Теории потребностей
Потребности можно разделить на две группы — материальные, насущные (в пище, жилье, одежде) и духовные (в общении, музыке, книге).
Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
Согласно концепции потребностей известного американского психолога (русского происхождения) Абрахама Маслоу, потребности человека образуют пирамиду (рис. 2.1). Основание пирамиды составляют физиологические потребности (в воде, пище и др.); над ними находится потребность в безопасности (в порядке, защищенности, устойчивости); выше размещаются аффилиа-тивные потребности — в принадлежности и любви (в принадлежности к группе, в признании и принятии); еще выше - потребность в уважении, престиже (в самоуважении, компетентности, авторитете); следующий ряд образуют познавательные потребности (стремление знать, исследовать); далее расположены эстетические потребности (в гармонии, симметрии, красоте, порядке) и, наконец, потребность в самовыражении, самоактуализации (в реализации своих целей, способностей).
Рис. 2.1. Иерархия потребностей по А. Маслоу
Между потребностями существует иерархическая зависимость. Потребности более высокого уровня начинают управлять поведением человека только после того, как реализованы потребности более низкого уровня. Маслоу утверждает (это утверждение оспаривается многими теоретиками): чем ниже располагается потребность, тем более довлеющей она станет, если не будет удовлетворена. Так, голодающий человек вряд ли станет сильно беспокоиться о самоуважении1.
Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основа-
МаслоуА. На подступах к психологии Бытия. М., 1962. С. 32.
2.2. Теории потребностей
ния. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы. Однако, по Маслоу, потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован надвух (или более) уровнях потребностей. Маслоу предположил, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так: физиологические — на 85 %, в безопасности и защищенности — на 70 %, в любви и принадлежности — на 50 %, в самоуважении - на 40 %, в самоактуализации — на 10 %.
Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется к удовлетворению потребностей данного уровня и будет стремиться удовлетворить эти потребности в достаточной мере.
Рассмотрим иерархию потребностей Маслоу более подробно.
Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовле-: творены на каком-то минимальном уровне; только после этого любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Человек, которому не удается удовлетворить основные потребности — в пище, воде и т.п., не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку основные потребности очень быстро становятся настолько доминирующими, что необходимость в реализации всех других потребностей отпадает.
Потребности в безопасности и защищенности отражают заинтересованность в долговременном выживании, т.е. это потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Например, предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком можно рассматривать как поступок, отчасти мотивированный поисками безопасности. Другое проявление потребности в безопасности и защищенности можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами, такими, как наводнение, землетрясение, общественные беспорядки, война и т.д.
Потребности в принадлежности и любви проявляются в стремлении человека установить отношения привязанности с
Глава 2. Потребность — основа и источник активности человека
другими в своей семье или группе. Так, ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тянутся к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости.
Маслоу определил два рода любви у взрослых:
О дефицитарная любовь — любовь к другим потому, что они удовлетворяют какую-то потребность. Чем больше удовлетворение, тем более усиливается любовь этого рода. Такая любовь возникает из потребности в самоуважении или в сексе, или из страха одиночества и т.п.;
о бытийная любовь — любовь к сущности, к бытию или «существу» другого. Такая любовь не стремится к обладанию и занята больше добром для другого, чем эгоистическим удовлетворением. Маслоу часто описывал бытийную любовь как обнаруживающую даосское отношение невмешательства, способность давать всему идти своим чередом и ценить то, что есть, не пытаясь улучшить что-либо. Например, бытийная любовь к природе выражается в умении любоваться цветами, наблюдать их рост, оставляя их в покое, тогда как дефицитарная любовь выражается в срывании цветов и устроении из них букетов. Бытийная любовь — это идеал необусловленной любви родителей к ребенку, которая может распространяться даже на маленькие несовершенства ребенка. По Маслоу, бытийная любовь богаче, дает больше удовлетворения и более длительна, чем дефицитарная. Она остается живой и свежей, в то время как дефицитарная любовь со временем утрачивает свежесть и остроту.
