Возникновение рабовладельческого хозяйства
Особенно ярким примером развития рабовладельческих отношений служит зарождение и развитие рабства в Древнем Египте. Развитие сельского хозяйства, ремесел и торговли в неолитическом и энеолитическом Египте подрывало устои первобытно – общинного строя. Движимое имущество (к примеру: скот) стало переходить в частные владения. Первичный матриархат, сменился патриархатом. Уже в додинастический период, начинает появляться частная собственность. Происходит переход от матриархата к отцовскому праву. Родовые связи ослабевают. Начинает формироваться сельская община.
Во времена Древнего царства, фараон действовал в интересах господствующей власти и жречества. В их поместьях и мастерских эксплуатировались рабы. Это люди, которые попадали в плен (кушиты, ливийцы, азиаты). Соотечественники попадали в рабскую зависимость довольно редко. Рабы делились на 2 категории: порабощенные (баку) и подвластные (хему). Именно подвластные, по-видимому, являлись детьми наложниц, которых биологический отец лишил права свободы и наследства. Рабы считались подданными царя, хотя фактически, они работали в патриархальной семье своего хозяина.
Рабов, в период Древнего Царства, было еще очень мало. Для вельмож и влиятельных чиновников открывалась широкая возможность использовать, кроме рабов еще и родовых общинников, которые находились в зависимости от них. Рост рабовладельческого хозяйства и в связи с этим потребность в иноземном сырье и в увеличении числа рабов повлекли за собой расширение внешней торговли, а также военной экспансии. Египетские фараоны отправляют вслед за торговыми экспедициями свои войска, чтобы закрепить при помощи оружия свое господство в соседних странах. Эти военные походы всегда имеют своей целью захват добычи, скота и рабов. Постепенно определяются и основные направления завоевательной политики. Первый фараон III династии Джосер вел войны на северо-восточных и южных границах Египта.
Рис. 23. Наскальная живопись. Земледельцы
Происходят коренные изменения и в социальной структуре. Различия в размерах могил позволяют предполагать, что в общинах уже ощущалось имущественное неравенство и что в них выделились вожди, погребавшиеся с особой пышностью. При раскопках таких могил, в большинстве своем разграбленных, обнаружены рукоятки ножей из слоновой кости, нередко с золотой обкладкой, тонкие ткани с художественной росписью. Выделяется крупная гробница вождя, найденная в Иераконполе. Ее стены были сложены из сырцового кирпича и украшены сюжетной росписью. Богатым общинникам и знати противостоят рядовые члены земледельческих общин. Излишки получаемых продуктов оказываются все чаще в руках знати, влиятельных общинников и служителей зарождающегося культа. Социальной дифференциации способствовало развитие скотоводства — отрасли, в которой интенсивно накапливался прибавочный продукт, попадавший в собственность племенной верхушки.
Рис. 24. Наскальная живопись. Египтянин с прирученным животным
Показательно, что в иероглифической письменности термины «знатность», «благородство», «достоинство» представлены изображением мелкого рогатого скота, иногда с печатью на шее, обозначавшей право собственности. Термин «наследство» обычно передавался изображением лежащего теленка. Даже термин «вождь», который со временем стал обозначать «царя», передавался рисунком (пиктограммой) посоха пастуха.
В этот период возникает институт рабства. Скорее всего, рабы появились в результате военных столкновений между, племенами и родами. Но в условиях первобытного строя, низкого уровня производительных сил было невыгодно брать людей в плен, так как это лишь увеличивало число едоков. Создание продуктивного земледелия, дающего большие урожаи, необходимость в дополнительной рабочей силе повысили ценность человеческого труда и дали возможность использовать труд пленников, которых, вместо того чтобы уничтожать, теперь оставляли в живых. Древние египтяне называли таких пленников выразительным термином «убитый - жив ой». Итак, прежде всего рабов давали войны. Однако в условиях растущей дифференциации до уровня рабов-пленников могли опуститься и бывшие общинники. Следовательно, формирующийся класс рабов мог пополняться из источников как внешних, так и внутренних.
Рис. 25. Земледелец. Наскальное изображение
В период рабовладельческого строя все жители Древнего Египта делились на три основных класса: рабовладельцы, рабы и крестьяне. В IV тысячелетии до н. э. в Египте стал складываться рабовладельческий строй. Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: всё, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые». Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые».
Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Египте наметились контуры трех основных прослоек, прообразы трех основных классов древнеегипетского общества: господствующий слой, куда входили потомки родоплеменной знати, жречество, зажиточные общинники; члены земледельческих общин, основные производители материальных благ древнеегипетского общества; прослойка рабов, пока весьма незначительная, но постоянно увеличивающаяся. Наиболее многочисленной была вторая прослойка, т. е. члены земледельческих общин, все более теряющих родовой характер, превращающихся в территориальные или соседские общины.
