Ценности личности. Взаимосвязь ценностей, потребностей и интересов
Ценностные ориентации — важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепляемый жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающий значимое, существенное для данного человека от незначительного и несущественного. Совокупность сложившихся ценностных ориентации образует «ось сознания», обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностная ориентация выступает основным фактором, регулирующим и детерминирующим мотивацию личности. Ценностные ориентации суть политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Поэтому в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания.
Каждый индивид обладает единичностью, его генетическая, телесная, эмоциональная, интеллектуальная и иная отдельность присущи только данному человеку и являются предпосылкой его индивидуальности. Человек благодаря кумулятивной способности человеческого мозга накапливает информацию, полученную в процессе жизнедеятельности. Осмысливая эту информацию, он формирует собственно систему различных ценностных ориентации, которые проявляются в выполнении им своих социальных ролей.
Социальная роль — совокупность обязательных для выполнения в данной сфере деятельности норм поведения, а также
Глава 14. Потребности — функциональное качество жизни
само это поведение. Социализация — путь индивида к личности, т.е. социальное воспроизводство человека посредством усвоения им общественных норм, правил, принципов поведения, мышления, образа действий в различных сферах жизнедеятельности. В процессе осуществления поведения, деятельности, общения человек утверждает себя в обществе, проявляет свое Я.
Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.
На основе знаний, приобретенных умений формируется способность человека к самостоятельному логическому мышлению - ум. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что называют интеллектом. Знания и ум превращаются в личностные характеристики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определить свое отношение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих. Эта особенность, приобретает относительную самостоятельность. Ее обозначают термином «рассудок».
В аксиологии исходными и базовыми являются понятия «ценностное отношение» и «ценность» (благо). Ценностное отношение — это особого рода связь субъекта и объекта, в рамках которого происходят выявление, переживание и осмысление социокультурного значения объекта для бытия субъекта. Ценностное отношение имеет два полюса — объект как носитель ценности и субъект как носитель оценки.
Ценности не присущи предметам и явлениям сами по себе, они выявляются только в ходе активного взаимодействия человека с окружающим миром, т.е. в рамках духовно-практической деятельности, в ходе общественных отношений. У животных тоже есть ценности, но они сводятся к физиологическим потребностям. У человека имеются и потребности иного, несравненно более сложного характера — социальные, духовные и др.
Вещи и явления могут обладать не только положительным, но и отрицательным значением, т.е. восприниматься как анти-
14.2. Ценности личности. Взаимосвязь ценностей, потребностей... 269
ценности, быть носителями негативных значений для человека. Выражением антиценностей в общественной жизни является Зло в различных его проявлениях. Ценности и антиценности (ум и глупость, труд и лень, любовь и ненависть и т.п.) словно бы соперничают между собой в том, чтобы сделать человека своим покорным пленником. Безусловно, значение ценности по разным причинам объективного и субъективного характера могут изменяться, а вместе с ними могут изменяться и оценки — вплоть до того, что ценное для кого-то или в данное время, или в данном отношении может оказаться неценным или менее ценным для другого, или в иное время, или в другом отношении.
Оценка служит для определения значения предметов, процессов или явлений для человека, выявления их социокультурного смысла. Оценка - это отнесение значения к ценности, если таковая имеется у предмета.
Переоценка ценностей — это переосмысление устоявшихся представлений и смыслов и соответственно смена ориентиров в жизни. Переоценка - явление естественное и обычное, так как в общественную жизнь постоянно включаются новые поколения людей, которые выработали несколько иные взгляды, вкусы и предпочтения, идеалы, формирующиеся в новых исторических условиях. Радикальная переоценка ценностей происходит во время социальных революций. В общественной жизни возможны и искажения ценностных представлений, подмена добра злом (например, низкопробное произведение искусства воспринимается как шедевр, бескорыстие уступает дорогу алчности и т.п.).
На основе оценок складываются оценочные суждения: «это — хорошо, а это — плохо». С помощью таких суждений человек осознает окружающий мир как имеющий значение для него, а себя проявляет в нем как существо культурное, социальное.
Аксиосфера представляет собой совокупность многообразных ценностей — этических и эстетических, политических, правовых, религиозных и иных, которые формируются на соответствующей социальной и духовной почве. Аксиосфере присуща иерархия ценностей, т.е. определенное их расположение с точки зрения значения для человека. Индивид или соци-
Глава 14. Потребности - функциональное качество жизни
альная группа всегда имеют свои собственные предпочтения и устремления, что отличает их от других индивидов и групп. Вместе с тем существуют и общечеловеческие ценности, которые признаны всеми и имеют значение для всех. Мир ценностей человека чем-то напоминает пирамиду с основанием и вершиной. У каждого индивида своя ценностная пирамида.
Известно, что человек в своих отношениях (взаимодействиях) с окружающим миром проявляет себя универсально, т.е. всесторонне. Его природа такова, что он стремится к полноте своего бытия, всесторонне раскрывая свою творческую сущность. Деятельностное отношение человека к миру существует в различных формах:
о познавательное отношение - поиск и обретение знаний, начиная от самых простейших (обыденное знание) и завершая теориями и научными картинами мира; О практическое отношение - стремление преобразовать мир в
соответствии со своими потребностями и интересами; о художественно-эстетическое отношение - восприятие мира сквозь призму гармонии и красоты, любование и восхищение этим миром, воплощение прекрасного в своей практической деятельности;
О нравственное отношение - следование человека моральным канонам и императивам (велениям общества, собственной совести) или же вопреки морали и совести;
О ценностное отношение к миру, в рамках которого человек проявляет свои потребности (состояние нужды), интересы (содержание желаний) и цели (мысленный образ устремлений).
