Природа человека и его сущность
С точки зрения субстанциалистского подхода к человеку, стремящегося найти неизменную основу его существования, неизменные «человеческие качества», «сущность человека» и «природа человека» — однопорядковые понятия. Однако если вместе с выдающимися мыслителями XX в. попытаться преодолеть субстанциалистское понимание человека, то различие между этими понятиями станет очевидным.
Понятие природы человека — предельно широкое, с его помощью можно описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограниченность. Природа человека — это уни-.кальное в своей противоречивости единство материального и духовного, природного и социального. Однако с помощью этого понятия мы можем лишь увидеть трагическую противоречивость «человеческого, слишком человеческого» бытия, адоми-нирующее начало в человеке, перспективы человека останутся скрытыми. Природа человека — это та ситуация, в которой находится каждый человек, это его «стартовые условия». М. Ше-лер, как и другие представители философской антропологии (М. Ландманн, А. Гелен и др.), склоняется к признанию телесно-духовной природы человека. Человек не может «выпрыгнуть» за пределы своей телесной организации, «забыть» о ней. ' В понятии природы человека отсутствует нормативность, оно характеризует человека с точки зрения «сущего».
1.1. Человекопознание. Природа человека и его сущность
Человек способен осознать противоречивость своей природы, понять, что он принадлежит к конфликтующим мирам -миру свободы и миру необходимости. Человек, писал Э. Фромм, находится и внутри, и вне природы, он «впервые является жизнью, которая осознает самое себя»1. Человек не чувствует себя дома ни в одном из миров, он — и зверь, и ангел, и тело, и душа. Осознан несобствен ной конфликтности делает его одиноким и полным страха. По словам испанского философа X. Орте-ги-и-Гассета, человек — это «воплощенная проблема, сплошная и весьма рискованная авантюра...»2
Из всех существ во Вселенной человек единственный, кто точно не знает, что он такое. Человек может перестать быть человечным, но он, даже поступая жестоко, делает это по-человечески. Человечность — нравственная характеристика человека, она отличается от понятия человеческого. Человеческое - это жизнь, данная вместе с ее осознанием. Из всех живых существ, писал русский философ Вл. Соловьев, только человек осознает, что он смертен.
Природа человека-это противоречие, имманентное (внутренне присущее) человеческому бытию. Но природа человека предполагает также осознание этого противоречия как собственного внутреннего конфликта и стремление его преодолеть. По мнению Фромма, это не теоретическое стремление, это потребность преодолеть одиночество, часто — ценой отказа от одной стороны своей «природы».
Ответов на вопрос, кто Я, может быть множество, но все они сводятся к двум, считает Фромм. Один ответ — регрессивный, он предполагает возврат к животной жизни, к предкам, природе, погружение в первичную коллективность. Человек стремится стряхнуть с себя все, что мешает ему в этом стремлении, — язык, культуру, самосознание, право. Философия предлагает человеку различные варианты регрессивного ответа: это и натуралистическая «идея человека», и прагматистский ее вариант, и торжество «дионисийского человека» Ф. Ницше. Другой ответ, другой путь — прогрессивный. Это путь собственно
1 Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 84.
2 Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // X. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991. С. 242.
12 Глава 1. Общественная мысль о проблеме потребностей человека
бытия, на котором человек обретает свою сущность. Сущность человека — это путь творчества, самопожертвования, интенсивного самосознания. В христианском мироощущении человеческая сущность — это образ Божий. Фромм выражает сущность человека в понятии бытия в противоположность обладанию. Для К. Маркса сущность человека - это универсальное отношение к миру, способность быть «всем». Для Ортеги-и-Гассета сущность человека — это постоянный риск, опасность, постоянное выхождение за пределы себя, способность человека к трансцендированию, к разрушению устойчивого образа Я, это не «вещное» бытие. Вещь всегда тождественна сама себе, а человек может стать кем угодно. Вл. Соловьев писал:
Человеку естественно хотеть быть лучше и больше, чем он есть в действительности, ему естественно тяготеть к идеалу сверхчеловека. Если он взаправду этого хочет, то и может, а если может, то и должен. Но не есть ли это бессмыслица — быть лучше, выше, больше своей действительности? Да, это бессмыслица для животного, так как для него действительность есть то, что его делает и им владеет; но человек, хотя тоже есть произведение уже данной, прежде него существовавшей действительности, вместе с тем может воздействовать на нее изнутри, и следовательно, эта его действительность есть так или иначе, в той или "другой мере то, что он сам делает...'
