Функция формирования нравственных норм и морального климата.
Эта функция естественно вытекает как из содержания, наполнения всех форм обрядности так и из самого факта ихналичия и проведения. Наполнение песен, танцев, обычаев чистыми человеческими отношениями, естественной манерой исполнения, без вульгарности формируют сознание человека.
В коллективном творчестве, игре формируются нравственные нормы общежития, моральная атмосфера, но при непременном условии, когда люди знают и владеют человеческими формами творчества.
Упомянем в этой связи о таком древнем обычае во время праздников как кулачные "бои". Но скорее это были не бои, а игры. В народе они назывались "кулачки". Нам приходилось много раз беседовать с участниками этих кулачных игр, которые прекратились в начале XX столетия.
Оказывается, что это никакой не пьяный мордобой, который показывают в фильмах, описывают в художественной литературе с явно идеологическими целями, чтобы подчеркнуть низкую культуру народа при царском режиме.
Старики, участники таких игр, нам рассказывали, что "кулачки" начинали, как правило, дети. И когда дети устают, или одна сторона побеждает другую, на выручку приходят подростки. "Кулачки" продолжаются уже в другой возрастной группе. После подростков борьбу продолжают юноши повзрослее. За ними вступают в схватку взрослые мужчины. Старики, женщины наблюдают поодаль за ходом борьбы и следят за соблюдением правил всеми участниками. Старики вступают в борьбу самыми последними.
Мы не будем далее детализировать это явление, но, как отмечали рассказчики, после "кулачек" не было обид, хотя было много разбитых носов и синяков.
В подтверждение этих рассказов нам удалось найти важную историческую информацию. Выдающийся русский историк С.М.Соловьев в своем очерке "О состоянии России в эпоху деятельности М.В.Ломоносова", пишет: "В царствование Екатерины II был указ: "Учредить надзор за кулачными боями, чтобы бойцы не били противника ножами, камнями, не бросали песок в глаза".
Мы в этой связи отметим, что правители царской России не запретили тогда этого обычая, уважая традицию и понимая значение ее для формирования здоровой среды обитания, а также в воспитании защитника Отечества.
Данный обычай рождён был в условиях, когда каждый день и час поселения людей должны быть готовы к отражению набегов кочевых народов. Как пишет летописец: « И нападёт половчанин, и убьёт смерда, и заберёт жену и детей»
Дата добавления: 2015-03-20; просмотров: 511;