятия. Без чувств нет эстетического отношения, а есть только рассуждения о нем.
3. Эстетическое отношение человека к действительности в некоторых аспектах очень подвижно, изменчиво (быт). Этим аспектам в процессе эстетического воспитания необходимо уделять серьезное внимание и постоянно корректировать представления учащихся о подлинной красоте.
4. Эстетическое воспитание теснейшим образом связано с нравственным. Нравственные понятия, нормы, идеалы без эстетического к ним отношения могут превратить в логизмы и абстракцию и не перейдут в чувства, убеждение, мотивированное поведение. Поэтому эстетическое воспитание необходимо осуществлять в единстве с нравственным.
III.В эстетическом воспитании можно рассчитывать на успех только тогда, когда оно проводится планомерно и систематически и в процессе учебной деятельности и во внеклассной работе.
IV. Роль уроков литературы и языка огромна, поэтому основная тяжесть зачастую ложится именно на плечи учителя-словесника.
В задачи учителя литературы входит:
1. научить «видеть своими глазами», думать своим умом, постигая смысл произведения;
2. сделать восприятие литературного произведения эмоциональным, т.е. помочь учащимся пережить чувства писателя, его героев и на основе этого вызвать активное отношение к жизни, научить самостоятельно оценивать мысли, поступки людей;
3. важно научить учащихся понимать специфику произведений разных видов искусств – цвет, форму, сценичность, звук, помочь овладеть их языком, чтобы учащиеся могли выразить свое впечатление, дать правильную оценку.
4. необходимо воспитывать у детей самостоятельность в оценке произведений искусства.
Подход к решению этих задач на уроках должен быть комплексным. Потому что человек, будучи существом социальным, испытывает множество влияний в процессе своей жизни, проходит через множество «лабораторий» жизни: труд, природа, наука, искусство. И от того, как он познает все это, будет зависеть его человеческий, культурный, нравственно-эстетический статус.
Сегодня мы можем констатировать, что статус этот у достаточно большой части наших современников невысок. Как часто можно услышать «Я не люблю оперу, не выношу балета». И на 70% это заявление обусловлено тем, что человек никогда не был в театре, не видел по-настоящему оперы, балета. Опера в записи (для первого прослушивания) – это не опера, как и балет по телевидению – это не балет. Нередко, посмотрев, чаще всего не до конца, такой балет или оперу, человек, а тем более школьник без должной подготовки, вряд ли пойдет в театр на эту вещь. Не пойдет и тем самым обеднит себя. Но если он все-таки попадет в театр, если он все-таки окунется в эту непередаваемую театральную атмосферу волнения, тревоги, торжества и ожидания, если он хоть раз увидит, как гаснут люстры и канделябры в зале, как замирает весь зал, как открывается занавес и, наконец, звучат первые аккорды музыки, открываются взору декорации и первые действия, он никогда этого не забудет и придет туда вновь, чтобы соприкоснуться с этим миром чуда и добра.
Учитель должен приблизить своих учеников к этому миру, помочь, хотя бы заочно проникнуться этим духом. Нельзя допустить, чтобы мир Чайковского, Верди, Россини был закрыт для них. Почему бы, разбирая на уроках литературы повести Пушкина, не отбросить все временные и пространственные условности и не постигнуть смысл «Пиковой дамы» через музыку, прекрасную музыку Чайковского, «оказавшись» на опере в театре.
К сожалению, на уроках музыки используются лишь как фон для прочтения стихотворения, а в лучшем случае, как усилитель эмоционального восприятия при вступительном слове учителя. Это, конечно тоже велико. Но как много можно было бы рассказать ребятам о музыке при изучении творчества Грибоедова, прослушивая его собственные вальсы. От его вальсов можно было бы перейти к вальсам Шопена. Богатый материал дает творчество Пушкина. К его произведениям обращались многие композиторы. Параллель должна присутствовать постоянно. Пушкин и музыка, Горький и музыка, Лермонтов и музыка, Блок и музыка.
Музыка помогает усилить эмоциональное восприятие, вызывает много чувств, а это в процессе эстетического воспитания очень важно.
Наверное, у каждого в детстве был день, когда ему купили первую коробку карандашей – семь штук, семь цветов. Мы еще не различали оттенков, небо рисовали иссиня –синее, солнце такое красное, что глазам было больно. Потом появились краски, и мы вдруг заметили, что, если желтую краску соединить с синей, то получится своеобразный зеленый цвет. И постепенно для нас обнаруживалась еще масса удивительных свойств, которыми наделены краски. Стали улавливать игру тонов и полутонов, чувствовать, что какие-то сочетания бывают особенно удачны. И теперь, глядя на картины, мы уже присматриваемся, как они нарисованы, ловим себя на том, что они все очень различны, что одни нравятся, а другие нет. Вырабатывается свой критерий. Появляются свои любимые художники. Но они могут и не появиться. Для кого-то живопись станет неотъемлемой частью, а для кого-то ничем. Рублев, да Винчи, Веласкес будут мертвы для них, если не поддержать тот огонек детства, желание рисовать, а затем и познавать живопись.
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 1238;