Итак, сущность человека - это результат его свободного выбора из двух возможностей, которые предоставлены ему его собственным существованием, его «природой». «Сущность человека» - это понятие из мира должного, это притягательный образ сверхчеловека, это образ Божий. Даже, казалось бы, вполне приземленное определение сущности человека как совокупности общественных отношений, данное Марксом («Тезисы о Фейербахе»), при внимательном рассмотрении обнаруживает идеальную нормативность, недоступность для полного и окончательного воплощения. Как отдельный человек может воплотить в своей конечной жизни простоту и монолитность жизни в первобытной общине, иерархию взаимоотношений сословного общества и т.д.? Из всех земных существ, заметил Вл*. Соловьев, один человек способен критически оценить сам
1 Соловьев Вл. Идея сверхчеловека//В.С. Солоньев. Соч.: В 2 т М 1989 Т II С. 613. ' '
1.1. Человекопознание. Природа человека и его сущность 13
способ своего бытия как не соответствующий тому, что должно быть. Соответственно сущность человека это тот «образ человеческий», который может стать ценностным ориентиром индивида, свободно совершающего свой жизненный выбор. Сущность человека — это не совокупность определенных качеств, которыми конкретный индивид может завладеть навсегда. Мостиком, который соединяет изначальную конфликтность человеческой природы, существование человека и его сущность, является свобода, следовательно, свободное действие. Свобода, свободное действие — это самодетерминированность, самоопределение, способность быть и оставаться причиной самого себя. Однако попытка представить абсолютно свободное, ничем и никем не определяемое действие сталкивается с парадоксами. Жизнь человека неотделима от внешних обстоятельств. Но эти обстоятельства разнообразны, они предоставляют различные возможности действия человеку, который совершает выбор. За совершением конкретного поступка, за определением конкретного способа действий стоит выбор, истоки которого коренятся в самой человеческой природе, — выбор ценностных ориентиров, смысла, направленности всей жизни в целом. «Мы свободны по принуждению», — писал Ор-тега-и-Гассет. Свобода тесно связана с осознанием противоречивости, лежащей в основе человеческой природы; с невозможностью уклониться от выбора как «жизненного» разрешения этого противоречия; с постоянными усилиями по поддержанию в себе человеческой сущности. Свобода неотделима от сущности человека. «Истинная свобода, — писал русский философ С.А. Левицкий, — есть не безответственная игра возможностями, а осуществление своих неповторимых возможностей, отягощенное ответственностью»1.
Человек — одна из самых больших загадок для... человека, по мнению французского мыслителя Б. Паскаля, «самое непостижимое явление природы». Уже Августин Блаженный тщетно вопрошал: «Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?» Когда-то весьма известный, даже знаменитый Н. Мальб-ранш в предисловии к своему главному труду «О разыскании истины» (1674) писал:
Левицкий С. А. Трагедия свободы. М.: Посев, 1984. С. 202.
Глава 1. Общественная мысль о проблеме потребностей человека
Из всех человеческих наук наука о человеке наиболее достойна его внимания. Однако это не самая почитаемая и не самая разработанная из всех наук, коими мы располагаем... Среди тех, кто прилежно занимается наукой, очень мало посвятивших себя ей и еще меньше - в ней преуспевших.
Великий И. Кант, обозначивший четыре главные проблемы философии: (1) что я могу знать; (2) что мне надлежит узнать; (3) на что я смею надеяться и (4) что такое человек — имел все основания сказать, что в сущности все проблемы можно было бы свести к последней из них. В трудах Канта немало ценных замечаний, помогающих познать человека: об искренности и лжи, об эгоизме, о мечтательности, фантазии, даже ясновидении. Но вопрос, что такое человек, он даже не ставит. Пожалуй, нет ни одного значительного мыслителя, который бы не обозначил проблему, как и нет мыслителя, который сколько-нибудь удовлетворительно решил бы ее.
Прошедший век не внес ясность в этот вопрос. По мнению Н.А. Бердяева, человек по-прежнему «загадка в мире и величайшая, может быть, загадка». Он и сегодня хотел бы знать, «кто он, откуда он пришел и куда он идет». М. Бубер подчеркивает: человек загадочен, необъясним, он представляет собой некую тайну, достойную удивления.
С незапамятных времен человек знает о себе, что он предмет, достойный самого пристального внимания, но именно к этому предмету во всей его целостности, со всем, что в нем есть, он как раз и боится приступить. Порой он делает такую попытку, но уже вскоре, подавленный множеством возникающих здесь проблем, отступает с безмолвной покорностью и либо пускается в размышления о всевозможных материях за исключением человека, либо расчленяет этого человека, т.е. самого себя, на составные части, которыми удобно оперировать порознь, без особых хлопот и с минимальной ответственностью1.
Попытки выявить «механизм» и основные этапы становления человека предпринимались наукой не раз, но и сегодня проблема кажется непомерно сложной. Бесспорных фактов мало, по сути их вообще нет. Уходящая в глубь тысячелетий предыстория человечества настолько многообразна, запутана,
См.: Вальяно М.В, Философия. М., 2003. С. 367.
1.2. История общественной мысли о проблеме потребностей
перегружена случайностями разного рода, что выделить даже существенное, определяющее можно лишь с большей или меньшей долей вероятности. Некоторые исследователи сравнивают проблему с «черным ящиком» — на входе его, во мгле ушедших тысячелетий, маячит стадная особь, мало отличимая от общих у человека и обезьян предков, на выходе - Homo sapiens (человек разумный).
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 3466;