Потребность в уважении возникает, когда потребность любить других и быть любимыми ими достаточно удовлетворена и ее влияние на поведение уменьшается. Потребности в самоуважении Маслоу разделил на два типа:
О самоуважение, которое включает такие понятия, как компетентность, уверенность, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь; удовлетворение потребностей в самоуважении порождает чувство
2.2. Теории потребностей
уверенности, достоинство и осознание того, что человек полезен и необходим;
о уважение другими — это потребность в престиже, признании, репутации, статусе, оценке и приятии. Здесь человеку необходимо знать: то, что он делает, признается и оценивается. Маслоу предположил, что потребности в уважении достигают максимального уровня и перестают расти в зрел ости, а затем ихин-тенсивность уменьшается.
Потребности в самовыражении — это потребности человека реализовать желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, полностью использует свои таланты, способности и потенциал личности; можно сказать, что самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым можно стать в потенции, достичь вершины своего потенциала. Но, по Маслоу, многие избегают в полной мере использовать свой потенциал, опасаясь ответственности. Они предпочитают ставить перед собой незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Это явление Маслоу назвал «комплекс Ионы». Он характеризуется страхом успеха, что мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. Корни комплекса Ионы можно усмотреть в том, что человек боится изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боится оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть. Социализация также оказывает затормаживающее влияние на процесс самоактуализации. Таким образом, людям нужно общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. Еще одно препятствие для самоактуализации — негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Дети, воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе самоактуализации.
Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были совершенны и даже не были свободны от крупных ошибок. Приверженность избранной работе и своим ценностям делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели, вытесняя другие чувства или потребности. Свою независимость они могут доводить до степени, шокирующей их более конформное окружение. Кроме того, им мо-
Глава 2. Потребность — основа и источник активности человека
2.2. Теории потребностей
гут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.
В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:
О дефицитные мотивы, направленные на удовлетворение дефи-цитарных состояний, например голод, холод, опасность. Они являются стойкими характеристиками поведения;
о мотивы роста, или метапотребности, иными словами, бытийные потребности имеют отдаленные цели, функция которых состоит в обогащении и расширении жизненного опыта. К ме-тапотребностям можно отнести потребности в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, уникальности, истине, чести и т.д.
Совершенных людей, к сожалению, нет. Можно найти людей хороших, поистине хороших, можно найти великихлюдей. Действительно су шествуют творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Вместе с тем эти же люди могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в человеческой природе, нужно сначала отказаться от иллюзий относительно нее.
Согласно теории Д. Мак-Клелланда, человеку присущи три типа потребностей:
о потребность власти, выражаемая в желании воздействовать на других людей. Чаще всего люди, испытывающие эту потребность, откровенны и энергичны, не боятся конфликтов, стремятся отстаивать первоначальные позиции, хорошие ораторы. У них отсутствует склонность к авантюризму и тирании, главное для них — проявить свое влияние на других;
о потребность в успехе, удовлетворяемая доведением работы до удачного завершения. Л юди с этой потребностью рискуют умеренно, любят ситуации, которые позволяют им брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Они хотят, чтобы достигнутые результаты поощрялись вполне конкретно;
О потребность в причастности, проявляемая в заинтересованности человека в компании знакомых, в оказании помощи другим и налаживании дружеских отношений. Такого человека
привлекает работа, которая предоставляет широкие возможности для социального общения.
Все названные потребности в той или иной, хотя бы в на-|чальной стадии можно обнаружить в каждой личности.
Нельзя не отметить, что в современном мире появились такие дополнительные потребности, как принадлежности к группе, продвижения по службе, признания окружающих, гигиеническая потребность. Характер потребностей и сохранение их баланса, или равновесия, зависит от целостного психического склада личности, воспитанности человека.
Если представить бытие как иерархию, то очевидно, что есть физический уровень — низший, над ним — биологический, а над биологическим возвышается психический. Еще более высоким уровнем, которому подчинены в человеке и биологические, и психические стороны жизни, является нравственный. Человек ради правды и совести способен пожертвовать своим благополучием, более того, самой жизнью.
