Оформление государственно-бюрократического аппарата Древнего Египта
В Древнем Египте хорошо развит бюрократический аппарат, который был организован по древним традиционным номам, и состоящий из: храмовых жрецов, писцов, царских чиновников. Важнейшие должности в государстве, такие как: верховные сановники, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов - занимали, члены дома фараона.
Первым лицом в государственном управлении после царя, являлся верховный сановник (джати), направлявший деятельность верховных судебных органов, руководил местным управлением, управлял государственными мастерскими, занимался работами царя, в его ведении находились различные государственные хранилища. Порой верховные сановники передавали часть своих функций, другим сановникам.
Значительного развития в Древнем царстве, достигло военное дело. Известны звания военачальников. Египетская армия делилась на две части: 1)небольшого отряда хорошо подготовленных солдат, 2)большого ополчения из крестьян, которые набирались в войско на несколько месяцев, и на время освобождавшихся от полевых работ.
В это время создаются важнейшие ведомства в государстве: военное, ведомство общественных работ, податно-финансовое и судебное.
Общинные суды вытеснялись представителями царской юрисдикции. Высшей судебной инстанцией являлись «шесть великих домов», она находилась в столице. Носителем высшей юрисдикции являлся фараон, который назначал судей из числа наиболее доверенных лиц, для разбора особо тяжких дел, связанных с преступлениями государственной важности. К царским судам относились: «коллегия тридцати», суды номов, суды городов. Также известны храмовые суды.
Находящиеся во главе «номов» - номархи, осуществляли управление областью и отдавали приказы о подготовке полей к посеву, возведении новых плотин, прокладке каналов, следили за сбором урожая и распределением его среди населения.
Такая форма социально-политического устройства, при которой глава государства, обладающий всей полнотой власти, обожествляется, управление осуществляется с помощью бюрократического аппарата, а свободное население страны обременено различными государственными повинностями, называется восточной деспотией. Существование бюрократической машины, означает усиление централизованной, сильной власти и её большой интерес в укреплении своих позиций. Начиная с Древнего царства, власть начала переходить по наследству, правда, в связи с этим и возникали проблемы в смутные времена и смене династий. Фараонов, как правило, имели одну главную царственную жену-египтянку, часто единокровную или, вовсе, родную сестру, и несколько второстепенных жен и наложниц. Все дети, рожденные от наложниц, сохраняли за собой право на престол, но сохранялся принцип первородства. Но, как уже говорилось, возникали смены династии, новые из которых могли основать, например, жрецы храмов, это порождало необходимость обряда легитимации новой династии.
При явной деспотии, власть фараона все же не являлась бесконтрольной, её сдерживал свод религиозно-моральных норм – «Маат». Соблюдение «Маата» считалось особой заслугой, для фараона. Именно от того, насколько правитель верно служил нуждам своего народа, особенно важным являлось взаимодействие с религиозным и военным слоями общества, зависела устойчивость и процветание государства, а также, насколько прочно и долго данный государь мог усидеть на троне. Власть в государстве концентрировалась у отдельных лиц, начиная с фараона.
Крупные рабовладельцы обладали огромными земельными владениями и стояли на верху социальной лестницы, занимая высшие должности при дворе фараона и в государственном управлении. Крестьяне-общинники оставались основной рабочей силой в государстве. Хотя рабский рынок в эпоху Древнего царства существовал, но рабов было еще мало.
Особое положение в египетском социуме заняли жрецы. Они были окружены всеобщим уважением, ввиду того, что единолично обладали знаниями о загробном мире, владели медицинскими знаниями, соответствующими тому времени, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой власти фараона, обожествляя и прославляя их. Хозяйства, находящиеся в храмовой собственности, освобождались от налогов и отработок в пользу государства. Раньше фараон был не только верховным правителем, но и верховным жрецом, но постепенно эти функции начинают разделяться.
Слой неджесов (мелких собственников), подразделяется на бедных или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - зажиточных представителей, которые становились торговцами и землевладельцами[33].
Дата добавления: 2015-03-23; просмотров: 3001;