И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Правовое сознание является формой общественного созна-
ния наряду с другими формами общественного сознания, такими
как политическое сознание, мораль, искусство, религия, филосо-
фия.
Правосознание общества и отдельных людей концентриро-
ванно отражает окружающую их правовую действительность в
определенных формах. Этими формами проявления правосознания
становятся юридические знания, взгляды, отношение к действую-
щему праву, практике его реализации, системе ценностных ориен-
таций, реально воздействующих на поведение людей с юридиче-
ски значимыми последствиями. Являясь совокупностью взглядов,
идей, знаний, чувств и переживаний, правосознание есть оценоч-
ное выражение отношения людей к правовым явлениям общест-
венной жизни, которое подразделяется на индивидуальное, груп-
повое и общественное.
Если говорить о функциях правового сознания, то главной
функцией правосознания наряду с отражением правовой действи-
тельности, является регуляция правомерного поведения участни-
ков правоотношений. Таким образом, функции правосознания сле-
дует понимать как конкретные направления его социальной роли и
присущие ему способы воздействия на общественные отношения.
Выделяют несколько основных функций правосознания –
познавательную, оценочную и регулятивную. Познавательная
(когнитивная) функция является результатом мыслительной дея-
тельности, связанной с отображением реальной действительности
в правовых категориях, знаниях, взглядах, представлениях, кото-
рые вызывают у человека оценочное отношение.
Оценочная функция выражается в эмоциональном отноше-
нии человека к разным сторонам и явлениям правовой жизни на
основе приобретенного опыта, правовой практики и полученных
знаний. Оценочная функция правосознания выполняет роль «энер-
гетического двигателя», в ходе которой возникает правовая уста-
новка.
Установка – это предрасположенность, способность индиви-
да воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и
на их основе формировать готовность действовать определенным
образом в соответствии с полученной оценкой. Регулятивная
функция правосознания осуществляется посредством правовых
установок, ценностно-правовых ориентаций в поведенческом акте
в виде правомерного или противоправного акта.
Правосознание обладает, безусловно, и другими важными
функциями, такими как воспитательная, прогностическая, назва-
ние которых говорит само за себя, но они в значительной мере
предопределены первыми тремя функциями и находятся в непо-
средственной связи с ними, отражая отдельные наиболее вырази-
тельные аспекты этих основных функций.
Правосознание состоит из двух структурных элементов: пра-
вовой идеологии и правовой психологии. Правовая идеология вы-
ражает познавательную, когнитивную сторону правосознания и
представляет собой систематизированное, научное выражение пра-
вовых идей, взглядов, знаний, принципов права и законодательства.
Правовая идеология формируется в процессе научного осоз-
нания различных общественных интересов с целью достижения
социального компромисса, который в свою очередь отражает
смысл и назначение права и действию человека придается целена-
правленный характер.
Правовая психология – это такая часть правового сознания,
которая выражает совокупность чувств, настроений, переживаний,
ценностных отношений человека, группы, общества, вызванных
правом.
Принято различать следующие уровни правового сознания:
обыденное, профессиональное и теоретическое.
Обыденное правосознание присуще основной части общест-
ва, которое складывается у большого числа неодинаковых людей,
и поэтому следует различать более высокий уровень обыденного
сознания, средний и ниже среднего.
Профессиональным правосознанием, как правило, обладают
юристы-ученые, юристы-практики, а также некоторые другие
группы людей. Особенность данного уровня правосознания за-
ключается в том, что его носителями являются люди, имеющие
специальное юридическое образование, а также государственные
служащие, которые призваны применять право в процессе своей
работы, обусловленной также нормами права.
Третий уровень правосознания – научный (теоретический).
Главная особенность этого уровня сознания состоит в том, что оно
выступает в виде целостной системы правовых знаний, выражен-
ных в юридических идеях, категориях и понятиях, призванных
раскрыть закономерности развития правовой действительности.
Изучая уровень общественного правового сознания, а также
уровень правосознания отдельных категорий граждан можно вы-
явить такую его особенность, как деформация. Формы деформа-
ции правосознания находят отражение как в форме нигилизма, так
и в форме правового идеализма.
Правовой нигилизм – отрицание социальной ценности права,
неуважительное отношение к нему, законам, правовому порядку, а
также правовая невоспитанность составляют сущность современ-
ного правового нигилизма. Нигилизм имеет место и в высокомер-
ном, пренебрежительном, скептическом отношении к праву, де-
монстрируемом отдельными государственными органами и долж-
ностными лицами различных уровней.
Известны две формы проявления правового нигилизма. Пер-
вая – открытое неприятие ценностей права, игнорирование его
принципов и норм. Вторая – приобретение и использование кон-
кретных знаний правовых норм в корыстных целях.
Если правовой нигилизм связан с недооценкой и с пренеб-
режительным отношением к праву, то правовой идеализм, наобо-
рот, с его переоценкой. Согласно правовому идеализму достаточно
принять «хорошие» законы, как жизнь сразу должна улучшиться.
Основанием возникновения этой формы деформации правосозна-
ния стали, как и при нигилизме, неразвитость и отсутствие устой-
чивой правовой культуры.
Под правовой культурой общества понимают такое состояние
его правовой жизни, которое, будучи обусловлено всем духовным,
политическим, экономическим и социальным строем, объективно
отражается в принятых государством нормах права. Правовая куль-
тура также отражает достаточный уровень реализации правовых
актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосозна-
ния и правового развития личности и всего общества, а также сте-
пень свободы поведения и взаимной ответственности государства и
личности, положительно влияющих на общественное развитие и
поддерживание самих условий существования общества.
Составляющими элементами правовой культуры выступают
право, правоотношения, правовые учреждения, правосознание,
правовая практика и правовая наука.
Формирование правовой культуры личности – это процесс
воздействия на нее множества факторов, зависящих как от особен-
ностей самой личности, так и от среды, в которой она находится.
Совершенно очевидным является и то, что правовая культура лич-
ности без осознания индивидом своего правового статуса, прав,
свобод и обязанностей не возникает.
Дата добавления: 2015-01-15; просмотров: 785;