Рис. 26. Карта Древнего Египта
Рабы «бак» составляли особый класс египетского общества. Судя по документам, рабов продавали и покупали. Рынки рабов пополнялись за счет продажи военнопленных, порабощения впавших в долги бедняков. Однако в период Древнего царства эти источники были ограничены: завоевательные походы за пределы долины Нила были довольно редкими, а порабощение коренных египтян не поощрялось центральной властью, так как большой нужды в рабах еще не было. Имеющиеся рабы использовались практически на тех же работах, что и отряды подневольных работников. Резкой грани между жестоко эксплуатируемыми работниками вельможных и царских хозяйств, работающих под палкой надзирателя, и собственно рабами еще не было. Во времена Древнего царства сложилась специфическая система тотальной и жестокой эксплуатации основной массы египетского населения, зависимых работников и рабов (поголовное рабство, по словам К. Маркса), которая станет характерной чертой социальной структуры Египта последующих эпох. Эта тщательно организованная центральной властью эксплуатация низших слоев египетского общества порождала некоторую близость социальных интересов бедняков и рабов, приводила к возрастанию социальной напряженности в египетском обществе.
Таким образом, рабовладельческие отношения получили широкое распространение на территории Древнего Египта. Это самый яркий пример рабовладельческих отношений в древнем обществе. Можно считать, что именно Египет и стал родоначальником рабовладельческого строя.
В различные периоды Египта менялось и отношение к рабам — в раннем Египте пленных не брали вообще — их убивали, так как ограничения в производительности с/х труда и плодородности почвы не позволяли кормить большое количество «чужаков». Затем пленных не стали убивать — их называли «мертвый член семьи», но отношение к рабам было определено законами фараонов — охранялась его жизнь, гарантировалось питание, вводилась оплата за использование его услуг. Исторически имелись примеры, когда раб мог накопить вполне приличное состояние. Рабство носило более сервильный характер — то есть в рабство (серв) уходили добровольно (из-за долгов), или по решению общества из-за преступлений, из-за несовместимых с семейным укладом антиобщественных поступков (прелюбодеяние или кровосмешение и т. п.). Усыновление преступников или пленных в качестве сервов позволяло втянуть их в социальную структуру таким образом, что они оказывались под воздействием общественных и ритуальных санкций и были обязаны соблюдать принятые правила поведения.
Рис. 27. Культура Древнего Египта
Благодаря усыновлению преступники и пленные приобретали полный статус членов семьи с обязанностью соблюдать некоторые табу и ритуалы, выполнять иные обязательства. С течением времени они могли обрести полную свободу, но ее нельзя было получить с помощью выкупа, который платили, скажем, чтобы освободиться от долгов.
Рис. 29. Обработка земли. Фрагмент наскальной живописи.
Свободу можно было получить только в результате полной интеграции, а этого достигало обычно лишь второе поколение. Как член семьи, серв женился и растил детей согласно той системе, которая соблюдалась в семье, и только тогда интеграция считалась завершенной.
Земледелец в Египте создавал своим трудом больше продуктов, чем добывал охотник. Плодородные почвы долины Нила давали хороший урожай. Человек мог вырастить здесь хлеба и скота больше, чем было необходимо для его пропитания. Стало выгодным заставлять других людей работать на себя, чтобы отобрать у них часть созданных ими продуктов труда. Отобранный хлеб и скот можно было обменять на медь, золото, серебро и на изделия ремесленников. Так, в древнем Египте с развитием земледелия появилась возможность эксплуатировать тружеников — отбирать часть созданных ими продуктов труда. В древнем Египте сложился многочисленный класс крестьян. Крестьяне обрабатывали большую часть земли. Они имели небольшие наделы земли и вели свои хозяйства.
Рис. 30. Рыболовство в Древнем Египте. Наскальное изображение
Их эксплуатировали знатные люди своего же племени. Взносы вождю и старейшинам за управление делами племени превратились в принудительный и тяжелый сбор. Крестьяне должны были отдавать знатным людям часть собранного на своих участках урожая и часть приплода скота, да еще строить каналы и дамбы для орошения земель. Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: все, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые». Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые». «Живые убитые» составили в Египте класс рабов. Раб не имел никакого имущества; он сам принадлежал своему владельцу. Владелец раба имел право его бить, продать, даже убить. Рабов и рабынь заставляли выполнять тяжелый труд. Например, рабыни растирали камнями зерна в муку. Все произведенное трудом рабов принадлежало их владельцу. Он же давал рабам лишь столько еды, сколько было необходимо для того, чтобы они могли работать.
Знатные египтяне, захватившие рабов, составляли класс рабовладельцев. Сами они не работали, жили в богатых домах, окруженных тенистыми садами. Они носили одежду из тонкого полотна; на руках у них были золотые браслеты, на груди — ожерелья. На поясе висел кинжал с рукояткой, украшенной золотом. Самыми богатыми рабовладельцами стали вожди племен.[84]
Дата добавления: 2015-03-23; просмотров: 3995;