Политическое развитие Египта в период Древнего царства.
В эпоху Древнего царства, в каждой из провинций была своя знатная семья, члены которой в течение многих поколений передавали по наследству должности правителя провинции и верховного жреца ее храма. Провинциальные правители могли завещать своим детям только семейные имения и место члена жреческого сообщества в местном храме своего родного края. А также, если не было особых препятствий, фараон всегда поручал управление провинцией ее крупнейшему землевладельцу. Жрецы же, едва могли не избрать самого влиятельного среди них. В своём родном городе, они позволяли ему называться титулами его предков, если даже он не исполнял всех этих обязанностей по этим должностям. Существует предположение, что данные провинции со своей знатью, гербами и своим ополчением, были остатками небольших независимых государств и они являются наследием древнейшего политического устройства страны. Эпоха этого устройства относиться к очень древним временам, так как в основе политического строя Древнего царства лежали уже другие условия: оно состояло из двух царств, связанных личной унией. Оба государства управлялись раздельно, но однажды за всю эпоху Древнего царства был высокопоставленный сановник, который управлял, как наместник, всей страной: им был Кагемне, «начальник юга и севера».
Рис. 11. Во дворце фараона. Древнеегипетская роспись на стенах усыпальницы
Деление страны на две части соблюдалось всегда. Вся система правления в государстве, была разделена на «два дома»[29], даже имущество храма или государственные земли принадлежали «двум домам, северному и южному». Вся собственность государства разделялась на две части, высокопоставленные чиновники, надзиравшие за казной и складами зерна, всегда назывались - управляющими «двумя домами серебра». Царские драгоценности были изготовлены в «двух мастерских». Для поддержания жизнедеятельности, имелись две «обители пищи». Изначально, военное ведомство также делилось на две части, но в этой области египтяне быстро почувствовали необходимость объединения власти, потому что это ведомство должно было быть единым, чем двойственным;
Система управления была разной для обеих половин царства. Верхним Египтом управляла знать юга, а, равных, им по чину, на севере не существовало.
Верхний Египет делился на некоторое число округов, каждый из которых владел собственным местным самоуправлением. Мы не можем знать, в какой степени эти округа совпадали с провинциями страны. «Великих людей юга» было около тридцати, но некоторые только числились участниками в управлении страной, поскольку их «округами» были, либо пустыня, либо Нил или области, занимающиеся рыбным промыслом.
Эти наместники, которые всегда носили гордое звание «первый после царя», выполняли две роли – судьи и администратора. Наместник являлся судьей, и главой округа, в подчиненной ему части страны, а если там находился большой город, он также был правителем этого города. Этому главныму чиновнику подчинялись чиновники, более низкого ранга; но большинстве случаев данные чиновники владели только титулами, не имевшими подлинного значения. Эти бюрократы очень любили давать себе особый титул; Если, кто-то из них передавал приказы царя, для своего округа или города, то он именовал себя «тайным советником царских приказов», а если в обязанности чиновников входил контроль общественных работ, то они именовали себя - «управляющими царскими работами». Если чиновники собирали налоги или командовали ополчением, они имели титул «управляющего домами продовольствия» или «управляющего военным ведомством».
Рис. 12. Древнеегипетские боги Ра (слева), Осирис (справа)
Ежели кто-то из них владел конторой для секретарей, которые имели отношение к его управленческой или судебной работе, он принимал титул - «управляющего царскими писцами» или «управляющего судебными писцами». Помимо того, чиновники, имели жреческие обязанности. В качестве судей они были служителями богини истины – «Маат»; преданность семье фараона, заставляла их быть жрецами царя и его предков; они почти всегда получали должность пророка богини космологии – «Хекет» (богиня плодородия), изображавшейся в виде лягушки или женщины с лягушкой на голове[30].
Дата добавления: 2015-03-23; просмотров: 3618;