Духовные стремления, идеалы, принципы, нормы нравственности относятся не столько к сфере действия интересов, сколько к области ценностей. Стимулы и причины человеческой деятельности получают здесь дальнейшее развитие: потребности, преобразованные в интересы, в свою очередь «превращаются» в ценности. Ценностное отношение человека к миру является относительно самостоятельным аспектом его существования, хотя и вплетено в общую ткань всей духовно-практической деятельности Homo sapiens.
Человеческие ценности можно разделить на несколько групп.
14.2. Ценности личности. Взаимосвязь ценностей, потребностей... 271
К первой группе относятся ценности индивидуальные (личностные), групповые и общечеловеческие.
Вторая группа включает те ценности, которые выявляются в ходе деятельности человека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности экономические (деньги, рынок), социальные (дружба, милосердие), политические (диалог, ненасилие), духовные (знания, образы), правовые (закон, правопорядок). Особым разнообразием отличаются духовные ценности в силу предельной сложности и многогранности данной сферы жизни общества (религия, наука, искусство, мораль и иные сферы духовной деятельности). Ценности (например, дружба, солидарность) закрепляют общественные отношения, формируют социальный организм как единое целое. Напротив, антиценности (вражда, агрессия) разрушают общественный организм, вымывают из него культурное начало.
Третья группа — ценности материальные и духовные. К материальным принято относить прежде всего вещи, которые необходимы для повседневного существования человека (пища, одежда, жилье), помогают удовлетворять базовые потребности людей и поэтому имеют особо важное значение. К этой же группе относят и орудия труда; их призвание в том, чтобы обеспечивать человеческий способ существования человека в мире, т.е. удовлетворять его возрастающие культурные и социальные потребности, выполнять многогранную практическую деятельность. Духовные ценности являются продуктами особого рода деятельности, осуществляемой с помощью органов чувств, ума и сердца человека. Их формирование происходит в рамках духовного производства (наука, религия, искусство, устное народное творчество), т.е. в сфере Духа.
Идеал занимает особое место в системе духовных ценностей человека. Это — мысленная модель желаемого, искомого мира, несущая в себе представления об абсолютно совершенном, выражающая стремление человека к изменению мира своего бытия. Как и все абсолютное, он недостижим, но без него невозможно самоопределение человека на жизненном пути. Идеал являет собой предельную цель в жизни человека, которая устремляет его к полноте собственного бытия и совершенству своей индивидуальности. Без идеала человек не может состояться как личность, как существо творческое, ищущее и деятельное.
Глава 14. Потребности -функциональное качество
жизни
Четвертая группа вбирает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным историческим временем — мода, музыкальные жанры и т.д.) и непреходящие (имеющие значение во все времена) - Природа, Человек, Труд.
Пятая группа включает в себя так называемые утилитарные (инструментальные) и фундаментальные (высшие) ценности, без которых невозможна сама жизнь человека. К высшим ценностям относятся свобода, здоровье, безопасность человека и т.п.
Все ценности относительны, но их относительность не абсолютна, а имеет определенные ограничения, которые налагаются на них объективной природой оцениваемых предметов, с одной стороны, и актуальными конкретными потребностями людей — с другой.
Конкретная ценность занимает относительное место на шкале значений. Но это место не случайно и не произвольно, оно детерминировано связью объективного и субъективного факторов, т.е. характером, конкретным содержанием данного ценностного отношения между ними. Одни относительные ценности находятся ближе к идеалу, другие отстоят от него дальше. Так образуется «иерархия ценностей» по признаку преобладания в них положительного элемента. На шкале значений явления распределяются по закону дивергенции: чем ближе к середине шкалы, тем гуще располагаются на ней относительные ценности, чем ближе к полюсам, тем реже фиксируются ценности или неценности. Среди бесконечного многообразия значений можно выделить немного явлений, которые сохраняют положительное значение во все времена и для всех людей (общечеловеческие, непреходящие ценности): жизнь, здоровье, знание, труд и т.п., так же как и небольшую группу их антиподов — преждевременную смерть, болезнь, невежество и т.д.
Поскольку относительность всех ценностей обусловливается обстоятельствами места и времени, интересами, ценностными ориентациями людей, постольку в жизнедеятельности общества в целом набор и характер тех или иных материальных и духовных ценностей не зависит от произвола индивидов. Он определяется свойственными данной эпохе, данному народу, классу массовыми потребностями, в конечном счете — фунда-
14.3. Потребности и научно-технический прогресс
ментальными потребностями данного исторического, форма-ционного типа материального и духовного производства.
Представления о ценном и неценном (прекрасном, добром, целесообразном; безобразном, вредном, глупом и т.п.) зависят не только от свойств объекта, но и в гораздо большей степени от природы оценивающего субъекта. Ценностное отношение является практическим определителем связи предмета с потребностями человека.
Соотнесенность духовной ценности с реальной потребностью личностей и общества может служить основанием для классификации ценностей жизни и культуры. Например, можно классифицировать все ценности по уровням общественного бытия и общественного сознания: человек и человечество определяются как высшие ценности бытия, затем выделяются ценности материальной жизни людей, социальные ценности и, наконец, ценности духовной жизни общества. Совокупность специфических духовных ценностей можно классифицировать в социологическом плане по видам духовной деятельности или в гносеологическом аспекте по формам общественного сознания: ценностные знания, моральные ценности, эстетические и т.д. В данных типах классификации принимаются во внимание преимущественно объекты ценностного отношения, вовлеченные в тот или иной вид материальной или духовной человеческой деятельности, а соотнесенность их с потребностями отступает на задний план.
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 10368;