Вершиной и средоточием бытия является духовный уровень. Духовное состояние человека определяет всю его жизнь, во всех ее проявлениях. Степень духовности человека почти невозможно оценить извне в силу непроницаемости души для внешнего мира1, тогда как нравственность — это характер отношения человека к окружающему миру, в первую очередь к другому человеку, к обществу и оценивается по поступкам человека, хотя внутренние мотивы их преимущественно остаются скрытыми от других. Поэтому все нравственные деяния человека могут быть одновременно и действительно духовными, т.е. совершаемыми из бескорыстных побуждений добра ил и ради добра. Характер и степень духовности человека определяется той целью, которую он ставит перед собой в жизни. Какова духовность — таковы и плоды человеческого творчества.
Н.А. Бердяев писал:
В нашем мире иерархия ценностей опрокинута: высшее становится низшим, высшее задавлено... Ставится вопрос даже не о ценностях, творимых человеком, а о ценностях самого человека. Цели человеческой жизни померкли. Человек перестал понимать, для чего он живет,
Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939.
Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека наполнена средствами к жизни, которые стали самоцелью. Подмена цели жизни средствами есть характерный процесс человеческой жизни, которым многое объясняется'.
Свободное удовлетворение материальных потребностей всех людей освобождает их от таких пороков, как жадность, зависть, воровство, которые возникают в результате ожесточенной борьбы за хлеб насущный. А.С. Макаренко отмечал:
В самом человеческом желании нет жадности. Если человек пришел из дымного города в сосновый лес и дышит в нем счастливой полной грудью, никто никогда не будет обвинять его в том, что он слишком жадно потребляет кислород. Жадность начинается там, где потребность одного человека сталкивается с потребностью другого, где радость или удовлетворение нужно отнять у соседа силой, хитростью или воровством.
Потребность человека-коллективиста, говорил А.С. Макаренко, - родная сестра долга. Потребности индивидуалиста носят эгоистический характер. Такой человек стремится получить для себя лично от общественного пирога как можно больше, а до других ему дела нет. Отсюда корыстолюбие, жадность — типичные черты характера эгоиста.
К числу социально-ценностных характеристик личности относятся:
о мировоззрение — система представлений о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, о способе духовно-практического освоения мира человеком;
о идеалы — приверженность к определенным духовным ценностям, последовательная верность и убежденность, стремление к определенной форме жизнедеятельности; идеал всегда конкретен и он постепенно реализуется в истории;
о созидательная направленность деятельности;
о интеллект — высшая рациональная познавательная способность мышления, опыт деятельности;
О этические свойства и качества - мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека в обществе;
Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1909.
2.3. Взгляд на природу человеческих потребностей
о эстетические свойства и качества — миросозерцание человека, интерес к искусству, развитие вкуса, восприятия и оценки красоты, художественная, творческая деятельность человека, ее место в культуре, формирование гармонически целостной, всесторонне развитой личности;
о самосознание — осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика, интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения, понимание своего положения в обществе.
Характер человека определяется:
о чувством юмора - умением увидеть возвышенное в ограниченном и малом, значительное — в смешном и несовершенном;
о темпераментом — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик;
о типом — экстравертивный (тенденция направлять свою энергию вовне), интровертивный (озабоченность своими мыслями, обращенность вовнутрь);
о отношением к обществу и другим людям (эгоист, альтруист, человеконенавистник и т.д.); к трудовой деятельности (добросовестный — недобросовестный, дисциплинированный — недисциплинированный, исполнительный — неисполнительный и т.п.);
о отношением к самому себе (аккуратный - неаккуратный, чистоплотный — нечистоплотный, правдивый —лживый, имеет ли чувство собственного достоинства, потребитель или созидатель и т.д.); к своей силе воли (да или нет); к опасной ситуации (трусливый или смелый).
Вся жизнедеятельность человека связана с постоянным удовлетворением своих потребностей.
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 6722;